Никелевая тема в нашей области меняет формат. Протестное движение, судя по недавнему митингу в Грибановке, в котором приняли участие всего 500 человек, сходит на нет. Зато получил распространение эпистолярный жанр. После того как к губернатору обратились казаки, о чем «ВК» сообщал во вторничном номере, письмо Алексею Гордееву написали общественники из Аннинского и Бутурлиновского районов, негодующие по поводу «массированного психологического воздействия» на граждан.
Общение населения с УГМК: форум Добыча никеля в Воронежской области
Первыми эпистолярный жанр использовали закоперщики протестного движения. В частности, одна из активисток общественной организации «Зеленая лента» Валентина Боброва выпустила брошюру, где передергивала факты настолько, что выходило, будто Уральская горно-металлургическая компания Искандера Махмудова и Андрея Козицына, победитель конкурса Роснедр на освоение новохоперских месторождений никеля, построит у нас не горно-обогатительный, а металлургический комбинат. Со всеми вытекающими для экологии печальными последствиями. В брошюре утверждалось, что местным работы на будущем ГОКе не найдется. Добычей руды займутся гастарбайтеры и переселенцы с Урала, имеющие богатый опыт деятельности на заводах УГМК.
Ответ не заставил себя ждать. В минувший понедельник первыми на антиникелевую пропаганду отреагировали казаки. Они попросили Гордеева создать новую площадку для диалога с участием специалистов и общественных деятелей, которые «могли бы квалифицированно объяснить жителям области все плюсы и минусы строительства горнодобывающего комбината и разработки никелевых месторождений в Новохоперском районе». Казаков не устраивает, что в решение вопросов, касающихся развития региона, вмешиваются жители Волгоградской области, в том числе Урюпинска.
Ну а теперь невиданную гражданскую активность проявила общественность Аннинского и Бутурлиновского районов. Про «массированное психологическое воздействие» говорится в письме аннинцев. Как отмечается в эпистоле, одна из целей всех антиникелевых оппозиционных акций - подрыв авторитета губернатора Алексея Гордеева и облправительства. Никель, как считают в Анне, «стал предметом спекуляции безответственных политиканов, породил потоки лжи и домыслов конкурирующих политических сил. Особенно заметны ревностные выступления представителей соседних регионов». Речь, конечно же, об урюпинцах.
«Воронежская область с приходом Алексея Гордеева имеет налаженный, четкий ритм работы во всех сферах, - заявила общественность Аннинского района. - Заметно преобразился Воронеж, благоустраиваются райцентры. Наша область активно участвует во всех федеральных программах, разрабатываются и внедряются свои проекты. За последние годы заметно поднялся уровень сельхозпроизводства и перерабатывающей промышленности, больше внимания уделяется социальной сфере. Только в Аннинском районе за последние три года в АПК освоены десятки миллиардов -- на строительстве элеватора, современной средней школы, физкультурно-оздоровительного комплекса, завершении газификации райцентра и сел, реализации программ водоснабжения, ремонте дорог, жилья, модернизации здравоохранения».
Общественность Аннинского района, как говорится в эпистоле, «глубоко обеспокоена тем, что идут нападки на руководителя нашей области: очернение его (Гордеева. -- К. Ч.) действий и доброго имени могут привести к срыву четкого ритма развития нашего региона, а соответственно, и района. В заявлениях губернатора неоднократно подчеркивалось, что в принятии своих решений он всегда исходит из интересов граждан». И аннинцы, и бутурлиновцы считают, что «необходимо больше информировать население по обсуждаемой теме со всеми доводами, но не на улицах во время пикетов, а в нормальной обстановке: на собраниях в коллективах по месту жительства. Уличная демократия -- не метод достижения гражданского согласия».
Как можно понять из писем аннинцев и бутурлиновцев, они тоже переживают за экологию и чистоту воронежских рек, но, в отличие от оппонентов, ратуют за конструктивный диалог с властью и специалистами.
Между тем никелевая тема получила развитие на федеральном уровне. Фактически в защиту оппозиции выступили «Литературная газета» и еженедельник «Завтра», кажется, не разобравшись в ситуации. В то же время у сторонников цивилизованного никелевого диалога появился неожиданный союзник -- самый, пожалуй, сильный в России публицист из либерального лагеря Юлия Латынина. «Воронеж -- депрессивный регион, -- пишет Латынина, -- денег нет, люди бегут или спиваются, зарплаты в нашей горнорудной промышленности действительно высокие, а предложение движения «В защиту Хопра» обеспечить занятость населения за счет создания «туристических маршрутов к природным и культурным памятникам» вызывает гомерический хохот».
В «Ежедневном журнале» Юлия Латынина высказала предположение, что за антиникелевыми протестами торчат уши «Норильского никеля», который проиграл конкурс Роснедр на разработку новохоперских месторождений: «А потом родилось удивительное экологическое движение -- надеюсь, не надо никому в России объяснять, что, если в городе с населением в 5 тыс. человек на демонстрацию выходит 6 тыс., такое возможно только при соучастии властей?». Под властями она имеет в виду, понятно, не губернатора с облправительством, а руководство «Норникеля». Самое интересное, что, как утверждает Латынина, УГМК скупила новохоперские земли в месте предполагаемых разработок задолго до объявления конкурса Роснедр, о чем прознали в «Норникеле» и объявили оппонентам войну. Иными словами, в случае с «массированным психологическим воздействием» на наших граждан имеет место конфликт двух бизнес-кланов. Жители Воронежской области, как, впрочем, и урюпинцы, стали его заложниками.
Другие материалы автора читайте на сайте газеты "Воронежский Курьер".