Воронежский скульптор Александр Ивченко взялся за изготовление новой скульптуры из дерева – украинской бабушки, которая вышла навстречу солдатам ВСУ с советским знаменем, приняв их за российских военнослужащих. В итоге флаг служивые растоптали, а бабушка в ответ не пожелала брать у них еду, которую ей принесли.
Почему именно бабушка в красной юбке?
Долгое время Александр работал в сфере журналистики, но очень скоро понял, что доносить идею через творчество у него получается гораздо лучше, чем через телеэкран. Сюжеты, показанные через его деревянные фигурки, часто берут свое начало в историях из жизни, воспоминаниях из детства, переосмысленных образах.
Эта история с бабушкой в красной юбке задела мастера за живое. Как он сам говорит, не делать скульптуру было нельзя: если не сделаешь – невозможно будет браться еще за что-то.
– Мы бы делали свою работу, а мысли все равно были бы о бабушке. У тебя начинает дребезжать какой-то нерв, дальше в себе надо это или убить, или выпустить, выносить. Но ты свой вот этот нерв воплощаешь в каком-то произведении – в музыке, рисунке, скульптуре – и отдаешь зрителю. И искусство начинается в момент резонанса, в момент узнавания – когда в твоей истории, пропущенной через тебя, зритель видит свою историю.
Эффект «вау» – это всего лишь про ремесло. А если человек увидел и сказал, что это про него, что это, как у него, если он увидел в этом свою бабушку, если у него уже что-то сдвинулось в душе, – вот это уже искусство.
В украинской бабушке он увидел и свою. В военное время его родственница проползла в штаб к немцам и украла их знамя. Белый кружок со свастикой посередине она оттуда вырезала, а оставшуюся часть флага обмотала вокруг пояса – получилась трофейная красная юбка, которую она надевала по праздникам.
Он показал фотографии своих бабушек. Даже овал лица у них напоминает тот, который у скульптуры.
Скульптура «идет своей дорогой»
– Я твердо верю, что скульптура живет своей жизнью, если она действительно скульптура, а не просто фигура. Мы не хотели какого-то хайпа, и этот пост «ВКонтакте» мы выложили отчасти для того, чтобы бабушка не оказалась на улице. Мы можем ее просто сделать и подарить городу – все пройдут с флагами и о ней потом забудут. На следующий день найдется какой-нибудь умник, который обольет ее краской. Мы сделали пост в социальных сетях, чтобы ей успели найти безопасное место, – говорит Александр.
По его словам, уже на утро следующего дня представители нескольких городов заявили о своем желании забрать скульптуру к себе. То есть бабушка еще не доделана, а уже «идет своей дорогой».
Как считает автор, если человек уже стал в какой-то мере известным, его судьбой чаще будут интересоваться, чем если бы о нем никто не знал, а это значит, что его уже просто так не убьют. Так что создание скульптуры – это в каком-то смысле попытка защитить реально существующего человека.
Что еще живет в мастерской, кроме бабушки
Мастерская Александра Ивченко внешне ничем не примечательна – обычное строение вроде гаража среди других таких же. Внутри – хаос из разного рода деревянных фигур. Так сразу и не скажешь, что их объединяет вместе – разве только то, что они в основном все из дерева.
На данный момент идет работа над новой выставкой – «Про любовь». Организатры решили сделать проект с участием скульпторов-передвижников – в духе того, что делали когда-то художники-передвижники: чтобы не люди шли к скульптуре, а скульптура шла к людям. «Про любовь» – это серия историй из дерева. Выставка будет ездить по стране, чтобы люди смогли ее увидеть.
– Невзирая на всю ситуацию, на все сложности, мы продолжаем разговор о любви, но под нестандартным углом. Хотим, например, посмотреть: чем отличается любовь к колбасе от любви к родине? На примере таких вот историй: есть любовь питомца к хозяину, есть любовь неразделенная, есть любовь преданная, есть любовь к деньгам, что сейчас очень сильно воспринимается.
И многие такие ориентиры сейчас сильно сместились. Все настолько смешалось, что развернуть это и показать ситуацию под правильным углом – очень сложно. И наш проект как раз призван это сделать.
Фото – Мария Кирова, архив Александра Ивченко.