Центральный районный суд сегодня, 14 августа, в очередной раз продлил действующую меру пресечения двум заместителям министра ЖКХ и энергетики Воронежской области. 40-летняя Наталия Толчеева и 49-летняя Елена Евсюкова останутся под домашним арестом еще на месяц, до 17 сентября включительно. Соответствующее решение приняла судья Елена Курбатова.
В отношении чиновниц до недавнего времени, напомним, расследовалось два уголовных дела – по статье о мошенничестве в составе организованной группы и по статье о злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшими тяжкие последствия (ст. 285, ч.3). В ходе сегодняшнего заседания судья подтверждает, что уголовное преследование в отношении женщин по статье о мошенничестве было «частично прекращено». На прошлой неделе об этом журналисту 36ON уже сообщала защита.
При этом обе обвиняемых по-прежнему проходят по делу о злоупотреблении.
О продлении меры пресечения ходатайствует следствие:
«С момента последнего продления был проведен существенный объем следственных действий: проведены осмотры документов, в том числе с участием свидетелей, направлены запросы в различные государственные органы, предъявлено обвинение. Однако в дальнейшем необходимо выполнить еще ряд следственных действий, провести очные ставки, предъявить окончательное обвинение по ст. 258», – заявил следователь Кузяев. Повода для смягчения меры пресечения обвиняемым не усматривается, подытоживает спикер.
Наталия Толчеева с выдвинутым ходатайством не согласна:
«Во-первых, у следствия было достаточно времени для проведения следственных мероприятий. Во-вторых, было верно замечено, что все следственные действия, которые планируется провести в ближайшие месяцы, люди, с которыми должны быть организованы очные ставки, они не являются нашими прямыми подчиненными, взаимодействия в рабочем процессе с ними не осуществляется. Просим если не отменить меру пресечения, так хотя бы смягчить», – выражает свое мнение по заданному вопросу обвиняемая.
Адвокат Толчеевой Валерий Смольянинов, заявляет, что смягчение меры пресечения будет только способствовать более эффективному расследованию, также юрист акцентирует внимание суда на нескольких моментах:
«Моя доверительница была помещена под домашний арест в связи с подозрением, а впоследствии обвинением в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159, и при избрании меры пресечения проверялась обоснованность доводов об её причастности именно к этому преступлению. По истечении почти семи месяцев следствие фактически пришло к тем выводам, которые были озвучены нами в самом начале, об иной квалификации преступления. Доводы, послужившие основанием для избрания действующей меры пресечения, изменились. Моя доверительница никогда не препятствовала расследованию. Напротив, она признала факт совершение преступления по ч. 1 ст. 285 (прим. – речь, опять же, об иной квалификации: злоупотребление, но без последствий). Полагаю, что налицо признаки неэффективного расследования, которые не могут быть оставлены судом без внимания. Тем не менее, мы продолжим сотрудничать со следствием».
Елена Евсюкова заявляет суду, что с ней в течение последнего месяца никаких следственных действий со мной не проводилось.
«Следователем сегодня было заявлено то же самое, что и в прошлый раз», – замечает Елена Евсюкова.
Защита акцентирует внимание суда, что никто из обвиняемых не пытался скрываться от следствия, напротив, с первых же дней и Толчеева, и Евсюкова активно сотрудничали со следствием.
«Наличие следственных действий не является основанием для избрания или продления действующей меры пресечения», – заявляет адвокат последней Дорохин.
Тем не менее, суд отказывается отпустить обвиняемых из-под домашнего ареста:
«Суд постановляет продлить меру пресечения в виде домашнего ареста Толчеевой на один месяц – всего до 7 месяцев 26 суток, Евсюковой – на тот же срок, всего до 7 месяцев 26 суток, то есть по 17 сентября 2025 года включительно», – заключает в завершении сегодняшнего заседания судья Курбатова.
Обе чиновницы, напомним, были задержаны в конце января 2025 года. Изначально их заподозрили в манипуляциях с государственными контрактами в сфере переработки твердых отходов. Следствие полагает, что женщины могли скорректировать нормативы по вывозу мусора в регионе. Цифры – заведомо ложные, как считается – были включены в дорогостоящее исследование, проводимое крымским ООО «Альфа». Речь идет о сумме в 9,37 млн рублей. С учетом обстоятельств, следствие настаивает, что деньги якобы были похищены.
Про второе уголовное дело — о злоупотреблении должностными полномочиями – стало известно в начале июля. Санкциями статьи за это предусмотрено наказание до десяти лет лишения свободы.
Добавим, что в ходе заседания 14 августа представитель следствия заявил суду о том, что в отдельное производство было выделено дело в отношении основного фигуранта истории с мошенничеством – 42-летнего инженера из Московской области Евгения Тютюченко. Ранее мужчина заключит контракт с Минобороны, после чего должен был отправиться в зону СВО. Однако, по данным некоторых источников (официально сегодня это обстоятельство озвучено не было), в настоящее время его вроде как местонахождение неизвестно, а обвиняемого якобы разыскивает военная полиция.