Зрители столицы Черноземья имели возможность увидеть картину «Развод Надера и Симин» - первый иранский фильм, получивший премую Оскар.
Действие кинокартины начинается на судебном заседании – идет бракоразводных процесс супругов Надера и Симин, которые пытаются «поделить» свою 11-летнюю дочь. Симин, мать девочки, стремясь обеспечить ребенку, по ее мнению, лучшие перспективы, старается эмигрировать за границу, однако глава семейства не дает на это согласие. В общем-то, и к разводу привели супругов не какие-то серьезные семейные проблемы, а причины бытового характера – сам Надер выехать в эмиграцию не может. С Родиной, помимо всего прочего, его связывает престарелый и страдающий болезнью Альцгеймера отец. Между тем, решение Симин уже приняла. Сделаны все необходимые документы. Провокационный вопрос судьи о том, нет ли у ее дочери перспектив в Иране, Симин оставляет без ответа. По всей видимости, она действительно уже давно все решила. Не с мужем – так без него, но ей необходимо выехать из страны, забрав с собой дочь. Развод затягивается тем, что сам ребенок, 11-летняя Терме, выбор между родителями не сделала, и временно, до принятия окончательного решения остается с отцом, понимая, что только таким образом она может остановить выезд матери и сохранить семью.
Можно смело отметить, что кинокартина представляет собой своего рода суд, где коллективным судьей, этакой огромной коллегией присяжных выбраны зрители всего мира. Именно в этом качестве видят они сложную и полную противоречий жизнь героев фильма. Не будучи в состоянии поддерживать порядок в доме, присматривать за больным отцом и помогать дочери в учебе, Надер нанимает Терме репетитора, а также приглашает в качестве служанки благочестивую женщину – знакомую его жены Разие. Та, столкнувшись с серьезными финансовыми проблемами, готова взяться за любую работу. Женщина вынуждена даже брать с собой малолетнюю дочь. Ситуация осложняется тем, что муж Разие, Ходжат, не знает о том, что его жена работает в доме одинокого мужчины, что с точки зрения религии и общепринятой в стране практики – явление немыслимое, а потому женщина вынуждена скрывать от супруга свой источник скудного дохода.
Впрочем, уже вскоре Разие допускает оплошность – она оставляет отца Надера привязанным к кровати, и выходит из дома по своим делам. В это время возвращаются с Надер с Терме. Обнаружив своего отца упавшим с кровати, Надер выставляет в служанку за дверь. А уже очень скоро он оказывается в полиции – выясняется, что Разие была беременна и потеряла ребенка. Она обвиняет в его непреднамеренном убийстве и своем избиении бывшего работодателя.
И вновь зрители имеют возможность решить, «кто прав, кто виноват». Только теперь они превращаются в следователей, постепенно по ходу картины выясняя для себя все новые подробности произошедшего. Теперь на виду у них уже жизнь и взаимодействие сразу двух семей, принадлежащих, ко всему прочему, еще и к совершенно разным социальным группам. Состоятельные Надер и Симин, каждый из которых имеет собственный автомобиль и располагающие средствами на плату служанке – отнюдь не «ровня» Разие и Ходжату, у которых нет даже постоянной работы.
Интересно, что в фильме зритель не может увидеть ни полностью положительных, ни полностью отрицательных героев. Каждый из тех, кто показан в картине – хороший человек, однако человек реальный, далекий от какого-либо идеала. Каждый имеет свои, как положительные, так и неприглядные стороны, под воздействием тех или иных обстоятельств совершает, как достойные, так и не украшающие его поступки. Все герои лгут. Все они действуют во имя своей выгоды. Все являются заложниками своеобразной сложившейся системы отношений, которая - не хорошая и не плохая. Она просто есть. «Развод Надера и Симин» совершенно свободен от какого-либо морализаторства, навязывания идеалов и навешивания ярлыков. В правдивости и честности – одна из основных заслуг картины и ее режиссера Асгара Фархади.
Разрывается этот трагикомический семейный круговорот единственным во всех отношениях бескорыстным поступком. Разие, не ища для себя какой-то выгоды, отказываясь и от денежной компенсации, и от расположения мужа, ведомая лишь религиозными мотивами, вдруг рассказывает правду. Как оказалось, она потеряла ребенка, потому что накануне была сбита автомобилем, а Надер - невиновен. Здесь можно увидеть положительное, оздоравливающее влияние религии на жизнь общества в целом и показанных в фильме семей в частности.
Впрочем, проблемы Надера, Симин и их дочери Тэрме это не решило… Окончательно узел будет развязан без взглядов зрителей… Все в том же суде – который во второй раз появляется на экране. Терме вынуждена будет сама сделать свой выбор. И судей у нее уже не будет. Даже в виде зрителей.
Кстати, сказав, что в фильме нет полностью положительных героев, мы, в след за лгущими персонажами «Развода», сказали лишь полуправду – как минимум два таковых все же есть. Это – дети. Терме, пытающаяся всеми силами примирить родителей и страдающая, как от их развода и скандалов, так и от последующих событий, связанных с уголовным делом в отношении ее отца… Сомайе, маленькая дочь служанки Разийе, ставшая невольным свидетелем изгнания матери из дома Надером… Дети, несмотря на всю сложность и неоднозначность ситуации, оказываются «выше» взрослых, предстают подлинными «цветами жизни».
В этой связи нельзя не отметить блестящую игру именно юных актрис. К сожалению, им, в отличие от взрослых коллег по фильму, серьезных международных наград не досталось. Однако актерская игра исполнительницы роли Терме Сарины Фархади и совсем маленькой Кимии Хосейни, ставшей на экране Сомайе, поистине выше всяких похвал. Оказавшись в числе главных героев столь серьезной психологической драмы, названной некоторыми критиками даже «семейным триллером», Фархади и Хосейни справились со своей задачей целиком и полностью. Что касается взрослых актеров, то, как уже было сказано, качество их работы было отмечено многочисленными премиями и наградами самых престижных кинофестивалей и конкурсов.
Огромное значение в картине имеет сценарий, написанный самим режиссером. В отсутствии каких-либо спецэффектов и другой показной «яркости», именно он заставляет зрителей на протяжении двух часов, не отрываясь, разбираться в проблемах иранской семьи. В этом – заслуга Асгара Фархади-сценариста.
Вне сомнения, «Развод Надера и Симин» - кино сложное. Кино «не для всех». Возможно, этим объясняется ограниченный показ данного фильма в России, киноиндустрия которой в значительной степени ориентирована на извлечение коммерческой выгоды, а значительное число зрителей предпочитает «облегченный» продукт. В частности, в Воронеже, где автору статьи и удалось посмотреть «Развод», состоялось лишь два его показа – 4 и 5 марта в рамках тематического кинофестиваля.
Неоднозначно складывается судьба картины и его режиссера и в самом Иране, где на днях была отменена церемония чествования Асгара Фархади. Первоначально в понедельник 12 марта Высший совет иранских кинематографистов и Центр иранских режиссеров планировали отметить автора «Развода Надера и Симин» как первого иранца, завоевавшего самую престижную в мире кинонаграду – премию Оскар. Однако незадолго до этого власти запретили церемонию без объяснения причин. Некоторые эксперты связывают запрет с общественной деятельностью режиссера, призывавшего к амнистии представителей творческой интеллигенции, участвовавших в уличных беспорядках 2009 года.