На этой неделе в Воронеже одна за другой разворачиваются скандальные истории в строительной сфере. Точнее — это новые эпизоды в противостоянии строительного лобби с воронежцами.
Миллионы рублей сильнее здравого смысла
Вчера на сайте городской администрации Воронежа появилось
сообщение о том, что Комиссией по землепользованию и застройке принято решение о поддержке проекта внесения изменений территориальной зоны для участков на улице Путиловской, 19. Попытка застроить этот участок неоднократно наталкивалась на протесты жильцов. Мы уже
писали том, какой грандиозный скандал разгорелся в ноябре прошлого года вокруг предполагаемой застройки этой территории, ограниченной улицами Путиловской, Якира, Краснозвездной и Южно-Моравской. Застройщик — компания «Стэл-Инвест», принадлежащая Валерию Лукинову, чей сын Дмитрий является депутатом Воронежской областной думы, — планирует построить здесь 15-этажное здание. Участок был выкуплен фирмой более года назад, по информации СМИ, за 110 миллионов рублей.
И это вызвало горячие протесты жителей близлежащих домов — они тогда собрали 418 подписей под обращением к губернатору Воронежской области Алекандру Гусеву с требованием оставить в новых правилах землепользования и застройки прежнее назначение участков – «для медицинских организаций» – и не допустить возможной точечной застройки фактически во дворах жилых домов. Кроме того, активисты выступили за сохранение работы медсанчасти №97, находящейся на улице Путиловской, 19. Копии обращения были направлены мэру Вадиму Кстенину, председателю Воронежской городской думы Владимиру Ходыреву и руководителям всех фракций городского парламента. Тогда строительство удалось остановить, общественно-деловой индекс, позволявший строить в этом районе только медицинские учреждения, сохранился.
Дважды на общественных слушаниях граждане высказывались против строительства в этом районе высотного здания. В итоге в июле мэрия пошла воронежцам навстречу и по итогам публичных обсуждений от 30.06.2022 приняла и опубликовала документ, в котором изменение статуса указанного земельного участка было признано нецелесообразным. Решение поддержал и губернатор. Казалось бы, истории конец, но куда там. По законодательству застройщик имеет возможность подавать заявление на переоформление земли неограниченное количество раз. Таким правом «Стэл-Инвест» снова воспользовался, и на середину октября были назначены новые общественные обсуждения по вопросу изменений Правил землепользования и застройки в районе Путиловской, 19.
На этот раз граждане собрали вдвое больше подписей, чем год назад — против стройки было подано 882 заявления. Но для участия в общественных обсуждениях они зарегистрированы не были. Как пояснили в городской администрации, «при детальном исследовании документов оказалось, что они содержат одинаковый напечатанный текст, а фамилия, имя, отчество и адрес заявителей указаны рукописно». В то же время на портале «Активный гражданин» 1047 человек проголосовало за изменение Правил землепользования и застройки. И мэрия посчитала возможным их изменить. При этом в релизе на сайте горадминистрации говорится, что МСЧ №97 находится на смежном участке, и на её функционирование строительство не повлияет. А осуществляться оно будет на территории, где сейчас находится морг КБХА, не работающий уже полтора года.
Что тут сказать — нехорошая какая-то история получилась, мягко говоря. Возведение очередного человейника фактически во дворе дома №38 по улице Южно-Моравской превращает этот двор в каменный колодец. Автор этой колонки сам проживает неподалёку от этих мест, знает, насколько консервативно настроены жители спальных районов в Юго-Западном, и понять, откуда взялась тысяча человек, поддержавших стройку, может с большим трудом. Схожие случаи были, скажем, на Проспекте Патриотов, где граждане по ночам дежурили, чтобы не допустить очередной стройки на небольших пустырях, заросших леском. Не получилось. И там расстояние от близлежащих домов точно больше, чем от дома по Южно-Моравской, 38.
Очень уж эта история с голосованием на портале смахивает на организованную кампанию. По информации издания «
Время Воронежа», в управе района проводилось несколько совещаний, где представители компании-застройщика встречались с местными жителями, главой управы и сотрудниками администрации города, чтобы представить концепцию развития спорного земельного участка и приманить местных жителей установкой детской площадки. Однако в то, что таким образом граждан удалось переубедить, верится с трудом. А процедура «живого» сбора подписей? У нас они так собираются по всем вопросам — старший по дому или инициативная группа проходит с готовым и обычно согласованным на собрании жильцов документом по квартирам, и люди эти бумаги подписывают. А тут вот решили эти подписи не регистрировать. Интересно, а прецеденты были, чтобы таким образом «забраковали» мнение почти 900 человек? Больше похоже на то, что администрация города изменила собственное решение под давлением строительного лобби. Американцы в таких случаях говорят: «Хлестать дьявола вокруг пня». А по-русски: «Не мытьём, так катаньем». Кстати, а зачем этот участок вообще продавали — чтобы потом на нём ПЗЗ менять?
А что следующее? Рядом улица Якира, соединяющая Южно-Моравскую и Путиловскую. Это единственная в Воронеже улица, на которой нет ни одного дома. Как же господа капиталисты недосмотрели? Ай-ай-ай. А сколько там ещё в Воронеже «многофункциональных зон»?
А овощи купим в Турции
Плохие истории, как известно, в одиночку не приходят. Вчера также появилась
информация о том, что в микрорайоне Тенистый будет закрыт тепличный комбинат. На новость, распространённую воронежским общественником Виталием Иванищевым, о том, что «комбинат закрывается, а оборудование продаётся», отреагировали воронежские СМИ, обратившиеся в секретариат комбината, где им сказали примерно: «Пока работаем». А по факту подтвердили скорое закрытие.
Вероятно, продажа участка в 30 га в загородном микрорайоне означает, что земля будет использована для очередной застройки. Кто может стать бенефициантом (скорее всего, через перекупщика), пока точно не известно. Но с большой долей вероятности — это кто-то из представителей воронежского строительного лобби. Земли-то эти по новому генплану теперь, видимо, не обязательно использовать для сельскохозяйственных нужд.
Получается, что логика ущербных либеральных рыночных реформ 90-х — «зачем нам производить компьютеры, когда можно в США купить» — никуда не ушла. Теперь ещё абсурднее — зачем нам овощи производить, можно в Турции купить. Так ведь? Что там с продовольственной безопасностью в условиях проведения СВО и западных санкций? Частная собственность священна, скажете — кому хочу, тому и продаю? Ну-ну. Какая там мобилизационная экономика — девелоперам дома надо строить.
Вот и получается — идёт вооружённый конфликт на Украине, люди и так в понятной тревоге, но строительному лобби, кажется, всё нипочём. Портят и дальше людям настроение. И условия проживания. И, к сожалению, складывается такое впечатление, что воронежские власти в этом им совсем не мешают — а часто только помогают.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Фото – Pixabay.