В воронежском Доме журналистов 19 апреля состоялся круглый стол, в ходе которого специалисты обсудили проблему безнадзорных животных. Речь шла о том, как сократить численность таких собак, каковы результаты программы по стерилизации животных в городе и многом другом.
Не так давно в России приняли закон «Об ответственном обращении с животными», основным пунктом которого стал запрет на усыпление здоровых животных. Эта мера может применяться только в особых случаях, когда животное испытывает непереносимые страдания. Все остальные животные проходят процедуру ОСВВ: их отлавливают, стерилизуют, вакцинируют и выпускают ровно в то место, откуда их забирали. Животное не имеют право усыпить даже в том случае, если оно проявляет агрессию: если это было зафиксировано, его отлавливают, и собака до конца жизни живет в приюте. Единственная возможность для такого пса жить не в приюте – это если его заберут домой при условии, что он опять не окажется на улице, что закрепляется в договоре с человеком, который его забрал к себе.
В Воронеже регулярно отлавливают собак и стерилизуют их. Как отметила заместитель главы администрации Воронежа Людмила Бородина, результаты этой работы есть, но они неоднозначные. 8 лет назад на улицах города обитали 8,5 тыс. безнадзорных животных, сейчас их численность сократилась почти вдвое. И статистика выглядит хорошо, но если сравнить ее с результатами, например, Нижнего Новгорода, который по площади и численности населения почти не уступает Воронежу, ситуация складывается немного иная: сейчас в Нижнем Новгороде на улицах обитают 400-450 бродячих собак, а у нас – около 4 тысяч.
– Видя эти цифры, мы, наверно, можем сказать, что нельзя ситуацию в Воронеже считать благополучной, – заключила Людмила Бородина.
Тем не менее за 8 лет в Воронеже отловили 9,5 тыс. безнадзорных животных. Из них около 6 тысяч стерилизовали и выпустили назад, 3,5 тыс. собак были подвергнуты эвтаназии, когда она еще допускалась, было передано владельцам больше 100 животных. Однако безнадзорных животных в городе по-прежнему достаточно много – в 10 раз больше, чем в Нижнем Новгороде. Поэтому можно сказать, что результаты работы есть, но они ничтожны в сравнении с аналогичными исходными данными другого города, который стал отличным примером для столицы Черноземья.
Специалисты предлагают несколько идей для того, чтобы ситуация в Воронеже улучшилась. Для этого должно увеличиться финансирование мероприятий по стерилизации и вакцинации животных, число приютов, а также перераспределены средства: из выделенных денег часть нужно направить на льготную стерилизацию домашних животных (для тех семей, у которых нет на это денег). Сегодня на отлов безнадзорных животных выделено около 14 миллионов рублей, хотя изначально специалисты ориентировались на 17 миллионов, при этом бюджет на ОСВВ должен быть увеличен до 34-37 миллионов рублей.
Также должен быть изменен принцип работы по отлову собак. Сейчас подрядчик работает «зрительно», отлавливая только тех, кого видно, то есть люди звонят и говорят, что увидели нестерилизованное животное, его ловят и отвозят. Подобное происходило ранее и в Нижнем Новгороде: собак ловили по мере того, как о них кто-то сообщал, стерилизовали, но количество животных постепенно увеличивалось.
Ситуация была исследована, что привело к интересному выводу.
– Если мы берем незначительное количество животных и стерилизуем их, а период ОСВВ составляет 20 дней, то в течение этого времени у собак из этой стаи уменьшается количество конкурентов, то есть доступ к партнерам увеличивается. С учетом того, что период размножения у собак составляет от 56 до 63 дней, количество половых партнеров позволяет очень быстро наращивать численность животных. То есть если мы одномоментно не сможем стерилизовать 70-80% бездомных животных, то их число продолжит расти. В Нижнем Новгороде три года стерилизовали таким образом животных, результаты мы видим, – сообщила Людмила Бородина.
Мэр города Вадим Кстенин поддержал идею выделения дополнительных средств. Он дал поручение дофинансировать проект своим коллегам из финансового блока, если деньги не поступят из областного бюджета.
Способствуют увеличению количества животных на улицах часто и сами воронежцы. Они не хотят стерилизовать домашних любимцев, объясняя это тем, что таким образом «вмешиваются в природу». Однако потом коробки со щенками обнаруживаются на проселочных дорогах и в лесах. В таком случае, как считает один из спикеров, необходимо работать с сознанием людей и объяснять, что, к примеру, жизнь собак на улице значительно короче, чем жизнь в квартире с человеком. Без осознанности людей по отношению к животным в Воронеже, даже при наличии большего количества приютов для собак, ситуация не наладится.
Чтобы люди не способствовали пополнению армии безнадзорных животных, Людмила Бородина предложила ввести льготную стерилизацию для животных, принадлежащих некоторым категориям граждан.
Непростая ситуация в городе и с теми случаями, когда горожан кусают собаки на улицах. Однако, как выяснилось, 97% укусов приходится на домашних животных. Но даже с этими 3% укусов ситуацию можно улучшить, как считают собравшиеся, если начать проводить работу с детьми в школах и детских садах: рассказать им, что, например, не стоит лезть к собакам, когда они едят, они могут проявить агрессию, защищая свою пищу или свою территорию.
Фото – Freepik.