В конце прошлой недели, певица и композитор Алиса Апрелева, единственный на сегодня дипломированный музыкальный терапевт в России, встретилась с воронежцами в Академии искусств, а затем и в воронежском хосписе для детей, чтобы рассказать и показать на практике, как музыка может помочь больным людям. Кроме того, Алиса ищет волонтеров, которые согласятся приходить в воронежский хоспис и работать с детьми постоянно. Им музыкант обещает особую поддержку и во время семинаров, и после них.
ТЕКСТ: Юлия Репринцева
Алиса — бывшая москвичка и в России она довольно известна как рок-музыкант. Несколько лет назад она переехала в США, где и получила второе образование — музыкального терапевта. Сейчас она, наверное, главный популяризатор музыкальной терапии в России. Так сложилось, что Алиса регулярно дает концерты в Воронеже и, как терапевт, уже была в воронежском хосписе для детей (на портале 36on.ru есть её впечатления об этом).
В Воронеж Алиса привезла барабаны, браслеты-бубенцы, кастаньеты, губную гармошку и многое другое, и даже погремушку из козьих рогов. Практически все инструменты она подарила на следующий день воронежскому хоспису для детей. Перед лекцией она немного поиграла на флейте, вовлекая гостей в процесс: кому-то дала барабан, кому-то — погремушку. После она пояснила:
— Я хотела показать, насколько музыка инициирует диалог, помогает перейти к общению.
Но, главное, что привезла Алиса с собой — ценный опыт. В России музыкальная терапия как способ помощи людям только начинает развиваться — нет ни специалистов, ни учебников, энтузиасты изучают её буквально на ощупь, тогда как в Европе и Америке она является частью терапевтической помощи. Например, в США «музыкальный терапевт» входит в список вспомогательных профессий.
Между тем, музыкальная терапия бывает эффективна, когда другие виды терапии не работают.
— Музыка — врождённая особенность человека, — говорила Алиса слушателям. — Когда ты играешь, человек не чувствует угрозу или агрессию, особенно, если эта музыка знакома ему с детства.
Первое, что отличает музыкальную терапию от простого выступления или концерта — это системный подход:
— Прежде чем приступить к работе, музыкальный терапевт собирает информацию о пациенте: чем он болен, что ему можно, что нет. Довольно редко, но встречается болезнь, при которой человек гиперчувствителен к музыке: в таком случае музыкальная терапия ему не показана. Если человек, например, в коме, то музыку нужно применять очень осторожно. Громкая фоновая нелюбимая музыка может быть очень неприятна больному. Но также известны случаи, когда именно музыка выводила человека из комы — когда родственник или музыкальный терапевт поет у постели больного его любимые песни или проигрывает негромко запись, негромко.
При музыкальной терапии обязательно определяют цели: улучшить социализацию, разработать больную руку или что-то другое. Терапевтические отношения начинают выстраиваться с контакта. Без них это уже не лечение, а обычное выступление или концерт. На основе терапевтических отношений выстраивается стратегия терапии.
— Музыкальному терапевту нужно всегда держать баланс между «физикой» и «лирикой». Он должен одновременно и изучать научные публикации на эту тему, и свободно чувствовать себя в творчестве, не думать, как выглядит, когда проводит занятие.
Музыкальная терапия является одним из методов «экспрессивной терапии». Это, другими словами, использование творческих видов искусства в процессе терапии, базирующееся на научных исследованиях. Различают также арт-терапию, драмотерапию, сказкотерапию, игровую терапию, литературную терапию. Так как все эти виды относятся к творчеству, то довольно часто они пересекаются. Например, арт-терапия и музыкальная терапия. Например, участникам могут предложить придумать сюжет и разрисовать одну из стен в больнице, а потом сочинить и исполнить об этом песню.
Музыкальная терапия — специальность на стыке музыки, психологии, медицины и педагогики. Однако, если обычный терапевт захочет использовать музыку терапевтически, не умея профессионально ни петь, ни играть на инструменте, это не критично. В некоторых случаях, например, при работе с детьми, достаточно и простой имитации. Важнее всего сам контакт, вовлечение в процесс.
Импровизация — одна из техник музыкальной терапии. Кроме этого, можно вместе слушать музыку, пробовать написать песню, обсуждать тексты уже готовых песен, играть в музыкальные игры, медитировать под музыку. Можно также вместе с пациентом подготовить музыкальное выступление или просто подвигаться или порисовать под музыку.
В Европе и США музыкальная терапия практикуется в больницах, при неврологической реабилитации, на период беременности и родов, на ранних стадиях развития ребёнка. А также в тюрьмах и исправительных колониях, в хосписах и домах престарелых.
Алиса показала фильм про дедушку с диагнозом «болезнь Альцгеймера». Много лет с ним пытались наладить контакт, и только благодаря музыке, которую пациент обожал с детства, этого удалось добиться. Мужчина стал вспоминать, как в молодости ходил на концерты, танцевал. Воспоминания оживили его, даже мимика лица изменилась до неузнаваемости.
— В Америке сейчас активно используют музыку для помощи пациентам с болезнью Альцгеймера. Существенную роль в этом сыграло появление айподов. Существует целая программа, когда айподы раздаются старикам. Однако это не является музыкальной терапией, так как это то, что можно делать в отсутствие музыкального терапевта (музыкальная терапия интерактивна, в ней всегда есть терапевт).
Живая музыка предпочтительнее записанной. Бывают исключения, как в случае с той же болезнью Альцгеймера, когда лучше всего дать послушать записанную на айпод любимую музыку юности.
— Важно понимать, что занятие музыкального терапевта это не сольное выступление, не концерт. Мы не исполняем музыку, а делимся ею, — завершила Алиса свой рассказ.
Читайте также материал 36on.ru о посещении Алисы Апрелевой воронежского хосписа для детей: «Привет, привет, какой хороший день!»