Исследовать пространство, окунуться в историю, выявить уникальность и ценности, наметить пути развития, чтобы интегрировать исторический квартал в современную жизнь города, превратив забытые улицы в новую точку притяжения и для местных жителей, и для туристов. Примерно так можно описать суть лаборатории по культурной активации района Девичок, которая сегодня, 13 марта, стартовала в Воронеже.
На протяжении четырех дней горожане совместно с экспертами, съехавшимися в столицу Черноземья из разных городов страны, будут работать над проектами, которые в конечном итоге должны поспособствовать возрождению района, где частный сектор соседствует с объектами культурного наследия и архитектурными находками, каких в Воронеже не так чтобы много.

С чего все началось
Идея «пересобрать» старинный район принадлежит местным активистам, среди которых в том числе и жители того самого района.
«Мы убеждены, что спасти историю от забвения может энергия креативного бизнеса, который способен наполнить наследие ушедших эпох новыми смыслами, «упаковать» городские истории в привлекательную «обертку» и пробудить интерес к локальной культуре с помощью интересных идей», – отмечают организаторы.
В 2024 году на форуме «Зодчество ВРН» прошлое и будущее воронежского Девичка уже обсуждали в рамках воркшопа. А несколько месяцев назад инициативной группе, ядро которой составляет центр социальных инициатив городского развития «Точка» во главе с «жителем Девичка в третьем поколении» Аллой Романюк, удалось получить грант Президентского фонда культурных инициатив в размере 694 тыс. рублей на «культурную активацию» квартала.
Что будут «активировать»?
Говоря о Девичке, как правило подразумевают территорию, которая образовалась в конце XVII века вокруг Алексеево-Акатова монастыря, построенного в Воронеже в честь победы над литовскими войсками. Правда народное название этому району дал другой монастырь – Покровский Девичий, переехавший в эту часть города после начала строительства флота.
Сейчас застройка района весьма «разнообразна»: старинные церкви и памятники архитектуры, многие из которых не в лучше состоянии, соседствуют с «Пятерочками» в современных «стекляшках» и частными «дворцами». При этом району удалось сохранить атмосферу старины, за которую его любят и воронежцы, и туристы, забредающие сюда в том числе увидеть дома, где когда-то жили или работали известные ученые и деятели культуры. Именно на Девичке находится дом-музей основателя цирковой династии Анатолия Дурова, тут родился художник Николай Ге, учился писатель Алексей Никитин (прим. ред. – именно на Девичке зарождалось городское образование).

По данным воронежских общественников, на территории старинного квартала на сегодняшний день располагается порядка 55 объектов культурного наследия, а если говорить об объектах, которые в принципе представляют историческую ценность, их 110.
«Сегодня это обычный частный сектор, тихий, неплохой для жизни. Нам же хочется понять, может ли Девичок стать точкой, которая бы ассоциировалась с историей города, — говорит социолог градостроительства, модератор лаборатории Мария Солосина. – По сути, именно отсюда город 300 лет назад стал прорастать и в духовном, и в образовательном смысле».

И для чего это все нужно?
Как ранее отмечал министр архитектуры Воронежской области Андрей Еренков, историческая застройка нуждается не только в сохранении, но и в интеграции в идущие процессы:
«Мы говорим о центре города, об одной из самых ценных его территорий. Конечно, хотелось бы, что инициатива стала примером того, как можно и нужно работать с культурным наследием. Тем более, что в нашем городе оно неисчерпаемо. На предстоящем форуме «Зодчество ВРН» (прим. ред. – он пройдет в конце мая) будем говорить про проблематику центров российских городов, а тема наследия станет одним из главных лейтмотивов.
Вопрос охраны наследия представляет собой тонкую, чувствительную материю. У нас нередко возникают дискуссии с людьми, которые погружены в эту тему, потому что системы ценностей слегка отличаются. Существующее охранное законодательство является жестким и сдерживает вовлечение объектов культурного наследия в жизнь города. Архитектурное же сообщество должно задумываться о будущей интеграции проектов. Мы здорово научились охранять такие здания, но монетизировать, переосмыслять их – пока нет».

А как можно «активировать» район?
Встроить исторический квартал в современную жизнь города можно с помощью самых различных форматов. Речь тут может идти как о каких-то фестивалях, так и проектах для малого бизнеса, благоустройстве и авторских квестах. В Воронеже примеров реализации подобных проектов пока нет, однако в других городах с историческим наследием работают активно и весьма успешно.
Участникам лаборатории – заявки подали более 90 человек – дается четыре дня на исследование местности, проработку идеи и разработку концепции развития исторической территории.
Работа будет вестись в группах по нескольким тематическим трекам: «Среда и архитектура», «Экономика наследия и предпринимательские проекты», «Культура и арт-события», «Туристический потенциал».
«В ближайшие дни мы будем переосмыслять пространство Девичка через разные оптики, разные треки. В моей истории, – рассказывает куратор трека «Туризм» Елена Филлипова (автор туристических проектов «Ночи над Волгой» и «Культурный патруль», Ярославль), – это про то, как район смотрится со стороны, какие истории рассказывает, и что может стать точкой притяжения – ради чего сюда люди могут приходить. Это больше про пользовательские сценарии.
В первые дня мы будем собирать информацию и исследовать пространство, затем – постараемся перевести полученные знания в некие продуктивные идеи. Мы не говорим проекты. Логика проектная, да. Но за несколько дней выдать готовую концепцию невозможно.
Участники будут работать в группах, но при этом мы будем постоянно синхронизироваться между собой. Предмет изучения у нас один, и нам нужно друг от друга подпитываться. Пространство большое, оптики могут быть разные, разный опыт.
Когда ты начинаешь работать с новой территорией, нужно изначально быть очень открытым, не пытаться сразу принести со своим опытом какой-то готовый кейс. Это может не прижиться, лишить место уникальности. Это как привести девушку нестандартных размеров в масс-маркете, где на ней все будет висеть мешком. То ли дело дизайнерский костюм. Вот нам нужно собрать тот самый дизайнерский костюм».

Президент делового клуба «Наследие и экономика» Дмитрий Ойнас, за плечами которого десятки проектов по исследованию, реставрации и переосмыслению исторических территорий, говорит, что в вопросе «активации» важен подход к работе (все должно делаться с любовью), мотивация и умение брать ответственность.
В воронежской лаборатории эксперт с более чем 30-летним стажем, чье имя неразрывно связано с историей возрождения «Коломенского творческого кластера» (прим. ред. – та самая коломенская пастила!) возглавит трек «Экономика наследия».

Куратор трека «Культура и арт-события» – Ирина Фильченкова. На ее счету участие в проектах «переосмысления» столичного дизайн-завода «Флакон» и «Фабрики 1830» – арт-квартала, который расположился на территории Балашихинской хлопкопрядильной мануфактуры. А трек «Среда и архитектура» возглавит архитектор Марина Молодых – бывший главный архитектор Ельца, на счету которого также немало запоминающихся проектов.
В рамках проекта в дни лаборатории пройдут открытые лектории, подать на которые может любой желающий. Завершится лаборатория презентацией проектов участников. Она пройдет в Доме архитектора в воскресенье. Подробное расписание можно найти на официальном сайте проекта.