Сфера общественного транспорта в Воронеже испытывает серьезные проблемы. Автобусы есть, подвижной состав постепенно обновляют, однако заметный дефицит водителей, который ощущается все острее, сводит все старания в этом направлении на нет.
О том, что власти намерены делать с оттоком кадров, будут ли в ближайшее время повышать проезд и куда жаловаться на грубость со стороны маршрутчиков – рассказал глава городского управления транспорта Максим Захаров сегодня, 24 мая, во время прямого эфира, за трансляцией которого можно было следить на ресурсах ЦУР.
Когда вырастет стоимость проезда в городском транспорте
Разговоры о том, что в Воронеже вот-вот вырастет стоимость проезда в общественном транспорте, идут уже давно.
– Прошлое повышение было фактически полтора года назад – в декабре 2022 года. В 2023 году индексация не производилась, несмотря на то, что инфляция по всем показателям имела положительную динамику. И тот уровень доходов, зарплат, который был заложен тогда в тариф, естественно, уже не соответствует тем зарплатным ожиданиям, которые имеются сейчас.
Отрасль имеет очень большую проблему, связанную с оттоком водительского состава и технических специалистов, которые осуществляют обслуживание подвижного состава.
Порядка 50% от стоимости проезда в общественном транспорте – это как раз заработная плата водителя со всеми отчислениями, чуть более 20% – затраты на топливо, еще около 17% – стоимость технического обслуживания, ремонта, объясняет Захаров. Еще 2% отводится на обслуживание эквайринга и терминального оборудования. По сути, остается где-то 10% – это то, что имеет перевозчик на развитие, приобретение подвижного состава и прочие внутренние расходы.
– С учетом тех показателей, которые имеются, стоимость проезда должна быть скорректирована. Вопрос: когда это произойдет? Пока мы точно сказать этого не можем, потому что работа в этом направлении ведется.
О дефиците водителей, низких зарплатах и переработках
– Сама по себе отрасль строится на трех основных столпах: это подвижной состав, водители и технический персонал. И если с подвижным составом у нас все не так плохо, то с водителями и техническими сотрудниками, к сожалению, последние полгода динамика отрицательная. Очень многие уходят в смежные отрасли, где предлагают более высокую заработную плату, несопоставимую с той зарплатой, которая есть сейчас в отрасли общественного транспорта.
Из проблемы колоссального дефицита кадров вытекает проблема переработок среди водителей автобусов. При нормальном функционировании отрасли за одним автобусом, чтобы соблюдать режим труда и отдыха, должно быть закреплено три водителя, в идеале – вообще, четыре (с учетом отпусков и больничных). В реальности речь идет о двух или даже одном водителе на один автобус, отмечает эксперт. И это проблема не только Воронежа, аналогичная ситуация сейчас наблюдается и в других российских городах.
– Вот здесь возникает вопрос баланса. Либо мы говорим о соблюдении режима труда и отдыха, но тогда это сразу приведет к сокращению количества выполняемых рейсов. Соответственно, пострадают пассажиры. Либо мы говорим о переработках. Но тут есть свои последствия. Трагедия в Петербурге (прим. ред. – когда автобус упал в Мойку, погибли и пострадали люди) – последствия той самой переработки.
Мероприятия, которые мы сейчас проводим, направлены на максимальное привлечение водителей в отрасль для того, чтобы компенсировать тот дефицит, и выйти на соблюдение труда и отдыха. Помимо улучшения экономической составляющей работаем над улучшением условий труда для водителей.
Среди тех немногочисленных, прямо говоря, водителей, которые в отрасли остаются, не редкостью становится грубость по отношению к пассажирам, курение за рулем, обобщая – некорректное поведение на рабочем месте. Что с этим делать, куда жаловаться, интересуются горожане.
– Во-первых, администрация не является работодателем для водителя. Все обращения, которые заходят в адрес управления транспорта мэрии, связанные с некорректным поведением водителя, мы переадресуем перевозчику.
Сейчас как раз за счет того, что была проведена большая работа по оснащению подвижного состава системами видеонаблюдения, при оперативном поступлении жалобы и ее перенаправлении зачастую удается отсмотреть по видео, был ли факт нарушения или нет. Не всегда это подтверждается.
Хотя, действительно, есть факты грубого поведения со стороны водителя. Если это доказано, то сотрудник привлекается к дисциплинарной ответственности непосредственно перевозчиком. Формы ответственности могут быть разные: отстранение, лишение премии, вплоть до увольнения.
О том, когда заменят старые ПАЗики
– Оперативно решить этот вопрос невозможно, потому что доля такого транспорта в свое время была довольно высока. Но в рамках тех мероприятий, которые мы проводим с перевозчиками, в рамках той федеральной поддержки, которая имеется сейчас, мы этим занимаемся.
У нас есть программа льготного лизинга, которая позволяет приобрести подвижной состав со скидкой. Мы пообщались с перевозчиками, большая часть из них изъявила желание участвовать в этой программе. Заявка ушла в Минтранс. В случае положительного решения мы в этом году существенно планируем обновить подвижной состав. Треть парка должна претерпеть изменения.
Первые 60 автобусов в рамках заявки до конца лета должны прийти в город.
Об электросамокатах на улицах города
С приходом теплого сезона воронежцев начала волновать проблема самокатчиков на городских улицах: гоняют по тротуарам, пугают прохожих, нередко провоцируют ДТП.
– Работа в этом направлении проводится довольно большая. Воронеж в плане реализации мероприятий, связанных с развитием средств индивидуальной мобильности, довольно высокие показатели имеет в целом по России.
Проблема основная была в том, что когда самокаты появились на улицах наших городов, где-то примерно четыре-пять лет назад, нормативная база не была готова ни на федеральном уровне, ни на региональном. И если поначалу к сервисам кикшеринга относились как к развлекательной составляющей, то теперь уже все четко понимают, что электросамокат – также часть транспортной системы.
Те мероприятия, которые сейчас проводятся и на уровне федерации, и на уровне администрации города, они направлены на упорядочивание данной системы.
В этом сезоне власти планируют продолжать развивать профильную инфраструктуру. Разметить места для стоянок электросамокатов.
Параллельно идет работа, касающаяся соблюдения ПДД любителями перемещаться по городу на самокатах. Речь идет и о профилактических рейдах, и о школах вождения, где можно научиться управлять самокатом и понять, как это делать безопасно.
Фото – скрин трансляции.