И совпадут слова с делами
Итак, Лондонскую Олимпиаду в России признали вполне успешной. Везде на высоком уровне подчеркивается, что отечественный спорт, переживший вместе со страной очень трудное время, вновь набирает обороты. Правда, в общем оптимистическом хоре нет-нет да и прозвучит сольное несогласие. Дескать, выступили успешнее, чем четыре года назад, однако впервые за все годы (исключая царские времена) оказались за пределами первой тройки в неофициальном командном зачете. Да, общее число наград больше, чем у англичан, расположившихся после американцев с китайцами, но первых мест у представителей Туманного Альбиона больше, чем у россиян, а именно по ним и определяют неофициальное первенство.
Тема относительно того, по каким критериям объективнее определять итоги, в течение Игр так набила оскомину, что лучше к ней не возвращаться. Сейчас лучше остыть и хорошенько подумать, как в дальнейшем развивать сию привлекательную во многих отношениях отрасль человеческой деятельности. Специалисты подчеркивают, что Россия не определилась с конкретностью своего направления. Мол, мечется между Америкой и Китаем. От своего советского отказалась, передав на откуп Поднебесной, а на новый еще не перешла. Но каким он может быть, этот свой новый путь?
Руководство отрасли в лице министра Виталия Мутко приходит к едва ли не забытым истинам. Питательной базой для спорта высоких достижений называет массовый спорт. Именно здесь зарыта собака, которая требует к себе самого пристального внимания и государственных органов, и спортивных организаций, и самих спортсменов. Сей тезис олимпийцы утвердят в очередной раз 1 сентября, когда побывают в школах своих регионов, где учились и делали первые шаги к Олимпу (в том числе в Воронеже). То есть ничего нового в форме популяризации массового спорта не произойдет. Придут на «уроки с чемпионами» школьники, потрогают великих, пощупают, а как отзовется в сердцах и душах такая пропаганда -- одному Господу известно.
Еще один почти забытый постулат вынимается из забвения -- вузовский спорт, от которого в советскую эпоху о-го-го как много происходило! Взять хотя бы воронежскую гимнастику имени Штукмана -- так она пошла плясать буквально от химфака ВГУ. Оттуда они, Тамара Люхина, Любовь Бурда, Елена Давыдова… То есть имеет место реверанс в советское прошлое, однако методы, видимо, должны меняться. Причем кардинально. Муштра, дамоклов меч, жестокая дисциплина -- все это перешло к китайцам, где помножилось на колоссальный ресурс населения, которое не жалко кидать в пекло олимпийских войн хоть поколениями. А свободный выбор ребенка, естественные для него биологический рост, умственное совершенствование, гражданское становление (что подразумевается под пластом студенческого спорта в системе более широкого понятия массовости) -- это, надо понимать, та же медаль, но с другой стороны. Или под нажимом, как в Китае, или под осыпающимися на одаренного спортсмена сопутствующими американской демократии правами и возможностями.
Вот
Россия и разрывается между собой прошлой и будущей, переформатировавшись, с одной стороны, в нынешнюю кузницу олимпиоников Китая и сохраняя, с другой, лучшие образцы из советского прошлого, что сближает ее с системой спорта высших достижений, давно и прочно культивируемой в США. Лучший вариант, конечно, не раздваиваться (а также не растраиваться и не расчетверяться), а собраться в кучку -- вот он и есть свой особенный путь дальнейшего развития спортивной отрасли.
В России нет такого ресурса собственного населения, как в Поднебесной, но нет и известных преимуществ Америки -- стабильное общество, достаток в семье, обеспечивающий ребенку не только минимум, но и максимум для его роста и становления (для этой самой массовости в нынешнем ее образе). Если страна будет развиваться, а не разрываться, тогда и массовый спорт придет на наши улицы в образе праздника. И в такой же последовательности продолжится в студенчестве наших детей, внуков и правнуков. И все у нас получится, если намерения президента страны и желания его избирателей (спортсменов, тренеров, учителей физкультуры, руководителей федерации -- и всех, всех, всех…) хоть раз за десятки лет совпадут и после слов обрастут делами.