Ночное похолодание до +10 и дожди ждут воронежцев в первую рабочую неделю августа

Двенадцать БПЛА сбили в небе над Воронежской областью за ночь: люди не пострадали

Гороскоп на 4 августа: найти баланс и сохранить равновесие

Уходите от окон. Воронежцам рассказали о режиме непосредственной угрозы удара БПЛА

Четыре человека пострадали в массовом ДТП под Воронежем

В Воронеже временно запретят парковку у площади Ленина и на улице Генерала Лизюкова

Мотоциклист перевернулся на грунтовой дороге и пострадал в Воронежской области

День эмоциональный, насыщенный, однако требует точности и аккуратности. Излишняя поспешность может основательно навредить
 

День выдастся довольно странный. Пожалуй, самым сложным в нем будет полное крушение планов

В Воронежской области в 2026 году благоустроят одиннадцать общественных пространств

В Воронеже за взятки оштрафовали на 2 млн рублей завкафедрой педагогического университета

Сегодня время оглянуться на свой путь и понять, в том ли направлении вы двигались последнее время

В Воронежской области для детей-сирот приобрели жилье на 1,6 млрд

В Воронеже обновят фасад концертного зала

3-летний мальчик выжил после падения с 16 этажа в Воронеже

В Воронеже замкому ЛенВо Муминджанову продлили меру пресечения по делу о 20-миллионной взятке

Охрана фестиваля «Город-Сад» обойдется бюджету в 4,9 млн рублей

Вражеские дроны заметили у границ Воронежской области утром 29 июля

Сегодня вам на глаза будут попадаться вестники прошлого, внезапно прозвучит старая песня о главном или промелькнет давно забытая фигура. Плывите по течению ностальгии, но не погружайтесь в нее с головой

Инфляция в Воронежской области в июне составила 10,93%

Работающие воронежские пенсионеры получат прибавку к пенсии

«Воронежские болельщики создали праздник»: губернатор Александр Гусев прокомментировал игру «Факела» с «Уфой»

Появились подробности ночного ДТП с пострадавшим на проспекте Революции

Жители центральных улиц Воронежа останутся без воды 29 июля

Сегодня звезды советуют окунуться в мир грез. Это спасет от суровой действительности понедельника

В Воронежской области за день утонули двое мужчин

В Воронеже 27 июля приостановят движение возле стадиона «Факел»

Воронежцев предупредили о задержке 9 поездов из-за атак БПЛА в Ростовской области и Краснодарском крае

Воронежца отправили в СИЗО после нападения на горожан с ножом у ресторана на Советской площади

Участника драки с американцем в центре Воронежа оставили в СИЗО до конца сентября

Социум

На поезде с холодильником в купе уехал журналист 36ON в Софию

some alt text
Путешествие из Азии в Европу на поезде начинается у пролива Босфор. Железнодорожный состав «Стамбул – София» отправляется в болгарскую столицу каждый день вечером. Расписание в разные годы колеблется, но обычно состав уходит в интервале от 20.00 до 22.00. В стамбульский аэропорт для последующего авиатранзита прибывает немало россиян, и маршруты полетов отсюда знакомы многим, а вот поездка на поезде в Евросоюз – это действительно путешествие для «гурманов» страноведения. 
 
Для того чтобы отправиться маршрутом легендарного, еще с 19-го века существующего Восточного экспресса, я после приземления в новом аэропорту Стамбула сажусь на автобус-шаттл номер 6 и следую до конечной — железнодорожной станции HALKALI. Передаю загранпаспорт в окошко кассы, за которым в отличие от России, где кассиры в основном женщины, сидят четверо турецких мужчин в рубашках и брюках.
 
«Russia, Russia, — радостно сообщает кассир своим коллегам, держа в руках мой паспорт, и переспрашивает еще раз. — Russia?» «Yes», — говорю я с улыбкой, понимая, что русские путешественники на этой станции — диковинка.
 
Автобус-шаттл из аэропорта на железнодорожную станцию
 
Стоит отметить, что кассир проявил вежливость и внимательность, помог выбрать нижнюю полку в двухместном купе. Цена билета примерно такая же, как стоимость поездки в купе из Воронежа в Москву. Прохожу на перрон. У вагонов немногочисленных пассажиров встречают проводники – несколько мужчин пенсионного возраста в костюмах и со степенной походкой, как у генералов. Проводник буквально под локоть провожает меня до купе и удаляется. Понимаю, что купе полностью в моем распоряжении — в том числе персональный умывальник, холодильник, комод и выдвижной письменный столик. Скрип колес — мы трогаемся. За окнами так же степенно, по-генеральски, плещется Босфор.
 
Впереди ночь с пересечением турецко-болгарской границы.
 
 
Отмечу — в отличие от российских поездов, где проводник есть в каждом вагоне, в турецком составе он один на несколько вагонов. Чай не предлагал, но кипяточку, разогретого на электроплите, любезно налил бесплатно. 
 
В поезде есть вагоны с купе на четверых, двоих и одного пассажира. Цена, соответственно, разная. Самый дешевый вариант обойдется максимум в 2 000 рублей с человека.
 
В моем вагоне был душ, заваленный какими-то тряпками, и помыться в нем было проблематично, но русская смекалка помогла мне без особых усилий переместить эти тряпки с разрешения проводника и даже прочистить слив. И – о чудо! После пятичасового перелета из Москвы, поездки по жаркому Стамбулу мне удалось принять душ прямо в поезде перед сном — без доплаты. Отмечу, что и в России многие составы оснащены душевыми кабинами. 
 
 
После пяти часов сна перед границей пассажиров будит проводник. 
 
«Сэр, сэр. Бордер (граница – прим.ред.)», — уважительно стучится в купе работник железной дороги.
 
Турецкие пограничники предлагают всем выйти из вагонов без вещей и проследовать с паспортами в специальное помещение на станции. Штампуют паспорта достаточно быстро и без придирок, предварительно сфотографировав каждого на автоматическую камеру. С поезда снимают одну пассажирку с восточной внешностью в ярко оранжевых штанах. Следуем дальше.
 
Через пять минут движения после последней турецкой станции в состав садятся уже болгарские стражи границы. Проверяют паспорта прямо в купе — глядя в мой документ с вклеенной болгарской визой, задают один вопрос, что характерно, на русском языке: «Где ты живешь?» И сами же отвечают на него, глядя в паспорт: «ВоронЭшская област». Все в порядке, отдают паспорт.
 
 
По моим личным ощущениям, отношение к россиянам как в Турции, так и в Болгарии вполне уважительное. Судя по всему, полицейских на границе больше беспокоят туристы из Африки и бедных восточных стран, которые, по рассказам проводника, могут и в туалете спрятаться, и за поезд зацепиться, чтобы нелегально попасть в Евросоюз. О том, что такая проблема есть, свидетельствуют военные на грузовиках и бронеджипах в полевых лагерях вдоль границы Турции и Болгарии. Среди легальных туристов, путешествующих со мной из Стамбула, были в основном болгары, несколько немок и англичанок, турки и пара американцев. Запомнилась пара с сумкой с надписью MOLDOVA.
 
Турецкие вагоны в Болгарии перецепляют к другому локомотиву, насколько я понял, происходило этот несколько раз. Судя по зданиям за окном, с транспортной инфраструктурой в Евросоюзе есть проблемы, что, кстати, не скажешь о Турции, где все депо у дороги, я бы сказал, находились в хорошем состоянии. 
 

В Евросоюзе не все блещет евростандартами. Инфраструктура на железной дороге.
 
В Софию поезд прибывает после 14 часов пути, с двухчасовым опозданием, которое, по моим наблюдениям, было связано с длительными стоянками на перегонах уже в Болгарии. За окном — солнечная София, позади — многоликий Стамбул, а отступать все равно некуда — за нами Москва. Пускай до нее от болгарской столицы две тысячи километров, но этот девиз то ли в шутку, то ли всерьез мне в качестве приветствия говорили многие болгары...
 
 
Фото – автора.
 
Автор: Сергей Сычев