Многим до сих пор непонятно, зачем правительство Воронежской области запустило этот проект с выделением грантов территориальному общественному самоуправлению. У некоторых и вовсе возникает мысль: в чем тут подвох? Неспроста же придумали эту «схему»?
Напомню, что в нынешнем году 169 поселковых ТОСов получили гранты на общую сумму 20 миллионов рублей (в среднем по 100 тысяч). Грантооператором выступила Ассоциация «Совет муниципальных образований Воронежской области», которая для этого получила целевую субсидию из областного бюджета. Проекты, на реализацию которых тосовцы и получили средства, касались решения небольших вопросов местного значения: установка детских и спортивных площадок, благоустройство кладбищ, родников, создание переходов через реки, ремонт внутрипоселковых дорог, мостов и т.д.
Многие спрашивают: зачем огород городить, если есть органы местного самоуправления, которые и так обязаны все эти вопросы решать? И вопрошающие абсолютно правы. Конечно же, хутор Сасовка 1-я в Репьевском районе, жители которого организовали ТОС, могли бы попробовать решить проблему с переходом через воспетую Андреем Платоновым реку Потудань «традиционным» способом. Мостик нужен не только им, но и близлежащим селам, поэтому администрация Коблинского сельского поселения наверняка не оставила бы заявку сасовских общинников без внимания. И в августе вместо участия в конкурсе по выделению грантов ТОСам поселковый глава, скорее всего, убедила бы главу районной администрации в необходимости изыскать ресурсы на потуданский переход. Ведь бюджет сельского поселения крайне ограничен.
Но вот удалось бы предусмотреть такие расходы в бюджете района – это уже вопрос. Даже если и так – речь бы шла в лучшем случае о 2016, а то и 2017 годе (на текущий год все траты в основном финансовом документе муниципалитета расписаны). Но, как мы знаем, бюджет Репьевского района в силу объективных причин пока остается дефицитным, как и многие районные бюджеты.
Районные власти, как правило, обращаются за помощью к областным. Из областного бюджета оказывается финансовая поддержка в рамках областной государственной программы «Содействие развитию муниципальных образований и местного самоуправления». Соответственно, в нее необходимо было бы внести коррективы на заседании правительства области. Перечень вопросов, рассматриваемых на заседаниях высшего органа исполнительной власти региона, в текущем квартале определен. Пришлось бы ждать следующего квартала. Или послеследующего, а то и после послеследующего – не вносить же коррективы в госпрограммы по одной! Надо аккумулировать все заявки. Затем надо было бы предусмотреть соответствующие траты в областном бюджете, который и так испытывает дефицит. И, скорее всего, не 2016 года, а в лучшем случае 2017, а то и 2018. Ведь к августу бюджетных запросов было уже хоть отбавляй. Итак, все по пословице: обещанного три года ждут. Или, как говорили герои Платонова, «темп тих».
Нет, конечно, не все вопросы решаются вот так, медленно-медленно проходя через все звенья государственной машины. Но мостик через реку Потудань, этот мелкий в масштабах области вопрос, ждала бы именно такая судьба. А жителям-то он нужен сейчас! Для них именно он - самый насущный и острый вопрос местного значения. В таких случаях и предусмотрена федеральным законодательством возможность самостоятельно при поддержке органов местного самоуправления решать эти небольшие, но очень важные вопросы для жителей территории.
Благодаря областному гранту, мостик появился не через два года (по самому оптимистичному сценарию), а через два месяца. У сасовских общинников вопрос о смысле грантов не возникает. Кроме ускорения решения проблемы, надо еще сказать и про экономию денег. Ведь есть одно важное условие предоставления грантов: тосовцы должны вложить в реализацию проекта как минимум собственный труд.
Переход был изготовлен и установлен специалистами (на это, собственно, и ушли грантовские 100 тыс. рублей). Но подготовка берега под монтаж сооружения (уборка мусора, очистка от камыша) была осуществлена усилиями самих общинников. В противном случае мостик оказался бы куда дороже. И не стоит забывать, что ко всему созданному с твоим участием ты относишься бережнее. Поэтому в конце октября жители хутора устроили субботник, в ходе которого пропитали мостик огнебиозащитной жидкостью «Барьер», чтобы он служил долго, не гнил, не разрушался жуками-древоточцами и не горел.
Но дело даже не во времени, деньгах и бережливости. ТОС сплачивает людей и вдохновляет жизнь в наши деревни. В Каширском районе жители села Солонцы начали с детской площадки, но увлеклись настолько, что теперь с соседями из села Старина решили делать вокруг нее парк с велодорожками, прогулочными аллеями, клумбами, фонтаном – независимо от того, будет грант или нет. В городах ТОС помогает преодолеть разобщенность и отчужденность. Острогожский район, который не стал в этом году участвовать в программе по грантовой поддержке ТОСов, уже понял, сколько потерял. Сейчас там создано 14 ТОСов в селах и шесть в Острогожске.
А «подвох» здесь все-таки есть. Существует такое мнение, что старые бюрократические иерархии изживают себя в наш быстрый информационный век. Дескать, не справляются они в новых условиях – слишком неповоротливы. А люди, наоборот, становятся информированнее и самостоятельнее, что порождает у них стремление самим решать свои проблемы и объединяться в сети для обмена информацией и взаимопомощи. Более того, некоторые предрекают, что сети устроят революцию и сметут существующие иерархии. Может, и врут футорологи. Как нам без иерархий? Но, в любом случае, последним предстоит измениться и начать использовать то, что работает. ТОСы, например, это сеть. И она работает.
Поэтому стоит задуматься о том, чтобы больше опираться на подобные сети при решении значимых проблем и в других сферах государственного и муниципального управления. Ведь ТОС – это еще и потенциал развития конкретной территории.
Такая эволюция, на мой взгляд, куда предпочтительнее революции. И мне приятно быть причастным к эволюции движения ТОС.
Автор текста: Артем Зубков