– На этой территории никакой дороги отродясь не было, – рассказывает нам местная жительница Татьяна, которую мы встречаем на одной из улиц села Карачун. – Участок перешел в частную собственность три десятилетия назад. Вот тогда предыдущий владелец построил тут искусственный пруд для полива растений, у него же здесь настоящий дендрарий был. А также организовал грунтовую дорогу, чтобы можно было по участку перемещаться. До всего этого тут овраг был, ничего больше.
Дорога же между селами располагалась примерно в 500 метрах от участка, ближе к лесу, там, где можно было ходить, – местность тут болотистая.
Однако предыдущий собственник несколько лет назад умер. Территорию, где тогда располагались огромный недостроенный дом, который местные называют не иначе как «замком», искусственный пруд и плотина, за несколько лет разграбили, не оставив ничего ценного. «Замок» – мекка карачунских и пекшенских подростков – начал разрушаться. А территория, где, по воспоминаниям селян, росли ели, деревья и красивейшие цветы, поросла бурьяном. Заборов тут, разумеется, почти не осталось. Старые ворота – сломали.
Пруд и землю вокруг него жители двух сел стали воспринимать скорее как общественное пространство, нежели частную территорию. Сюда приходили погулять, пожарить шашлыки на берегу и искупаться.
Однако три года назад у участка появился новый владелец.
– Мы когда сюда приехали, тут все поросло травой, кустарником, за которым ничего толком было не разглядеть. Понадобился не один год усердной работы, чтобы привести место в относительный порядок. Мусор отсюда вывозили КамАЗами. «Замок» пришлось разобрать, его состояние доверия не внушало. Наверху мы построили дом, где будем жить сами, а бОльшую часть этой территории планируем использовать под фермерское хозяйство. Уже начали осваивать, – рассказывает нам нынешний собственник участка Олег.
О том, что в период запустения жители Карачуна и Пекшево стали ходить друг к другу в гости по частной территории, нынешний владелец знал. Поэтому даже после установки новых ворот оставлял калитку открытой. Однако люди по-прежнему использовали плотину не как проход, а как место отдыха.
– Мы закрыли ворота на ключ только в прошлом году. После того, как у нас произошло несколько неприятных инцидентов с жителями, которые приходили сюда, мягко говоря, не совсем трезвыми. Даже драки были. Мы не раз вешали объявления с просьбой не оставлять тут мусор, не дебоширить, но наши просьбы игнорировали. Поэтому и пришлось в итоге отгораживаться. Чтобы потом не отвечать за трагические последствия гонок на квадроциклах, драк и пьяных купаний. Глубина в пруду не шуточная – 10 метров.
С искусственным водоемом ситуация вообще интересная. Его многие годы использовали как приманку для потенциальных покупателей участков, указывая в объявлениях, что рядом с домами есть пруд. Хотя общественным он никогда не был. Просто в период, пока участок фактически был брошен, к нему появился доступ. Теперь же, когда проход закрыт, земля стала падать в цене.
При общении с немногочисленными селянами и дачниками из СНТ (местных жителей тут почти не осталось, в основном приезжают именно на отдых) понимаем, что словосочетание «частная территория» люди будто бы пропускают мимо ушей.
– У меня дача в Пекшево. Мы уже 38 лет ходим по этой дороге на остановку, в церковь, в магазины и на почту в Карачун, – заверяет одна из жительниц Пекшево. – У нас-то никакой инфраструктуры толком нет. А потом заявляется этот человек и все закрывает. Откройте ворота, не создавайте людям проблем!
– Ну хорошо, а если я начну каждый день через ваш огород в магазин ходить? Ведь сейчас так получается. Вы это как воспримите, пустите меня? – не выдерживает собственник.
Местные продолжают настаивать на своем. Хотя компромисс есть.
– На самом деле тут все было создано руками коммерческой структуры. Участок приобрел ее руководитель в 1995 году. Все документы на собственность есть. И все административные органы, правоохранители об этом знают. Поэтому вопросов у них не возникает. После того, как к нам на прошлой неделе приехали общественники, ко мне тут же нагрянули с проверками. Разобрались в ситуации – мирно разошлись. Потому что у меня все документы на руках.
Кстати, о приезде активистов я не знал. Поэтому и не вышел пообщаться, – поясняет Олег.
Сейчас есть две основные «проблемы», рассказывает нынешний собственник:
– Во-первых, люди привыкли через этот участок ходить в соседнее село. Допускаю, что многим с той остановки действительно удобнее добираться до своих домов. А во-вторых, установленные на частной собственности ворота, которые люди уже погнули так, что калитку удается открыть с трудом, якобы перекрывают путь на маленький пляж у реки.
Отправляемся смотреть «путь». Тропинка идет по болотистой заросшей местности, вдоль глубокого оврага. Стоит неудачно наступить – и ты на дне. Кроме того, тут есть небольшой ручей, через который селяне когда-то сделали «мостик», если так можно назвать сложенные вместе стволы небольших деревьев. Он тоже не отличается безопасностью. До пляжа «по низам» минут 10. Если хочется трекинга средней сложности – вполне подойдет. Как тут ходят пенсионеры – для нас остается секретом.
В то же время через поселок – чуть выше – проходит вполне удобная широкая и сухая дорожка, которая выводит к спуску на берег. Оборудовали его из чего было, а были – покрышки. Зато даже перила установили. Для тех, кому лестница не по зубам, чуть дальше есть более пологий спуск. От неудобной тропинки до безопасной – минут пять самый максимум. Однако местные заявляют, что идти тут «не меньше километра».
– Закрыл нам тут все и радуется. И что теперь, к пляжу я тут не пройду? – интересуется мужичок лет 60-ти, которого встречаем на дорожке, обращаясь к Олегу. – Это же не меньше километра идти.
– Ну нет тут километра никак, – устало, уже по привычке, парирует собственник.
– Может и нет, – легко соглашается местный. – Но все равно далеко.
На деле же речь идет о разнице в 50-70 метров.
Кажется, что спуск к реке людей волнует куда сильнее, чем связь с соседним селом. По крайней мере, в разговорах с нами местные почему-то чаще упоминают именно о нем.
Кратчайший (прим. – около 500 метров) путь из Карачуна в Пекшево и обратно действительно лежит через частную собственность. Альтернативный путь предполагает крюк с выездом на трассу. Для пешей прогулки за хлебом и молоком такой маршрут не очень подходит.
При этом, по словам владельца, о проблеме с инфраструктурой он узнал только из СМИ. Люди с ним на прямой диалог не выходили, хотя контакты есть как минимум у нескольких человек.
– Этот участок находится в частной собственности с 1995 года, – рассказывает глава Карачунского сельского поселения Вадим Щербаков. – Когда тогдашний собственник по состоянию здоровья не смог этот участок обслуживать, местные жители превратили его в свалку строительного мусора, повыкорчевали деревья. Новый собственник у участка появился в 2020 году, стал наводить порядок. Там все абсолютно законно. Проверки были и от Следственного комитета, и от прокуратуры. Нарушений не нашли.
Самое интересное, что в администрацию люди со своей проблемой не обращались. Не было нам ни одного письменного заявления, не приходили граждане. В принципе, люди ведь могут организовать ТОС, чтобы благоустроить территорию. А мы бы со своей стороны помогали.
Сейчас речь идет о том, что собственник готов сделать альтернативную дорогу с другой стороны пруда, совсем недалеко от той тропинки, что была раньше и проходила по частной территории. Но местные жители почему-то на это не соглашаются.
Собственник готов сдвинуть забор и организовать вдоль него дорожку, чтобы люди без проблем могли пройти в сельскую администрацию, на почту или в магазин. Предполагается, что дорога будет проходить за прудом.
– Я чисто по-человечески хотел помочь. Мы там весь склон подравняем, сделаем пологий спуск. Чтобы бабушки могли спокойно ходить, – говорит Олег. – Я сдвину забор, чтобы у людей был проход пару метров в ширину, чтобы можно было без проблем разойтись, на велосипеде проехать.
После импровизированного собрания с жителями, которое проходит в присутствии журналистов, до некоторых и правда удается достучаться.
– Я бы не хотела, чтобы через мой участок ходили люди, – говорит жительница Пекшево Елена. – Если это по документам так, то какой смысл подавать нам в суд. Заплатить юристам, заведомо проиграть дело. Если действительно все законно. Я понимаю, что просто так человек, у которого нет разрешения, не поставит здесь забор.
Фото и видео – 36on.ru