Пройдемся?
Тротуар - пешеходная дорожка по сторонам улицы вдоль домов. Такое определение дал Сергей Ожегов в «Словаре русского языка». А вот само слово, как считается, привнес в наш язык лет 200 назад, на рубеже XVIII - XIX веков, Николай Карамзин.
Дорожки вдоль домов создавались для безопасности пешеходов в связи с развитием в городах транспорта. Сперва они были примитивные, но с ростом числа автомобилей приобрели современный вид. Стали выше дорог, уперлись в бордюры. А для удобства пешеходов тротуары стали покрывать асфальтом. В последние годы в Воронеже и в других городах на главных улицах асфальтовое покрытие тротуаров меняют на цементную декоративную плитку. У новостроек, как правило, тротуары сразу покрывают плиткой.
И асфальт, и плитка имеют свои достоинства и недостатки. Например, московские власти считают плиточное покрытие тротуаров экологичнее, красивее и долговечнее. Правда, укладка 1 кв. м плитки стоит в три раза дороже асфальта, но служит она до 30 лет. Асфальт на пешеходных дорожках лежит лет 10 - 12, то есть в три раза меньше. При ремонте подземных коммуникаций снять и уложить куски асфальта гораздо сложнее, чем вынуть и уложить плитки. Асфальт требует уплотнения, а на тротуаре не всегда возможно применение тяжелой техники, поэтому сложно сделать покрытие плотным и ровным, чтобы избежать появления луж. Замораживание воды в порах, трещины на поверхности асфальта приводят к разрушению покрытия.
Я пытался узнать стоимость работ по укладке асфальтового и плиточного покрытия в Воронеже. Обратился в управление ЖКХ, оттуда меня направили в управление благоустройства и строительства дорог. Мне разъяснили, что укладку плитки производят различные организации. При строительстве зданий обустройство прилегающей территории входит в смету строительства. Кроме того, стоимость плитки разнится -- зависит от производителя, качества и размера. Однако собеседники согласились, что в среднем стоимость плиточного покрытия в 2 -- 3 раза выше асфальтового.
Я насчитал на улицах Воронежа около 25 видов плиточного покрытия разной конфигурации. Приходится констатировать, что в городе отсутствует единый стандарт по укладке плиточных покрытий на тротуарах. Каждый «хозяин» территории выбирает плитку по своему вкусу и разумению. Примеров множество: положительных и отрицательных. Хорошо смотрятся тротуары на проспекте Революции у «Пролетария» и на Ленинском проспекте у дома № 111а, а у соседнего дома № 111 покрытие тротуара на разных уровнях, поэтому после дождя и таяния снега здесь образуются большие лужи, которые приходится обходить стороной. В центре города у дома № 3 на Пушкинской асфальт тротуара с многочисленными заплатами, а местами вовсе отсутствует. На улице Победы у дома № 29 тротуар на две трети длины дома покрыт плиткой, а на остальной части тротуара (примерно 12 - 15 метров) лежит негодный асфальт. На улице Остужева местами уложены плитки со щелями между ними шириной 4 - 5 см. Это создает неудобство для детских колясок, колесики которых попадают в щели, и для женщин на высоких каблуках.
Эксперты указывают на основные дефекты плиточного покрытия: слабое крепление плиток, трещины и поломки, особенно крупногабаритных, разрушение тротуара от наезда автотранспорта, от дождя и обычное хищение. Только в одном месте у дома № 99 на Ленинском проспекте разрушено и похищено плитки на площади примерно 15 кв. м. А началось все с наезда автотранспорта, под которым покрытие дало трещину. Я тогда обращался в управу Левобережного района с предложением произвести ревизию состояния тротуаров района и восстановить плиточное покрытие на Ленинском проспекте ко Дню города. В ответном письме мне сообщили: проведена ревизия состояния плиточного покрытия по Ленинскому проспекту и в рамках выделенного финансирования, после проведения котировок и определения подрядной организации будут определены конкретные адреса ремонта плиточного покрытия. На деле же пока ничего не изменилось. И сомнительно, что эта работа будет выполнена в текущем году.
Очевидно, у местных властей за истекшие годы приобретен достаточный опыт пользования плиточными тротуарами, чьи достоинства оправдывают себя при должном качестве самой плитки и ее укладки.
Однако, мне кажется, пренебрегать асфальтом не стоит. Как известно, разработана рецептура нового поколения асфальта, в состав которого входит полимер-битумное тянущееся вещество, позволяющее асфальту служить дольше, не требуя постоянного ремонта. На том же Ленинском проспекте - от улицы Димитрова в сторону Железнодорожного района - на участке примерно 200 метров тротуар покрыт асфальтом, который грешно трогать, а дальше вдоль завода «Электроника» асфальт в таком состоянии, что не выдерживает критики. За ним - плиточный тротуар.
Таким образом, система содержания и ремонта пешеходных дорожек в городе - и асфальтовых, и плиточных - выглядит малоэффективной. Еще хуже состояние покрытия тротуаров и дорог в так называемых спальных районах -- микрорайонах и дворах. Здесь вообще трудно найти хозяина инфраструктуры. Но это уже особый разговор.
Другие материалы автора читайте на сайте газеты "Воронежский Курьер".