В мае 2012 года в регионе прошел тендер на разработку подземным способом медно-никилевых месторождений «Еланское» и «Елкинское». Еще до оглашения его результатов, данный факт вызвал большие волнения и напряжение социума. Еще бы!
А думали, народ все проспит? Но проснулись все: и кто надо, и кто хочет погреться и пораскрутиться… Сразу на ум приходит много вопросов: кому волнения выгодны? А что на самом-то деле? Кто хочет поднять свой рейтинг на благодатной ниве? Кто против кого хочет поиграть в черный пиар?
Неужели все так плохо? Может быть, хоть так можно заставить всерьез задуматься о проблемах экологии и о мнении населения, которое по удивительной случайности в вопросах вреда от добычи руды совпадает с оппозиционным?
Сейчас всплывает много информации о тех или иных фигурах со стороны, в том числе зеленой оппозиции. Конечно, количество целей, которые ими преследуются не единично (и отвлечение внимания от других проблем в других регионах, и поднятие рейтинга в грядущей предвыборной гонке, и так далее), но региональная власть уже дала правильную адекватную реакцию: создана комиссия по экологической политике и охране окружающей среды Общественной палаты Воронежской области, которая провела опрос населения и по его результатам озвучила основные темы для обсуждения; также на официальном сайте уполномоченного по правам человека в Воронежской области открыта информационно-дискуссионная площадка по никелевой проблеме, туда, кстати, приглашаются все заинтересованные лица; еще при губернаторе создан Общественный совет, возглавляемый академиком Чернышовым, в составе которого числятся эксперты и общественность.
Скажем «ДА» шагам по формированию гражданского общества в РФ, особенно в отдаленных от столицы местечках. Конечно, этого мало, но этого хватит на «выпустить пар», кстати, именно так воспринимают Общественную Палату столичные экологи. Да, пар надо периодически выпускать, иначе котлы взорвутся, и это прекрасно всеми понимается.
А неужели региональный аппарат действительно готов взаимодействовать со всеми гражданами и организациями по решению этой проблемы? И готов решать ее в интересах жителей Воронежской области? Значит, волна протестов уже добилась маленькой победы?
Между прочим, на кону ах какой лакомый кусок: запасы ископаемых уже подсчитаны, по данным Академика Чернышова, это 1 миллион 172 тысяч тонн никеля, 132 тысяч тонн меди, более 26 тонн золота и около 600-700 тонн серебра. Это настоящий фурор, особенно на фоне уже практически исчерпавших себя «жирных» месторождений Норильска и Кольского полуострова. Только иностранцы готовы извлекать и обогащать руду с содержанием никеля в количестве 0,3 процента, а мы, россияне, ориентируемся на содержание в руде одно- и двухпроцентных примесей никеля, как раз такие и представлены в Воронежской провинции. То есть, у нас здесь залегают богатые руды, где содержание никеля крайне велико. Естественно, данные запасы принадлежат государству, которое о них периодически вспоминает – на этот раз уже всерьез.
Но что же нас в данном мега прибыльном проекте смущает? Наверное, кто-то явно, а кто-то подспудно, чего-то боится…
Наверное, боимся навсегда испортить черноземы - житницу России? А вдруг это не страшилка, а правда? Наверное, нам не нравится уже получивший свое название подход УГМК к разработке никеля: «Пришёл, забрал – ушёл!». С чем останемся? А как сложится судьба заповедника? На природе сэкономим? Из сего следует: нужно закладывать действительно большие суммы на решение проблемы с отходами (хвостами, воздушными выбросами, водами), строго следить за ситуацией на всем протяжении функционирования КОКа, начинать думать об экологии! На дворе 21 век!
Вместо послесловия: Да, всем понятно, что при таком раскладе, какой сложился в стране с никелевыми месторождениями, запасы воронежской провинции с большей долей вероятности будут разрабатываться. Не будем забывать, что Федеральное Агентство по Недропользованию «Роснедра» уже провело тендер. Да, даты пока успокаивают – что-то начнут делать не раньше 16 – 18 годов, то есть время на принятие конструктивных, взвешенных и нужных решений еще есть. Что же нам нужно? Нам нужны здравые компромиссы, экономическое развитие региона, жить в нормальных условиях и здоровая экология!
Вопрос к населению остается открытым. Никель: мы за или против?