Залпы «Армагеддона»
Под Новый Год магазины пиротехники удивляют ассортиментом, а работники МЧС - бдительностью
Мы, отправившись в рейд с сотрудниками МЧС, остановились у павильона «Фейерверки» -- «Большой праздник» на улице Остужева, недалеко от Северного моста. Я думала, нагрянем как снег на голову, но, видимо, в декабре снегом никого не удивить. И на улице на мою шапку тихо ложились редкие снежинки, и в магазине встречу с нами планировали – за спиной директора Андрея Перелетова выстроились все продавцы, расплывшиеся в улыбках, словно фотограф просили их сказать «чи-и-из». «Проверка плановая, мы не имеем права нагрянуть без согласования», - пояснили сотрудники МЧС.
Пик продаж
С 1 ноября надзорные органы МЧС еженедельно устраивают рейды по пиротехнике. Вообще-то магазины, ею торгующие, работают круглый год -- салюты и фейерверки покупают на свадьбы, юбилеи, корпоративные праздники. Но бесспорный пик -- Новый год: объемы продаж в декабре, по словам директора, увеличиваются в разы. А в последние две недели уходящего года -- совсем запарка, и магазин уже пятый год 31 декабря закрывается только за два часа до полуночи. «Мы свой корпоративный Новый год потому и не устраиваем, что -- некогда, -- сказал Перелетов. -- Язык на плечо -- и бегом, чтобы успеть добраться до дома». За нарушения правил пожарной безопасности юридическим лицам грозит штраф от 150 до 200 тыс. рублей, а должностным – 3 -- 4 тыс. Но пока в Железнодорожном районе с начала проверок пиротехнических магазинов наложили всего два штрафа на предпринимателей, да и то на маленькие суммы: у одного ИП не были пронумерованы огнетушители, у другого -- на огнетушитель не было паспорта. Бдительность приносит свои плоды: за два года в области из-за салютов и петард не случилось ни одного пожара.
«Сертификат есть?» -- спросил начальник отдела надзорной деятельности по Железнодорожному району подполковник внутренней службы Роман Самойленко у директора Андрея Перелетова, стоявшего у кассового аппарата, к которому скотчем была приклеена «Памятка по применению гражданами бытовых пиротехнических изделий». Перелетов в мгновение ока выложил на стол толстенную пачку листков с печатями.
Руки прочь!
Тем временем я быстро прочитала памятку: обязательно изучить инструкцию, поджигать фитиль на расстоянии вытянутой руки, зрителям стоять не ближе чем в 20 метрах. «Категорически запрещено держать пиротехнику в руках, -- пояснил Самойленко. -- Прикопать в снег или укрепить кирпичами, а если не сработало -- не подходить, не разбирать, не наклоняться над изделием, как, собственно, и после окончания салюта».
В магазине более 250 наименований батарей салютов -- больших и гигантских, малых и средних, летающих фонариков, наземных фейерверков, одиночных и комбинированных салютов, петард, ракет, римских свечей, светящихся пакетов и фонтанов. И все -- из Китая: от тоненькой упаковки бенгальских огней по 20 руб. до тяжелой коробки с батареей гигантского салюта «Королевский» за 28 тыс. Если с первыми в принципе все ясно, то со вторым -- все не так непросто. «300 залпов, -- сулила надпись на коробке. -- Разноцветное мерцание, искристые облака, парчовые короны и синие звезды, падающий дождь, пурпурно-зеленые астры с треском». Говорят, «Королевский» на полках не залеживается.
Глаза подполковника внутренней службы Самойленко замечали все противопожарные нюансы, а журналисты ахали, дивясь стоимости пиротехники и ее наименованиям. Все же интересно, как салютам дают названия? Вот, например, есть «Буря в пустыне -- 127», а есть и «Буря в пустыне -- 169». Имеются не только салют «Олигарх» -- из 25 залпов с «кометами со шлейфом, цветными пальмами с мерцанием, белыми переливающимися ивами», но даже «Премьер» -- из 25 залпов «серебряных пальм с пурпурными и синими звездами, красным мерцанием, трещащими брызгами». А салют «Настоящий полковник» из 171 залпа совсем какой-то странный -- с пионами «красно-желто-морской голубизны». Дернул же черт кого-то назвать салют «Камикадзе»! Собственно, в преддверии обещанного конца света салют «Армагеддон» вообще показался достойным философского эссе: одни в страхе не пережить битву добра со злом в конце времен скупают соль, спички и свечки, а другие, получается, салютами затариваются. Впрочем, не будем брюзжать: когда у людей есть повод пальнуть в небо искрами огня, какой может быть эстетический ценз? Главное, чтобы они свой салютный огонь правильно зажгли -- не в помещении, не у линий электропередачи, не у деревьев. В общем, подальше от жилых домов.
Товар лицом
«Теперь надо проверит целостность упаковки», -- Самойленко попросил продавца снять с полки восьмигранную коробку с крупными красными буквами -- «Факел» и мельче -- «батарея салютов». «Да, футбольному «Факелу» зажечь в сезоне не мешало бы», -- хихикнул кто-то за моей спиной. Директор с готовностью снял «Факел», хотя вначале потянулся за коробкой «С Новым годом!». «Нельзя покупать изделие без инструкции на русском языке», -- напомнил нам подполковник внутренней службы, прищурился, ткнул пальцем в буковки на боку «Факела», который стоит 2,1 тыс. руб., и особо заметил, что детям до 16 лет продавать такие штуки нельзя. «125 залпов, они длятся около двух с половиной минут», -- пояснил директор. «Сверим номер» -- настаивал проверяющий, сличая цифры на коробке и в сертификате: СС927019. Числа совпали, и все улыбнулись. Потом директор принес посмотреть коробку с батареей гигантского салюта «Императорский» за 17,5 тыс. рублей. «150 залпов. Разноцветные кометы, серебряные, золотые переливающиеся ивы с синими звездами», -- столь поэтично создатели расписали эффект его созерцания.
«На рынках пиротехники быть не должно: профессиональные пиротехнические изделия IV и V классов запрещены к продаже, а бытового назначения, то есть I, II и III классов, должны продавать только в специализированных магазинах, где у покупателя нет прямого доступа к полкам с товаром. -- Самойленко окинул взором ряды полок, где затерялись разноцветные сомбреро . -- Или если в супермаркетах самообслуживания, то в отгороженных отделах с продавцом-консультантом, который и сертификаты может предоставить, и не даст всем подряд брать в руки коробки». -- «И еще очень важно проверить срок годности пиротехники», -- сказал сотрудник МЧС и прочитал вслух, что наш «Факел» годен до 2014 года. «У нас все выходы, на случай пожара, снабжены светящимися табличками, -- добавил директор и поднял с пола красный цилиндр, похожий на сифон с газировкой. -- Имеются огнетушители: один слева от прилавка, второй -- справа».
Тут в магазин зашла пара и стала быстро выбирать салют. Критериев два: важно, сколько раз он «бабахнет» и сколько стоит. Супруги попросили подать с витрины «Алхимик», «Шик» и «Огонек» -- всего на 300 рублей. Расплатились -- и были таковы. «Часто ли спрашивают сертификаты?», -- поинтересовалась я у продавщицы. Та смутилась и шепнула: «что скорее нет, чем да».
Другие материалы автора читайте на сайте газеты "Воронежский Курьер".