В Воронежской городской Думе на этой неделе состоится конкурс на должность мэра Воронежа. Членам специальной комиссии предстоит принять «экзамен» у 13 претендентов и решить, кто из них достоин возглавлять городскую администрацию в течение следующих пяти лет. Среди желающих – чиновники, общественники, «технические» кандидаты, а также совсем «темные лошадки», о которым никому и ничего неизвестно.
Какой градоначальник нужен столице Черноземья, а кто займет этот пост в действительности? Способствует ли конкурс бесплатному пиару? И почему судьбу города опять решают в кулуарах правительственных структур? Пробуем разобраться.
Обо всех кандидатах читайте тут: Свайп – влево, свайп – вправо: в Воронеже выбирают нового мэра города
– Эти выборы ставят рекорд по количеству участников. Сначала у нас было пятнадцать кандидатов, один отказался. Сейчас уже тринадцать. Вчера Евгений Бажанов снял свою кандидатуру.
Каждый из этих тринадцати кандидатов преследует свои интересы, и у подавляющего большинства это определенно не победа в выборах, – говорит политолог Владимир Слатинов. – Все понимают нынешнее правила игры, при которых шансов на победу практически нет. Основная цель – через участие в процедуре обратить внимание на свою фигуру, либо политическую партию, которую они представляют, на те идеи, которые они несут в массы. Публика там довольно разнообразная.
Несмотря на то, что прямые выборы мэра в Воронеже отменили еще в 2016 году, и сейчас нового градоначальника выбирают посредством конкурсной процедуры, это все еще выборы, подчеркивает политолог. Конкурсной комиссии предстоит определиться не менее чем с двумя финалистами, затем свое слово должны сказать депутаты Воронежской гордумы. Процесс остается в фокусе общественного внимания политических партий, групп и активистов.
Владимир Слатинов поясняет, что прямые выборы мэра не вписываются в нынешнюю вертикаль власти: как политическую, так и экономическую.
– Сейчас можно по пальцам одной руки пересчитать областные центры, где прямые выборы еще сохраняются. Таких городов четыре или пять. Воронеж был последним облцентром в черноземной зоне, который за эту модель держался. Последние прямые выборы мэра в Воронеже с одной стороны показали очень низкую явку, что является важным моментом. С другой стороны, из опросов следует, что граждане сами хотят выбирать мэра. После отставки Вадима Кстенина начались разговоры о возвращении прямых выборов, но я, честно говорят, в этом вопросе скептик.
До вчерашнего дня в предвыборной гонке было два явных фаворита: действующий врио мэра Сергей Петрин и министр ЖКХ и энергетики Воронежской области Евгений Бажанов.
– С моей точки зрения, оба они обладали примерно одинаковым ресурсным потенциалом. Конкуренция между ними уже обеспечила очень серьезный резонанс в политической и медийной сферах города. Тем более, что с точки зрения многих журналистов, экспертов и политиков Петрин и Бажанов представляют разные крупные группы интересов. Первого связывают с так называемым «коммунальным кланом», второго – со строительным.
Петрин подал документы на конкурс раньше, чем Бажанов. И у нас обозначилась довольно очевидная модель с одним фаворитом и другими кандидатами. После того, как о своем намерении участвовать в конкурсе заявил Бажанов, разыгралось драматическое, я бы сказал, противостояние. Но его решили не доводить до апогея, потому что в нынешней политической системе не принята прямая конкуренция между представителями публичной власти. Поэтому второй ресурсный кандидат, который подал документы последним, в итоге и отказался от участия в конкурсе. Ну а мы вернулись к привычной системе.
Если прямые выборы мэра в нынешнюю вертикальную политическую модель не вписываются, то конкурсная модель вписывается вполне. Комиссия выполняет роль некого фильтра, с помощью которого можно отметить кандидатов, близких к действующей власти, и отсеять популистов, политически неугодных кандидатов, поясняет политолог.
С учетом последних событий, итог выборов будто бы уже очевиден. И тем не менее, какой же мэр на самом деле нужен Воронежу, чтобы город активными темпами развивался, и чтобы столицу Черноземья не настигли темные времена, намеки на которые прослеживались минувшей зимой? Владимир Слатинов считает, что это должен быть человек четко знающий, как функционирует городское хозяйство и городская инфраструктура, публичный, и умеющий работать с разными группами населения (по мнению политолога, именно открытости и навыков коммуникации не хватало Вадиму Кстенину). При этом будущий мэр должен быть «встроен» в вертикаль власти. Только в этом случае город продолжит получать административные ресурсы. В нынешней системе развитие территорий осуществляется при помощи проектных и программных инструментов, когда деньги преимущественно идут сверху, через национальные проекты и государственные программы. И четвертый, немаловажный момент: будущий мэр должен уметь дистанцироваться от влияния различных групп интересов, работая в первую очередь на благо жителей города. Сегодня, в сложившейся в Воронеже системе управления, активное влияние заинтересованных групп на городскую политику – серьёзная проблема.
Результат конкурса предопределит вектор и темпы развития города на ближайшие годы. Но внушительное количество кандидатов, подавших документы в гордуму, мало что говорит об этих выборах, считает урбанист Юрий Родионов.
– Подать документы может практически любой. Но следил я только за двумя наиболее вероятными кандидатами на пост мэра — Бажановым и Петриным. Про остальных можно и не говорить: кто-то участвует для массовки, кто-то просто набирает медийность, озвучивает свои идеи.
Насколько я могу судить, наблюдая за конкурсом, Петрин — это человек от текущего руководства города. И речь не только про то, что он врио мэра и первый замглавы. Здесь дело в том, что он является компромиссной фигурой для многих групп влияния внутри города. Речь, конечно же, о строителях и ресурсовиках (ЖКХ). Бажанова, вроде как, больше поддерживают с регионального уровня. Но с его прошлым я знаком не так сильно.
Учитывая систему власти, выстроенную на местном уровне, городу нужен мэр, который сможет эффективного договариваться о выделении финансирования из регионального и федерального бюджета на проекты развития города. Здесь Родионов транслирует то же мнение, что и политолог Владимиром Слатиновым.
– С точки зрения ценностной, Воронежу нужен мэр, который будет понимать основные болевые точки города, и который сможет сформировать команду для решения этих проблем. Речь про общественный транспорт, озеленение, коммунальные сети, социальные объекты, проекты благоустройства и так далее.
Важны именно принципиальные подходы градоначальника. Например, необходимо понимание того, что общественный транспорт — это инфраструктура, а не самоокупаемый бизнес. Важно не только быть носителем этих идей, но и уметь доносить это до своей команды, а также до региональных коллег. Ещё одним из важнейших качеств мэра, на мой взгляд, должна быть способность признавать допущенные ошибки. Только с момента признания проблемы мы можем начать пытаться ее решить. Ну и, конечно, Воронежу нужен мэр, который будет любить свой город и заботиться о нём, который будет ставить интересы горожан выше интересов различных групп давления.
А вот отвечает ли какой-то из кандидатов этим критериям, урбанист не уверен.
– Тут как раз стоит сказать, почему я негативно отношусь к конкурсной процедуре. У неё есть свой плюс: выбор делается в пользу «системного кандидата», который сможет встроиться в существующую систему работы города. Но вот только выбирают мэра по сути не граждане, а набор чиновников, который наполовину вообще состоит из региональных аппаратчиков. И далее идет просто легитимация через одобрение гордумой.
В таких условиях глупо надеяться на появление кандидата с жесткой и принципиальной позицией, которая будет расходиться с интересами групп давления в городе. А у выбранного кандидата нет за спиной силы поддержки сотен тысяч горожан.
Также в условиях конкурса мы не видим никаких конкуренций идей. Вместо этого идут кабинетные и кулуарные столкновения. В то время как на выборах кандидаты предлагают программы развития города, и благодаря этому мы понимаем, за кого стоит отдать голос. В итоге не происходит адекватного артикулирования и агрегирования общественных запросов. Таким образом интересы людей в конкурсной процедуре играют последнюю роль. С моей точки зрения — это неправильно.
Digital-маркетолог, эксперт и просто неравнодушная жительница города Ольга Гесс считает, что тема выборов мэра не достаточно хорошо раскрыта. Помимо того, что о кандидатах известно мало (не важно, открытые это выборы или конкурс) про тех, кто избирается на роль градоначальника необходимо знать больше.
– Про претендентов хотелось бы больше информации не только в СМИ, но и их активности лично. Я всегда за максимальную открытость, тем более сейчас, в эпоху социальных сетей. Вообще власть, какая бы она не была, должна на всех уровнях быть ближе к людям. Сухие пресс-релизы и отписки об успехах давно ушли в прошлое, не вызывают доверия, а наоборот, вызывают скорее негативные эмоции. Люди не понимают контекста тех или иных событий, и хотят большей открытости и человечности. Личность человека и его отношение к конкретным проблемам, мнение и позиция – это не только очень важно и актуально, но и является естественным этапом развития общества в целом.
В современных реалиях, возможно, конкурс – более правильное решение. Обстановка в регионе не простая, и необходим человек, имеющий опыт работы в сложных условиях, который в состоянии принимать взвешенные решения. Поэтому на конкурсной основе выбор такого кандидата будет более правильным. Надеюсь, что при выборе мэра на эти качества будут обращать особое внимания. Но в других случаях я все же за открытые выборы.
Городу сейчас необходим мэр, который сможет не только беспристрастно принимать решения, которые на сегодняшний день практически все не простые, но и человек умеющий отстаивать свою позицию, при этом открыто и аргументированно ее подкрепляя, говорит Гесс.
– Закрытость и нелогичность (для обывателей, которые не понимают логики принятия тех или иных решений) может привести к падению доверия к власти. При этом я отчество понимаю, что все принятые решения аргументированно обосновывать в настоящее время невозможно по ряду причин.
После того, как Евгений Бажанов снял свою кандидатуру, появившиеся до этого в конкурсе интрига и накал будто бы совсем сошли на нет. И сомнения, кто все-таки возглавит городскую администрацию, если и есть, то минимальные. Ждать официального решения остается совсем недолго. Ну а после того, как горожане узнают имя своего нового героя мэра, остается только надеяться, что этом человек сумеет всех удивить, что ему хватит профессионализма, опыта и стойкости для того, чтобы двигать город в будущее, где общественный транспорт будет ходить как по часам (и вообще будет ходить), где обновленные пространства будут вызывать восторг, а не вопросы, где поливать будут деревья, а не дороги, и где заботиться будут в первую очередь о горожанах, а не о застройщиках.