В храме все должны быть серьезны, кроме того, кто является предметом культа.
Оскар Уайльд
Подмена сути вопроса формальной его стороной - один из излюбленных способов бюрократии замылить любое дело, отмазаться от исполнения непосредственных обязанностей, не предпринимать никаких действий.
Вот, к примеру, сейчас идет Олимпиада, сборная России завоевывает медали разного достоинства, и в итоге, надеюсь, завоюет их достаточно, чтобы оказаться на высокой позиции в мировом рейтинге (скорее всего, на четвертой или пятой, но неважно). Будет ли такая высокая позиция означать, что спорт в России развит широко и повсеместно? Конечно, нет. Да, у нас по-прежнему не переводятся спортсмены-самородки и сохранились в наличии квалифицированные тренеры (хотя нужда заставляет все чаще прибегать к услугам иностранных специалистов), но мы же все прекрасно знаем, что на самом деле условий для массового занятия спортом у детей нашей страны нету. Можно, конечно, сказать, что и сами дети сейчас не очень тянутся к регулярным физическим упражнениям, но ведь никуда не денешься от отсутствия доступных секций, тренировочных залов, бассейнов и прочего. Блеск медалей -- одно, а здоровье нации -- совершенно другое, мне кажется, гораздо более важное.
Или взять шумное, скандальное, одиозное уголовное преследование панк-группы Pussy Riot. Суд над тремя девушками из группы -- Екатериной Самуцевич, Надеждой Толоконниковой и Мариной Алехиной - идет как раз сейчас, репортажи о нем мелькают в теленовостях, так что все в курсе. Будучи человеком атеистического воспитания (как, впрочем, и большинство тех, кто родился и вырос в Советском Союзе), я не берусь оценивать степень нанесенного ими оскорбления именно религиозному чувству истинно верующих людей. Однако, как известно, против Бога они ничего не пели и не отрицали его. Форма их панк-молебна, на мой вкус, была ужасна, но, опять же на мой вкус, попсовые концерты, транслирующиеся по главным телеканалам из главных концертных залов страны, не менее ужасны.
И я согласен с Валерией Новодворской, назвавшей Pussy Riot узницами без совести за «плохое воспитание и неуважение к богомольному народу, бестактность и эпатаж». Узником совести, если уж на то пошло, был Иисус Христос.
В самом деле, нельзя так выступать в храме, в котором могут находиться действительно верующие люди. Полно других, более подходящих площадок.
Но суть дела в том, что они уже отсидели пять месяцев, а осудить их могут еще на семь лет. Хотя красная цена проступку, я убежден, - 15 суток за мелкое хулиганство. Не убили, не украли -- и столько сидеть? Если какое-то дурацкое исполнение песни угрожает духовным основам, то какова тогда цена таким основам?
Мне вот кажется, что Русская православная церковь в лице ее высших иерархов могла бы обратиться к государству: отпустите вы их уже, сколько ж можно. (Хотя и знаю, что вмешательство института Церкви в государственные дела часто приводит к печальным последствиям.) Со стороны РПЦ придавать большое значение таким происшествиям, значит, умалять себя. Достойно ли?
Почему-то я уверен: прояви Церковь милосердие, государство в лице правоохранителей и суда немедленно бы ее послушалось. Когда надо, они у нас быстро делаются послушными, общеизвестно.
Сторонники сурового наказания панк-девушек частенько говорят: вы представьте, что было бы, если б они спели в мечети или синагоге. Мол, растерзали бы их там, а мы, стало быть, уже проявили милосердие, сохранив им жизнь. Та же подмена сути дела формальной стороной. Как можно вообще вести речь о насильственном лишении жизни? Что за дикость? А прощение не может быть частичным, только полным.
Сто с небольшим лет назад Лев Толстой написал: «Учение Христа в том, чтобы люди любили друг друга, не платили злом за зло, не судили, не убивали друг друга».
Допускаю, что для РПЦ Лев Толстой не авторитет (к вопросу о формальностях), хотя в мире, полагаю, его авторитет не вызывает сомнения. Но люди верующие говорили мне, что в святых для них книгах можно найти все, вплоть до инструкции -- как себя вести в той или иной трудной ситуации. Что ж, пожалуйста, Евангелие от Луки: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете».
Другие материалы автора читайте на сайте газеты "Воронежский Курьер".