Судью облсуда сбили на переходе в центре Воронежа

Макет скульптурной композиции «Ворон и еж» представили Сергею Петрину

Воронежец проведет 4 года в колонии за обман пенсионеров на 1,4 млн рублей

Неизвестные незаконно вырубили в Воронежской области ясени и дубы

Лифты в новых надземных переходах заработали в Воронеже. Но есть нюанс

Из зоны СВО в Воронежский зоопарк привезли енотовидных собак

Под Воронежем задержали вероятного виновника смертельного ДТП с фурой и автобусом

Названы самые популярные имена новорождённых в Воронежской области

Заболеваемость ОРВИ среди воронежцев продолжает расти

Новые тарифы на электричество утвердили в Воронежской области

День будет окутан пеленой непонимания и неверных советов. Самое лучше сегодня - не совершать резких движений
 

У Чижовских казарм в Воронеже отремонтируют крышу

Воронежские врачи второй раз в истории региона выполнили пересадку сердца

Выяснилось, сколько времени нужно воронежцам, чтобы накопить миллион

 

Воронежца уволили за укус начальника

В Воронеже к концу недели температура опустится до -7 градусов

Сегодня стоит заниматься исключительно завершением текущих дел и не давать никаких обещаний на будущее – велик риск, что выполнить их вы не сможете

В сан митрополита возвели епископа Воронежского и Лискинского Леонтия

Тысячи воронежцев в декабре получат особые «красные» квитанции за свет

Воронежский ректор ВГУ не признался в распространении порнороликов

Девять человек эвакуировали из-за пожара в многоэтажке в Воронеже

Пассажирский автобус попал в ДТП на Чернавском мосту

Похолодание и снег придут в Воронежскую область в конце рабочей недели

Гороскоп на 2 декабря: путь к ЗОЖ

Пенсионерка погибла при пожаре под Воронежем

Сегодняшний день лучше всего посвятить себе, а точнее заботе о своем теле. Ну а вечером ждите праздничного настроения

Вырубки деревьев начались в уникальной Нагорной дубраве Воронежа
 

Средняя зарплата воронежцев выросла за год на 19%

Синоптики рассказали воронежцам о погоде в первый день зимы

Губернатор: три украинских дрона атаковали Воронежскую область в течение ночи

Губерния

В Воронеже можно усыновить не только ребенка


И малым, и старым
В Воронежской области можно взять в семью не только ребенка, но и пожилого или больного человека
 
Такую возможность предоставил Закон «Об организации приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Воронежской области». Он действует уже второй год, но пока реализуется с трудом. Единственное, что доступно широкому кругу -- баннер с социальной рекламой закона, который все лето висел у ВОГРЭСовского моста. Однако до сих пор мало кто знает, в чем суть этого документа. Разобраться в том, поможет ли он старикам на самом деле, решили корреспонденты «ВК».

Договор по закону
 
На самом деле в попытках определить пожилых людей в приемные семьи Воронежская область не уникальна. Одной из первых соответствующий закон приняла Самарская область. С 2009 года тут создана не одна сотня приемных семей, заботящихся о стариках. Сегодня закон работает в Ростовской области, Красноярском крае, некоторых других регионах. В нашей области Закон «Об организации приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Воронежской области» был принят 29 сентября 2011 года и вступил в силу 1 января 2012 года. Он подробно расписал весь механизм работы.
 
Координация ее возложена на департамент труда и социального развития, соответственно, и на органы соцзащиты. Они должны выявлять и учитывать тех, кто хочет взять или устроиться в приемную семью, обследовать их бытовое положение, рассматривать предоставляемые документы и, в конце концов, принимать решение о возможности образования приемной семьи, а потом контролировать выполнение условий договора, оказывать всяческую поддержку. Устраиваться в приемные семьи могут дееспособные граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет) и инвалиды, в том числе с детства. Организовывать приемную семью могут люди любого возраста -- и трудоспособные, и пенсионеры. При создании такой семьи предъявляются два главных требования. Первое -- между сторонами не должно быть близкого родства. Это не могут быть ваши дети, внуки, братья и сестры, дедушки и бабушки. А вот «усыновить» дядю или двоюродную бабушку можно. Второе -- у принимающих не должно быть претензий на жилплощадь приемного члена семьи. 
 
Конечно, есть и некоторые другие условия. Принять к себе приемного старичка не позволят алкоголикам и наркоманам, тем, кто болен активной формой туберкулеза или опасными инфекционными заболеваниями. Вопрос о месте проживания будет решаться индивидуально: можно уйти к новому члену семьи, а можно взять его к себе. Правда, при этом ваша жилплощадь должна быть не меньше учетной нормы площади жилого помещения. Кроме того, необходимо согласие всех, кто проживает вместе с вами.
 
Ну и, наконец, один из главных вопросов - финансовый. Принимающая сторона получает от государства небольшое вознаграждение - 2,5 тысячи рублей. Часть своей пенсии будет отдавать и приемный человек. Какая это будет доля, решается отдельно. В любом случае это будет не более 75% ежемесячного дохода. С каждой стороной приемной семьи орган соцзащиты заключит договор и потом будет контролировать его исполнение. 
 
Впрочем, и после ознакомления с законом остается немало вопросов. Захочет ли кто-то на старости лет уйти в чужую семью? Пожелает ли кто-то взять к себе чужого старика и ухаживать за ним? Понятно, что обещанные деньги тут не главное, во всяком случае, для областного центра. Чтобы ответить на эти вопросы, мы обратились в хорошо знакомый нам Советский комплексный центр социального обслуживания «Исток», который ведет работу по организации приемных семей на территории Советского района. Там нам ответили, что с законом хорошо знакомы и даже прямо сейчас у них есть потенциальный кандидат на устройство к добрым людям. Мы отправились, чтобы познакомиться с женщиной, которая решила переехать в незнакомую ей семью.

«Когда у меня будет новая семья….»
 
Евгения Всеволодовна Кутянина - маленькая тихая женщина в очках. Зайдя в кабинет директора «Истока» Любови Шабановой, она осторожно усаживается на стул, сложив кулачки на коленях. Несколько минут послушно позирует нашему фотографу, потом, явно смущаясь, начинает рассказывать о себе. 
 
- Я родилась 22 января 1958 года в Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области. -- Евгения Всеволодовна старательно выговаривает раскатистое «Р». -- Там у меня похоронен папа. Они с мамой работали на металлургическом комбинате. Еще у меня был старший брат Сергей, но его уже нет. После смерти отца мама уехала в Воронеж, тут жила моя бабушка, тоже Евгения (меня назвали в ее честь). Мне тогда было год и четыре месяца, брату -- три года. Потом маму направили в Комсомольск-на-Амуре, она работала там. Окончательно в Воронеж мы приехали в 1969 году. 
 
Жизнь Евгении простой не назовешь. Она инвалид с детства, у нее II группа. В обычной школе училась только в первом классе, никогда не работала. В 1985 году ее мама, Марта Андреевна, снова вышла замуж. В двухкомнатной квартире они жили вчетвером -- мама с отчимом, его дочь и Евгения. Беда пришла в середине 2000-х. Сначала в 2006 году умер брат Сергей, потом -- дядя, мамин брат. Почти всегда Евгения и Марта Андреевна жили вдвоем (отчим практически все время проводил на даче). А потом в 2011 году мама вдруг стала постоянно вспоминать сына и переживать. А Женя начала часто просить у нее прощения, сама не зная, почему. «Мама спрашивала, а я говорила: «Я не хочу оставаться непрощенной», -- начинает рыдать Евгения Всеволодовна. -- А мама отвечала: «Я всегда тебя прощала, прощаю и сейчас»». Наверное, женщины чувствовали, что что-то произойдет. И это случилось. В сентябре 2011 года мама упала и сломала бедро. Она долго лежала, и хрупкая, слабая Женя просто не могла перевернуть тяжелое мамино тело, как ни старалась ухаживать за ней. Два месяца были очень тяжелыми. А 8 ноября 2011 года Марта Андреевна умерла.
 
Мама - особый для Евгении человек. Она не только всю жизнь ухаживала за дочерью, но и смогла наставить ее так, чтобы все было хорошо и когда единственный близкий человек уйдет из жизни. Мудрая женщина объясняла наивной дочери: «Когда я умру, ты, пожалуйста, не плачь. Если ты будешь плакать, я окажусь в воде. Есть такое поверье». Сейчас доверчивая Женя изо всех сил старается сдерживаться: чтобы маме там не было плохо. Это Марта Андреевна перед смертью сказала дочери, чтобы она нашла себе хорошую семью. «И когда у меня будет новая семья, я оставлю себе кусочек мамы -- ее фотографию», - говорит Евгения Всеволодовна.
 
В том, что такие люди найдутся, она не сомневается (недаром говорит «когда» вместо «если»). С отчимом и его дочерью стать близкими людьми они так и не смогли. Сейчас она хочет жить с женщиной своего возраста, чтобы можно было поговорить запросто. «Я человек самостоятельный. Я могу себе и есть приготовить. Могу постирать руками мелкие вещи, зашить дырку», -- не без гордости рассказывает Евгения Всеволодовна. Она вообще очень старается жить полной жизнью: каждый день приходит в «Исток», посещает занятия с психологом и творческие часы, поет и танцует, ходит на гимнастику и ездит на экскурсии. А еще она любит читать -- ее приучила к этому мама, очень образованный человек.

Ничего невыполнимого нет
 
«Конечно, у Жени есть свои особенности, - рассказывает Любовь Шабанова. - Но она добрая, и большого ухода за ней не надо. Скорее, нужно тепло и доброе слово, чтобы были друзья и семья. Она готова отдавать часть своей пенсии, но квартира останется за ней. Конечно, организовать семью -- это дело не одного дня. Кто знает, может быть, стороны психологически не подойдут друг другу и расстанутся. Ничего страшного в этом нет».
 
У «Истока» уже есть небольшой опыт работы с приемной для старичков семьей. В прошлом году его сотрудники оформили договор с женщиной, которая взяла к себе дальнюю родственницу своего бывшего мужа. Деньги ей не были нужны, она просто не смогла бросить пожилого человека в интернате. К сожалению, бабушка, которой было за девяносто, уже умерла. Однако тот пример показал, что организовать такую форму обустройства возможно. «Да, есть определенные сложности. Надо, например, оформить некоторые документы, медицинскую справку, -- объясняет Любовь Шабанова. - Но ведь это государственное дело и государственные деньги. Ничего невыполнимого тут нет. Мы со своей стороны готовы помочь, допустим, побыстрее пройти медкомиссию. Созданной семье мы будем оказывать всяческую поддержку -- психологическую, консультативную и при необходимости материальную». 
 
Наверное, можно смело утверждать, что «усыновление» пожилых и больных людей получит распространение еще нескоро. Однако я уверена, что в будущем это станет нормой. Ведь еще пять лет назад так же трудно продвигалось создание приемных семей для детей, а сегодня -- это практически обычное дело. Создаются домашние интернаты, люди берут по несколько ребятишек, и не только из-за обещанных тысяч рублей. Просто это нормально -- заботиться о ком-то. И старым, и малым нужны, прежде всего, любовь и забота, которую они будут и принимать, и отдавать. Ведь, в конце концов, семья - это самое главное. 

Другие материалы автора читайте на сайте газеты "Воронежский Курьер".