Филип Киндред Дик - фантаст интересный. Его шизоидные произведения - одно из лучших явлений в мировой фантастике. И вполне закономерным спросом Дик пользуется среди кинематографистов. За экранизации его произведений брались такие гранды, как Стивен Спилберг ("Особое мнение"), Ридли Скотт ("Бегущий по лезвию бритвы" во многом определил дальнейший путь кинофантастики) и Пол Верховен (он же Пауль Верхувен). Последний в 1990 году снял "Вспомнить все" по рассказу "В глубине памяти" со Шварценеггером в главной роли. Спустя 22 года на экраны вышел римейк фильма Верховена с Леном Уайзманом ("Другой мир") в роли режиссера и Колином Фарреллом вместо Шварценеггера. Именно римейк, а не повторная экранизация - Верховен от Дика взял лишь завязку: главный герой обращается в компанию, которая может загрузить ему ложные воспоминания, но во время сеанса вспоминает свою прошлую жизнь, а все остальное придумал сам.
Новый фильм сюжетно следует картине 1990 года. Но вариант Уайзмана не относится к буквально покадрово переснятым римейкам (хотя несколько кадров-отсылок все же есть). От оригинала здесь остались только сюжет и трехгрудая проститутка. Почти незаметный реверанс создатели сделали и первоисточнику, вставив цитату "Даже самая убедительная иллюзия всегда остается не более чем иллюзией".
Если у Верховена Шварц отправлялся на Марс, то теперь Дуглас Куэйд (что интересно, в оригинале фамилия была Куэйл, но в то время вице-президентом США был Дэн Куэйл) все время находится на Земле. К концу ХХI века из-за химической войны остались только две жилые области -- Британия и колония-Австралия. Австралийские рабочие ежедневно ездят в Британию через земное ядро на специальном транспорте СКАТ. Тем самым Уайзман говорит фантастам и их читателям (и тут я отчасти его поддерживаю): "Зачем лезть в космос, когда на Земле проблем предостаточно?". Так что действие попеременно разворачивается то в Британии, то в Австралии, то на СКАТе. Уайзман также заимствует идеи из других экранизаций Дика -- стилистика фильма попеременно напоминает "Бегущего по лезвию бритвы" и "Особое мнение". А Фаррелл в первый момент своего воспоминания больше напоминает не Шварценеггера, а Джейсона Борна, внезапно вспомнившего боевые навыки.
Конечно, без сравнений Шварценеггера и Фаррелла не обойтись. Но в таком заочном соревновании никто не выигрывает. Шварц неуместно бы смотрелся в реалиях картины 2012 года, Фаррелл -- в фильме 1990 года. А так все на своих местах. У Фаррелла не такая внушительная мускулатура, зато выразительная мимика: лицо охреневающего (именно охреневающего) от происходящих событий человека не только умилительно, но и уместно. Больше места уделено жене Куэйда Лори. Что неудивительно: ее играет жена Уайзмана Кейт Бекинсейл. И минусом повление актрисы назвать нельзя. Во-первых, на Бекинсейл приятно смотреть, во-вторых, ее драка с подругой Куэйда из прошлой жизни (Джессика Бил) не сказать, что гениальна, но занимательна.
За прошедшие 22 года технологии существенно шагнули вперед -- спецэффекты намного ярче, чем в 1990 году. Но они не кажутся революционными, как было с фильмом Верховена. Более того, благодаря спецэффектам мир выглядит одновременно реальным и нереальным. Потому что смотришь, как СКАТ идет через земное ядро, как летают машины на магнитной подушке, как вшитый в ладонь телефон при соприкосновении с любым стеклом дает видеосвязь, и понимаешь -- такого после химической войны быть не может никак. Потому что потребуются неимоверные человеческие затраты и даже не триллионы денег. Откуда такое, если после войны пригодной для жизни территории практически не осталось? "Вспомнить все" 1990 года тоже изобилует всякого рода абсурдами (мутанты, жестокое удушение в вакууме и тому подобное), но как-то претензии предъявлять рука не подымается: то ли в силу нарочитой фантастичности, то ли потому, что смотрел я его в детстве.
Кстати, о возрасте. В отличие от верховенского фильма (дети до 17 допускались с родителями), "Вспомнить все" 2012 года имеет рейтинг PG-13 (некоторые сцены не для детей до 13 лет). Отсюда отсутствие в римейке фонтанов крови, оторванных конечностей (роботы не в счет) и черного юмора, чем славился фильм 1990-го. Возмущаться бесполезно: ради большей кассы киноделы при малейшей возможности отказываются от жестоких сцен. Но не потому римейк кажется выхолощенным. Создатели нового "Вспомнить все" немного зашли на поле политики -- правительство там, мягко говоря, не очень. Но не потому, кажется, дальше "ах, какие они уроды" дело не пошло. Хотя можно было пафосно поругать власть или посмеяться над ней (предпосылки были -- как вам банкноты с портретом Обамы?). И, самое главное, на протяжении всего фильма Фаррелла и зрителя старательно пытаются запутать, где же происходит дело -- в реальности или все же так работает программа ложных воспоминаний. И ближе к концу фильма у них почти получается. Но все сводит на нет финал -- в отличие от картины Верховена, тут он однозначный. В любом случае главное свое предназначение -- подзаработать -- римейк, скорее всего, выполнит. А ведь у Дика много произведений, которые несут в себе больший потенциал, чем пятистраничный рассказ "В глубине памяти". Например, роман "Убик" - прошла информация, что его экранизируют. А пока ждем, можно посмотреть и "Вспомнить все" -- визуально он хорош, хоть и вторичен. Или пересмотреть Верховена.
Другие материалы автора читайте на сайте газеты "Воронежский Курьер".