Запах шины
На шинном заводе запустили вторую высокотехнологичную производственную линию «Воронеж-2»
Для запуска новой линии на завод прибыла делегация во главе с министром промышленности и торговли России Денисом Мантуровым. Вместе с гендиректором «Ростеха» Сергеем Чемезовым, председателем правления фирмы Pirelli Марко Тронкетти и губернатором Алексеем Гордеевым гости нажали кнопку запуска. Завод, четыре года назад находившийся на грани банкротства, готов к выпуску премиальных шин Pirelli и выходу на мировой рынок.
Сердце завода
Запуск состоялся в тестовом режиме: участок смешения резины для шин Pirelli, называемый «сердцем завода», еще монтируется, пуско-наладочные работы продлятся до марта. Пока смесь резины поступает в Воронеж из Европы. «Через два месяца линия начнет работу и на максимальную мощность выйдет к 2015 году», - сказал директор завода Иван Шкуматов.
Впрочем, удивляет здесь не только оборудование для смешения резины. Например, в цехе № 300 так просторно, что можно ездить на автомобиле. Высокий потолок покрыт многоярусной гофрированной вентиляцией стального отлива, смахивающей на гигантские слоеные трубочки пирожных. И совсем не пахнет резиной. А униформа работников - как пособие для изучения английского: на спинках спецовок читаем «Quality служба качества», «R& D отдел развития технологий», «Maintenance ремонтное руководство», «Productiona производство», «Security служба охраны». Половина из 100 млн инвестиций, которые совместное предприятие Pirelli и госкорпорация «Ростех» до 2015 года вложит в завод, направляется на модернизацию производства. Но четверть суммы -- на охрану труда и окружающей среды.
«Это линия Apex, - рассказали слесарь по контролю измерительных приборов и автоматике Александр Садчиков и дежурный электрик Сергей Котов, пока министерский кортеж подъезжал к заводу. - Здесь изготавливаются «крылья», на которые сажается диск покрышки. Есть линия Ficher - немецкое оборудование для раскроя текстильного и металлического корда и агрегат для изготовления колец. Дальше - линия для обрезинивания проволоки». В отдалении на стержнях висели заготовки шин, похожие на черные блины, но без середины -- их еще не сварили на участке вулканизации, поэтому называют «сырыми шинами». Оператор сборочной машины Сергей Курьянов работает на заводе с августа, овладел тремя специальностями, в том числе -- вулканизатора и холодильщика. Он показал мне «крыло» -- проволоку в наполнительном шнуре, потом -- «каркас», своего рода скелет покрышки из текстиля с прорезиненными нитями.
Новый облик
Совместное предприятие «Ростеха» и Pirelli выкупило у СИБУРа воронежский шинный завод в марте 2012 года. Правительство Воронежской области в декабре прошлого года поддержало инновационный проект «Воронеж-2» и присвоило ему статус «особо значимого»: ставка налога на имущество завода на три года зафиксирована на уровне 0,2% (на 2013 -- 2015 годы льгота составит 160,2 млн рублей), а налога на прибыль - 13,5% (льгота 22,1 млн рублей). Губернатор Алексей Гордеев рассказал журналистам, как в 2009 году побывал на воронежском шинном заводе. «Впечатление было удручающее, и мало кто верил, что предприятие сможет возродиться, -- сказал он. -- Сегодня благодаря Pirelli и госкорпорации «Ростех» мы получили прекрасное современное предприятие, рабочие места, хорошего налогоплательщика. Это предприятие сможет конкурировать на мировом рынке».
Экскурсию для почетных гостей провел генеральный директор ООО «Пирелли Тайр Руссиа» Карло Коста -- показал стенды с таблицами и фотографиями: было, стало, будет. В выданные журналистам коробочки с наушниками -- Guide radio -- толмач не только переводил то, что говорит Карло Коста, но и пересказывал вопросы и замечания российских чиновников, услышать которые издалека было бы непросто. В частности, что на шинном заводе 40% работников -- женщины, а 27% сотрудников имеют высшее образование. И 80% продукции останется в России, а 20% -- уйдет на экспорт. Что шина, оказывается, состоит из 35 деталей. А сотрудников завода отправляют учиться на заводы Pirelli в Германию, Турцию, Италию.
Бублик с шипами
На постаменты водрузили восемь шин, которые будет выпускать «Воронеж-2». Четыре вида с шипами: Winter-Carving Edge (с различным номерами). И четыре -- без шипов: Scorpion winter, Scorpion ice, Scorpion verde all season и Pzero. Я незаметно понюхала один из гигантских черных бубликов в крошечных иголках, но и от него резиной не пахло. «Зимние шины премиум-сегмента для российского рынка, стран Скандинавии и для Канады, а также шины до 21 дюйма для вседорожников: летние, зимние, всесезонные», -- сказал переводчик.
- Сегодня завод оборудован под производство легковых шин премиального сегмента с посадочным диаметром от 16 до 21 дюйма. - Генеральный директор ЗАО «Воронежский шинный завод» Иван Шкуматов провел гостей в цеха. -- В результате модернизации и запуска новых линий производственная мощность завода будет увеличена к 2014 году до 4 млн шин в год. Сейчас эта цифра в два раза меньше. Поэтапно на предприятии будет создано 500 новых рабочих мест»
Задача президента
Основными площадками для инвестиций стали склад, цех резиносмешения, линии, называемые «Воронеж-1» и «Воронеж-2», и логистический центр -- раньше поставки шли через Москву, а теперь Воронеж стал дистрибьюторским центром для российского рынка и для поставок шин на экспорт. «На новом участке создано все для высокого качества продукции, -- сообщил Шкуматов. -- Линия контроля дисбаланса и силовой неоднородности; установки визуального контроля качества, обрезки выпрессовок; лаборатория анализа сырья и материалов; шерограф; четыре испытательных стенда; зал ошиповки с автоматическими станками Tekniikka».
К 2015-му году на заводе будут работать 1200 человек, и на каждого из них запланировано 12 учебных дней в году, а в 2013-м -- и вовсе по 16 дней учебы. Даже журналистам досталось по блокноту с надписью на обложке - «Центр обучения Pirelli». «Это предприятие является одним из примеров выполнения задачи по созданию высокотехнологичных рабочих мест, которую ставит нам президент России», - завил министр Денис Мантуров. Директору Ивану Шкуматову он вручил почетную грамоту Министерства промышленности и торговли РФ.