Серые кардиналы fashion-индустрии
Даже если Вы скажете, что категорически не следуете моде, нам придется Вас разочаровать. Да, выбираете Вы. Да, одежды и сопутствующих товаров в нашем городе так много, что в этом fashion-море можно если не утонуть, то с удовольствием искупаться. Но кто определяет свободу Вашего выбора?
Любой, даже самой простой и скромной вещи, позволяет гордо размещаться в шоу-румах и магазинах целая цепочка профессионалов. Это дизайнеры и маркетологи, это экономисты и glam-сми. Но основной распорядитель трендов, по факту - серый кардинал модной индустрии - байер. Редакция 36on.ru узнала, в чем особенности профессии байер и насколько она актуальна в нашем регионе.
В отличие от дизайнеров, далеко не все байеры «светят» свои имена на публике. Но именно они отбирают вещи из новейших коллекций и определяют, что будет продаваться в магазинах в ближайшем сезоне. Байер работает не на два, и даже не на три фронта: он заказывает вещи в соответствии с запросами «своего» покупателя (учитывает регион, возраст, финансовый уровень и множество других факторов); постоянно обновляет модное «лицо» магазина; просчитывает окупаемость коллекций. К тому же, байер оказывает большое влияние на дизайнеров, которые ориентируются на запросы «закупщика» при сотворении свежих коллекций. Сегодня работа Fashion-индустрии без участия байера невозможна.
Байерами не рождаются
В Воронеже ни одно учебное заведение байеров не готовит. Да и в российском масштабе существуют пока единичные, не слишком статусные курсы. Но ведь и профессия эта - сугубо практическая, и часто начинается непосредственно с ритейла. А как же иначе: именно розничные продажи позволяют байеру лучше узнать запросы потребителей в различных сегментах.
Для тех, кто уже видит себя байером и мечтает стать гуру воронежской моды: на одном хорошем вкусе тут далеко не уедешь. Помимо самой приятной работы - непосредственно отбора коллекций - байер еще занимается ценообразованием и «живым» маркетингом – а значит, владеет экономическими знаниями и pr-технологиями. Он должен учитывать влияние мировой политики и экономики на покупательскую способность, а в свете нынешних «санкционных» условий это более чем актуально. Для успешных закупок за рубежом байеру необходимо знать рынок поставщиков, не бояться сложных переговоров и хорошо владеть языками.
В итоге получаем простое уравнение: хороший байер – успешный бизнес, плохой байер – закрытый бизнес.
Байеры Воронежа: главный «тренд» - желание потребителя
Понятно, что для Воронежа профессия байер более чем актуальна. Причем не только в магазинах одежды. Эта профессия шагнула во все сферы, связанные с постоянным обновлением трендов. Например, сегодня от воронежских байеров зависит, каким будет интерьер дома и офиса, какой парфюм станет наиболее популярным в столице Черноземья и, конечно, что мы оденем в следующем сезоне.
Редакция 36on.ru выяснила у байеров - представителей нашего региона - какими качествами необходимо обладать, чтобы стать экспертом закупок, за что они любят свою профессию и должен ли хороший байер «дружить» со своим потребителем. Специально для 36on.ru cвои комментарии оставили: Алена Лунина, директор магазина селективной парфюмерии ФЛАКОНЪ; Светлана Новикова, байер бутика Edel; Татьяна Агуреева, руководитель салона мебели и аксессуаров Alster.
|
|
|
|
Вопросы редакции:
- Как Вы стали байером? Это Ваше решение или Вас делегировали?
- Какие качества должны быть у хорошего байера?
- Могут ли вкусы специалиста не совпадать со вкусами массового потребителя? Были ли в вашей практике такие случаи, когда то, что Вам казалось отличным товаром, не имело спроса у воронежской публики?
- Байер – это навсегда или со временем специалист профессионально устает и ему нужно менять специализацию?
|
|
|
|
|
Ответы профессионалов
|
|
Татьяна Агуреева
руководитель салона мебели и аксессуаров Alster
|
1. Так произошло само собой. В нашем бизнесе, как правило, владельцы и становятся байерами. Для меня это большое удовольствие - посещать выставки и знакомиться с новыми коллекциями раньше остальных. Это своего рода шанс заглянуть в будущее, а также прекрасная возможность сменить обстановку и совместить отдых с работой.
2. Интуиция; понимание традиций, сложившихся в регионе; чувство вкуса; смелость, чтобы привозить какие-то необычные вещи и их появлением задавать тренды и воспитывать вкус у потребителей.
3. Такие случаи бывают. Но «несовпадающий» товар все равно реализуется, только позже, когда тренд «догонит» массового потребителя.
4. От нашей деятельности очень сложно устать, потому что каждый раз мы встречаемся с чем-то новым, зачастую, необычным, но всегда невероятно красивым.
|
|
Светлана Новикова
байер бутика Edel
|
1. Самый сложный вопрос и простой одновременно. В моем случае - так получилось. Это честный ответ с учетом истории становления бизнеса в 90-ые годы в нашей стране. Если вопрос поставить, как сейчас становятся байером, то ответ будет другим и надо говорить о многих вещах...
2. Внимательность. Умение работать с информацией. Ни один намечающийся тренд не должен «пройти» мимо. Тренд в широком смысле слова: не только в моде, но и в поведении и предпочтениях потребителя, например.
- Аналитические способности. Байер должен знать, что продается, а что нет и, желательно, почему дело обстоит именно так.
- Выносливость. Заказ коллекций каждый сезон происходит в достаточно ограниченный временной отрезок, и необходимо концентрированно работать в рамках сессии заказов. В это время рабочий день не имеет границ.
- Каждый байер, думаю, дополнит список необходимых способностей, но я остановилась бы на этих, достаточно общих.
3. Да вкусы очень даже могут не совпадать, и это нормально. Только нужно помнить: байер всё же отвечает вместе с продавцами за результаты продаж в магазине. Случаев, когда отличный, по мнению байера, товар не продается, каждый закупщик расскажет массу… И причин здесь - тоже масса. Это и ситуация, когда захватывают личные эмоции и предпочтения, когда ты думаешь не так, как твой покупатель, а предполагаешь, что покупатель должен угадать твою логику, поддаться очарованию. В то же время есть, конечно, просто ошибки, например, переоценённый тренд. Многие тренды сначала начинают носить наиболее смелые люди, лидеры мнений, потом их копирует ближайший круг, а потом уже тренд идет в массы. Этот путь существует как на глобальном уровне, так и на нашем местном.
Зачастую от так называемых столиц моды к нам, в провинцию, тренд доходит в адаптированном виде. Здесь и кроется причина того, что привезенный трендовый товар от известного производителя может быть не понят в самом начале своего жизненного пути.
Кроме того, ты полагаешь, что всё, что заказано, будет востребовано (как в песне: Вы полагаете –всё это будет носиться?) , но нет – случилось, например, непредвиденно холодное лето или социальные катаклизмы неожиданным образом обрушились на нас … И магазин уже не сможет продать то, что было заказано байером, нет спроса.
4. Это как в любой профессии зависит от человека: хочет человек перемены мест - меняет, а кому-то важно совершенствоваться и расти в рамках данной специальности. Хочу напомнить известное высказывание: если ты занимаешься любимым делом, тебе не приходится работать. А значит, и о профессиональной усталости (в смысле смены работы) речь не идет.
|
|
Алена Лунина
Директор магазина селективной парфюмерии "ФЛАКОНЪ"
|
1. Это было моё решение
2. Байер должен быть и творческим человеком, и хорошим организатором. Эта профессия одновременно требует как обширных знаний рынка и психологии покупателя, так и тонкого чувства стиля. Но мода постоянно меняется – а значит, байеру еще необходима хорошая интуиция. Он должен подбирать тренд для «своего» потребителя – это один из главных показателей успеха.
3. Могут, конечно, и не совпадать. Но вообще в работе желательно уходить от таких ситуаций. Ведь по сути такого быть не должно: хороший байер пользуется не только своим вкусом, он изучает и запросы своего покупателя. Хотя иногда экспериментировать можно и нужно – без этого не будет движения, ведь небольшие эмоциональные «встряски» будят покупательскую способность. Главное - чувствовать рынок, и тогда все получится.
4. Это выбор уже самого человека, который работает байером. Но если Вы хороший байер – вы всегда будете востребованы как в бутиках и домах моды, так и в крупном сетевом ритейле.