21 февраля в доме воронежского Союза журналистов России фонд имени Алексея Хованского наградил достойных из учителей Воронежской области. Медали имени выдающегося педагога, издателя старейшего отечественного языковедческого журнала «Филологические записки», получили 15 учителей. Вместе с медалями педагогам презентовали уникальную книгу — «Методики «Живого слова» под редакцией Хованского.
В этом году уже традиционное мероприятие фонда было посвящено 200-летнему юбилею учителя русского языка и редактора-издателя Алексея Хованского. Медаль Хованского «Живое слово» получили учителя Воронежской области по русскому языку и литературе, а также английского, немецкого и французского языков. Главным образом те, кто отличился в методических разработках.
Кроме медалей каждому учителю вручили по комплекту репринтного издания эвристической методики интеллектуального и нравственного развития «Живое слово», впервые изданной Воронеже в 1889 году, то есть 130 лет назад. Эта старейшая российская методика, а по существу — технология, представляется очень актуальной и в наше время, когда встает вопрос о способах преподавания словесности. К тому же, методика соответствует требованием современных образовательных стандартов.
В антирелигиозные времена методика была исключена из числа доступных к преподаванию, так как обращалась к христианским нормам нравственности, что в советское время было недопустимо. Так сложилось, что уникальная технология более века пребывала в полнейшем забвении и не вошла ни в один методологических сборников.
До самого недавнего времени в Воронеже не оставалось ни одного целого экземпляра, а только один — с вырванными страницами стихотворения Ивана Саввича Никитина «Молитва дитяти» учившей ребенка, как поступать, «если жизнь тебя измучит, ум и сердце возмутит, если жизнь роптать научит».
Оригиналы издания сохранились только в библиотеке им. В.И. Ленина в Москве. Недавно Фонд осуществил репринтное издание Методики для воронежских библиотек и университетов. Теперь старинная методика изучается ведущими педагогами нашего города; так методика возвращается в научное поле.
Учредитель фонда Хованского Андрей Лазарев:
— Сегодня перед школой, в первую очередь перед учителями русского языка и литературы, стоит вопрос: как преподавать? Должна ли школа только обучать или она должна ещё и воспитывать? Нередко можно встретить мнение, что помимо образования и интеллектуального развития, школа должна также и воспитывать. Но как это сделать? Брать за основу религиозные нормы мы не можем — у нас светское государство. «Методика» под редакцией Хованского как раз отвечает на этот вопрос.
Методика позволяет увлечь учеников, помочь им освоить трудный материал. При помощи списка известных литературных и поэтических произведений, специальной подачи материала развиваются творческие способности ребенка. Хочется обратить особенное внимание, что это методика не только интеллектуального, но и нравственного развития. Кроме того, это эвристическая методика развития творческих способностей. Когда мы спрашиваем у современных учителей, знают ли они, что такое «эвристика», выясняется, что многим такой подход не знаком; если вы откроете Википедию, там будет написано, что «эвристика как наука ещё полностью не сформировалась». Однако Методика А. Барсова под редакцией А. Хованского была издана 130 лет назад.
Методика «Живое слово» переиздана на собственные средства Фонда. В настоящее время электронные версии учебников бесплатно доступны в сети Интернет, кроме того выпущено более 100 комплектов, в соответствии с запросами от библиотек и ВУЗов города.
Фонд Хованского — одна из старейших российских гражданских некоммерческих благотворительных организаций; основана в Воронеже в 1899 году. В 1917 году прекратила своё существование, однако в 2009 году была восстановлена. Финансируется за счёт личных средств учредителей и пожертвований граждан, компаний и организаций.
Алексей Хованский — воронежский педагог-словесник, основатель и первый редактор-издатель русского научного языковедческого журнала «Филологические записки», издаваемого с 1860 года. Среди его авторов были ведущие языковеды России и зарубежья, интересно, что гонораров за публикации они не получали. Журнал имел большую популярность и существовал на деньги подписчиков. Его изучали не только в российских институтах и гимназиях, но и посылали во многие ведущие университеты Европы и даже Америки. В советское время журнал не выпускался, теперь издание возобновлено на филологическом факультете ВГУ.