Председатель, идеолог, а главное, создатель московского фестиваля «КомМиссия» десять лет назад, художник-комиксист Хихус (Павел Сухих) на взрослого похож слабо. В 35 лет он носит один длинный дред на затылке, широкие штаны и подростковую ухмылку. Но когда трет под очками глаза, старается спокойно объяснить присутствующим взрослым, что с подростками лучше разговаривать о социальных проблемах на их языке – это хотя бы поможет завязать диалог.
- Сложен сам пубертатный возраст и чуть старше, когда много чего хочется, но ничего нельзя и не предлагается альтернативы. Поэтому выйдя из этого времени, многие пытаются забыть о нем как о страшном сне. Но иногда очень полезно о нем вспомнить, - рассказывает Хихус. - Само определение «трудный подросток» кажется нам, организаторам проекта, неточным. Ведь молодой человек, который предлагает сверстникам написать на заборе неприличное слово, не очень-то и трудный, потому что в социальном плане он вполне адаптирован к своей среде. А подросток, которому хочется поговорить о Феллини лет в 12 – действительно труден. С точки зрения взрослого он вряд ли скажет что-то интересное, в понимании сверстников – он псих. Таким образом, вокруг него образуется вакуум. Я сам через это проходил и знаю как это тяжело.
Проект «Респект» (уважение) (http://www.respect.com.mx/) создан для того, чтобы подтолкнуть молодых людей к размышлению на социальные темы, например, ксенофобии. Организаторы проекта уверены, что при постоянном смешении национальностей, культура межнационального общения сама по себе нигде не рождается. Этому нужно учить. Или хотя бы подталкивать к тому.
«Нам, инициаторам проекта, кажется, что Респект (уважение) может быть одним из ключевых понятий в этом сложном вопросе. Научившись уважать себя как личность, человек сможет с уважением относиться к другим людям и культурам. И это на любом уровне: идет ли речь о соседях по лестничной площадке, уличном торговце или о миграции как мировом явлении. «Ты не обязан любить своего соседа, просто начни его уважать», - написано в манифесте программы.
- Но говорить с молодежью на их языке, сленгом - дешевый популизм, способный развратить их еще больше,- возразили из зала.
Молодая библиотекарь Ира Климова парировала: « Но от литературного языка они отворачиваются. Мы часто проводим мероприятия для школьников. И ни у кого из библиотекарей не возникает сомнения в том, что они говорят с подростками на своем взрослом литературном языке, не понимая что говорят школьники, не зная чем они увлекаются и какие смотрят фильмы. Язык подростков не пошлость – это просто язык другой вселенной. И когда мы пытаемся что-то втирать школьникам про толерантность и наркоманию, им становится смешно от того как мы это делаем».
Социальные комиксы давно распространены за границей, где они имеют либо популистский образовательный характер, либо авторский политический, на который нередко наложено табу.
В России социальные комиксы появились тоже благодаря Хихусу. Он и художник Алим Велитов недавно сделали первый комикс «Тачки» из серии образовательных комиксов для выпускников детдомов. По словам Хихуса, эти подростки как никто другой не выносят нудных лекций о взрослой жизни и о том, как правильно распорядиться социальным пособием.
- Однажды мы спросили будущих выпускников о чем они мечтают после выхода из детского дома. Почти все ответили: «Купить тачку и стать крутым водилой». Однако оказалось, что ребята представляют себе вождение машины как в мультфильме: сел – и поехал, не зная о заправочных маслах и страховых компаниях». Так и появился проект, который в ненавязчивой форме показывает подросткам как вести себя во взрослой жизни.
Но «Респект» не рассказывает как правильно что-то делать. Скорее, с его помощью можно понять каким смешным и нелепым можно оказаться, угнетая других людей.
«Нам не нравится как работают в школе со словом «толерантность», - рассказывает Хихус. – Мы часто бываем в обычных школах и, учителя жалуются, что Управление образования спускает им директиву проводить часы толерантности, не давая никакого конкретного методического материала. Они теряются и просто предлагают школьникам заниматься своими делами в отведенное время. И мы их не осуждаем. У нас есть свой вариант как говорить с подростками на их языке и добиться понимания: мы предлагаем социальные комиксы как дискуссионный - не дидактический - материал. Они помогают донести до подростков масседж. Сами по себе эти книжки ничего не решат».
Но даже карманные книжки комиксов - это лишь толчок для разговора. Предстоит задача научить взрослых работать с подростками, не воспринимая их как ненормальных существ. Ведь команды проекта «Респект» на всю молодежь страны не хватит. В общем, вопрос толерантности остался открытым не только к идеологическим и национальным меньшинствам, но и возрастным.