На примере двух мегаполисов – Шанхая и Ханчжоу – финалисты пятого потока познакомились с архитектурными особенностями КНР, посетили знаковые с этой точки зрения объекты страны и обменялись опытом с иностранными коллегами.
Журналисты портала 36on.ru встретились с участниками программы по их возвращении в Воронеж. Расспросили в целом о впечатлениях от путешествия, попросили рассказать об особенностях современной архитектуры Китая и о практиках местного градостроительства, обсудили, могут ли какие-то из этих решений быть применимы у нас и что для этого требуется.
О градостроительстве и социальных объектах
Китайские города разительно отличаются от российских. Связано это с беспрецедентно более высоким числом их жителей, с потребностями населения, а еще с историей, да и вообще иным видением архитектуры.
Нужно понимать, что в любом городе есть различные исторические пласты. Так, еще несколько десятилетий назад в Шанхае, например, строилось очень много типовых многоэтажек, которые чем-то напоминают российские панельки – разве только намного выше. В том числе это было связано с тем, что в город за лучшей долей ехали жители сельской местности. Города стремительно расширялись, на окраинах возникали такие вот микрорайоны.
Планирование новых территорий с тех пор существенно изменилось, говорят архитекторы. Преимущественно в Китае сейчас стараются использовать формат Mixed-use. По сути, это та самая широко разрекламированная концепция «15-минутного города», где на одной территории в шаговой доступности друг от друга строятся жилье, коммерческие и социальные объекты – иными словами – все, что нужно для комфортной жизни.
– Как мы поняли, Шанхай очень сконцентрирован по районам. Там нет такой маятниковой миграции, как в Воронеже, например. Когда все с утра едут на работу в центр, вечером – обратно, – поясняет ведущий архитектор АБ «Тепло» Элеанора Щеблыкина-Монастырёва.
В России к этому сейчас тоже стремятся. Однако пока не очень-то преуспели. Если социальную инфраструктуру добросовестные застройщики пытаются внедрять по соседству с новенькими ЖК, то до бизнес-центров среди многоэтажек мы все еще не доросли. Поэтому работать жители отдаленных микрорайонов едут «в город», как результат – дорожные заторы.
За дни пребывания в Поднебесной архитекторы также обратили внимание на иной, чем у нас, подход к строительству социальных объектов. По наблюдениям финалистов, большая часть учреждений образования строится по уникальным проектам (в России примеров этого не так чтобы много), либо по проектам модульным, которые в зависимости от необходимости «собираются» как конструктор «Лего» – вот такой подход практикуется у нас все чаще.
– Наша группа побывала в детском садике KINCANG, который располагается в пригороде Ханчжоу, – рассказывает руководитель архитектурного бюро 22studio Антон Скупченко. – Меня впечатлило, что учреждение рассчитано на 450 человек, что довольно много, но ты этого масштаба не ощущаешь.
У здания есть стиллобатная часть, за которой как раз можно «спрятать» площадные характеристики. Садик разделен на блоки – со стороны они выглядят как отдельные домики. Здание построено буквой П, за счет чего формируется большой внутренний двор с видом на реку.
Архитектор отмечает, что в данном случае была проведена не только отличная работа с масштабом, но и со светом, которого в пространстве много, с цветом, с внутренним наполнением.
– Все сделано для того, чтобы ребенку в садике было интересно, чтобы он каждое утро хотел туда возвращаться. За счет того, что здание стоит на рельефе и между корпусами есть перепад высот – на переходе из одного в другой блок, например, оборудовали горку наравне с обычной лестницей. А еще в садике сделали бассейн.
При том, что для детей в Поднебесной, по впечатлениям воронежских специалистов, строятся прекрасные садики и школы, в общественных пространствах приоритет отдан скорее возрастному поколению. Больших детских площадок в городских парках нет. Тогда как у нас игровые зоны как раз занимают внушительную часть практически любой зеленой зоны.
От игровых площадок в городской среде у воронежцев впечатления неоднозначные.
Например, на территории элитной и построенной за государственный счет гостиницы стоимостью в пересчете с юаней более трех миллиардов рублей обнаружилась примитивная детская площадка кислотных цветов. Такие комплексы в России уже не используются. В последние годы стараются устанавливать деревянные экологичные качели, лестницы и т.д. А специалисты тем временем думают, чем еще более интересным их заменить.
О дорожной инфраструктуре и транспорте
– В Шанхае более 25 млн людей. Мы представляли себе этот город перенаселенным, шумным, грязным. Оказалось все совсем не так, – замечает Элеанора Щеблыкина-Монастырёва. – За счет большого количества электротранспорта – речь как о личных авто, так и об общественном транспорте – в городе очень тихо. Много скутеров, мопедов и велосипедов. Не сказать, что с двухколесными средствами передвижения полный порядок, но к этому стремятся.
Иметь личное авто в Китае дорого. Все делается для того, чтобы пересадить людей на общественный транспорт. Не секрет, что в стране высокие налоги, очереди на получение номеров, ограничения на въезд на определенные территории (прим. – например, въезд в центр Пекина запрещают по определенным дням недели для машин в зависимости от того, на какую цифру заканчивается их номер, а с иногородними номерами автомобилистам и вовсе проезд закрыт).
Кроме того, по наблюдениям воронежских специалистов, наземная парковка в Китае для автомобилей практически отсутствует. Паркинги в основном подземные. Исключений немного, хотя они есть.
Общественный транспорт весь электрический. Система его хорошо развита. В метро все достаточно понятно, даже если ты не знаешь языка (прим. – спасает английский). При этом на архитектуру станций китайцы смотрят скорее с утилитарной точки зрения – она довольно простая. Впрочем, как и во многих европейских городах. В глаза бросается большое количество торговых точек. От них в КНР, кажется, никуда не спрятаться. Главное – не забыть, что вошел в вестибюль метро, а не в торговый центр.
Кроме того, в Китае хорошо развита железнодорожная инфраструктура. Поезда скоростные, развивают скорость порядка 300-400 км/ч. Будь такой транспорт в России, в Москву бы воронежцы ездили на работу, шутят архитекторы.
Что касается дорог, то Китай известен своими гигантскими дорожными развязками.
– Если в целом смотреть на город, то он представляет собой многоуровневый пирог, – сравнивает Скупченко. – Такая модель очень разгружает пространство. Машины «хранятся» под землей, первый уровень с меньшими скоростями – для жизни, второй – с большими, для перемещения между городами, например. Поскольку развязки здесь высотой в 8-10-этажей, то этот уровень с высоты человеческого роста даже не заметен.
Если в Москве, например, расширяют дороги, то в Шанхае так не делают. Улицы там довольно узкие: две-четыре полосы.
Про озеленение
При всем этом города в Поднебесной достаточно зеленые. Используют каждый свободный метр.
– Что нас поразило, так это то, что даже огромные дорожные развязки буквально увиты зеленью, а вдоль дорог стоят кадки с растениями, висят кадки. Казалось бы, даже там, где это не нужно, где ухаживать за зелеными насаждениями наиболее сложно, – замечает Щеблыкина-Монастырёва.
И этот опыт, этот приоритет определенно стоит перенять у Китая, считают архитекторы.
– Никогда не думал, что зелень в городе может формировать человеческий масштаб, – замечает Скупченко. – Условно. С одной стороны от тебя высотка, с другой – дорога. Между проезжей частью и тротуаром высажены деревья, кроны которых создают для пешехода коридор, за счет которого ощущаешь себя очень комфортно, уютно.
При этом, как замечают специалисты, озеленение ведется в ряде случаев за счет высадки крупномерных деревьев. Хотелось бы сказать, что с воронежскими улицами стоило бы поступить также, однако тут и правда в расчет приходится брать климатические условия. В России крупномеры могут просто не приживаться.
Озеленять китайцы пытаются максимальное количество пространства, отмечает руководитель регионального центра компетенций по вопросам городской среды Надежда Иванникова. Делают безбарьерную среду, ликвидируют «борта» (прим. – бордюр), стараются формировать плитку пополам с озеленением, где возможно.
В России все это тоже можно делать. Просто здесь привыкли упрощать. Ведь привычнее и быстрее закатать площадку в бетон, чем уложить плитку, сквозь которую будет расти трава.
Один из самых необычных объектов, где удалось побывать воронежцам, – площадка «1000 деревьев» от Heatherwick studio.
– Это торговый центр, который вырос на территории бывшей промзоны, – рассказывает Иванникова. – Центр не обычный, а в котором посетители могут выйти на одну из множества открытых веранд-«деревьев». Сделано это было как раз из-за того, что в городе не хватает зелени.
В Китае коммерческая функция торговых центров перестает быть основной. Покупки уходят в онлайн, эта тенденция, на самом деле, прослеживается во многих странах мира. Таким образом, потребителя нужно еще заманить в ТЦ, сделать его исключительным, предложить что-то, поясняет Иванникова. Так что пространства с торговыми точками меняются и будут меняться в следующие годы.
Государство в Китае выделяет большие средства на редевелопмент пространства, за счет чего возникают интересные проекты. В России ориентиры пока иные.
Стоит отметить, что «1000 деревьев» – проект британских специалистов. Китай очень активно взаимодействуют с лучшими архитектурными бюро мира и ни капли этого не стесняется. И это при том, что в Китае архитектурная школа достаточно сильная.
Виртуальный мастер-план города и 3D-модели
Оцифровка данных, виртуализация определенных процессов – еще одна важная практика, которая в Китае пока более развита, чем в России. Хотя и у нас есть города с положительной на этот счет практикой (прим. – например, Нижний Новгород).
Суть – в формировании таких карт, таких баз данных, которые будут включать в себя все уровни города: где и какие коммунальные сети проложены, кому принадлежат, где какое дерево растет и какая у него корневая система.
Какая-то часть этих данных будет интересна только профессиональному сообществу, часть – широкой общественности. Но именно за счет таких карт (в максимально широком понимании слова) и можно научиться понимать город и, соответственно, его развивать.
Фотографии в тексте – пресс-служба программы Архитекторы.рф, Сергей Немцев.