6 сентября в Воронеже стояла по Питерски дождливая погода. Ветер гонял тучи, которые время от времени прорывались и орошали прохожих, машины и здания. Черноземная земля, которая, то там, то тут проступает сквозь асфальт и свободное от него пространство, раскисла так, что каждый рисковал в ней увязнуть. Вот так и продолжилось действо фестиваля «Чернозем». В тот день состоялось еще одно событие, которое напоминает нам о Северной столице. В галерее современного искусства Х.Л.А.М. открыли выставку работ Александра Флоренского под названием «Петербургская азбука».
- Это «Второе пришествие» Флоренского в Х.Л.А.М. До этого он уже выставлял у нас свои работы с пленера. Эта азбука города третья по счету в данном цикле. Надеемся, что все те, кто жил в Петербурге найдут знакомые уголки города, а те кто там не был, составят свое впечатление, может быть, запомнят места, где хотелось бы побывать при посещении Питера. – Ввел собравшихся в атмосферу выставки Алексей Горбунов, основатель и владелец галереи Х.Л.А.М.
Художник, чьи работы можно наблюдать в зале, родился, вырос, живет и творит в Санкт-Петербурге, посему было даже несколько странно, что эта азбука не стала первой в тематическом цикле. Александр начал букварный проект городов в Израиле: совместно с Михаилом Королем создал «Иерусалимскую азбуку». Тогда же и пришла ему мысль о продолжении этой идеи. Так, во время своего пребывания в Тбилиси он собрал материал для создания азбуки этого города. Третьей по счету стала «Петербургская азбука», которую мы, Воронежцы, сможем наблюдать до 30 сентября.
- Когда Флоренский рисует, внутри него происходит невероятная работа: он обобщает, убирает лишние детали, оставляет лишь самое важное. Порой его обобщение достигает совершенно невероятных, монументальных размеров. Кто-то видит в этом некую наивность и детскость. На мой взгляд, наоборот, наивный художник будет прорисовывать все до мельчайших подробностей. Простота рисунков, правда, выражается не только в их виде. Для создания Александр использует лишь бумагу и карандаш, так что зритель может легко представить, что он наблюдает картинки, нарисованные в бомбоубежище осаженного города. – Воодушевленно рассказывает корреспонденту 36on.ru Сергей Горшков, арт-директор галереи Х.Л.А.М. и куратор визуальной части фестиваля «Чернозем».
Рисунки здесь действительно специфические и не похожи на привычный образ Петербурга. Мало того, что мы наблюдаем необычные виды города, так они еще и выполнены без намека на депрессивную серость Северной Пальмиры. Все образы тут уютные и теплые.
- Для меня не ново, что мой Питер получается особо «теплым». К тому же, я задумывал изобразить по большей части зимние городские пейзажи. Наверное, мне все же удалось передать свое доброе отношение к Петербургу в «Азбуке». – Говорит корреспонденту 36on.ru Александр Флоренский, современный художник, родом из Санкт-Петербурга.
Работы интересны не только по своему смыслу и содержанию. Мастер подошел к их исполнению таким образом, что один рисунок дополняет другой, почти на каждом из них есть так называемые ссылки на другой, благодаря чему образ показываемого города получается объемным.
О нестандартном видении Флоренского нам поведал Алексей Горбунов.
- Петербург – город-памятник. Мы привыкли видеть фасады Эрмитажа, Русского музея, Мариинского театра, разводные мосты. Здесь другое – этот человек живет на улице Правды, ходит по Пушкинской улице, рисует места, где он учился, блошиный рынок, на котором он с женой Ольгой покупает материалы для своих работ, словом, передает ощущения обычного горожанина, который любит свое место жительства. – говорит Алексей.
Важно не только, что Питер как бы оживает на рисунках Флоренского. Интересно, что художник и не думает завершать свой проект на родных пенатах. Думается, что это имеет значение не только для него, ведь многие хотели бы увидеть свой родной город в привычном свете, но под другим углом, так же, в букварном виде.
- В списке городов, которые Саша хотел бы изобразить, уже появился Великий Новгород. Возможно, что после него очередь дойдет и до Воронежа. Когда он был здесь, город ему страшно понравился, так как он имеет свое архитектурное и человеческое лицо, которое местами напоминает Питер. Художник постоянно ходил и спрашивал разные факты про здания и закоулки Воронежа, такие, о которых додумается поинтересоваться не каждый житель нашего города. Еще он сказал, что Воронеж он любит, а рисует он исключительно те города, которые ему любимы, так что у нас есть все шансы попасть в список его работ. – Мечтательно произносит Сергей Горшков.
И действительно, все те, кто уже побывал на выставке, нашли для себя свой личный бальзам на душу. Те, кто жил когда-либо в Питере увидели город таким же, который он представлялся им, может чуть иным, но равно близким и родным. Для тех же, кто еще ни разу не удостоил Северную столицу своим присутствием, некоторые моменты стали настоящим открытием. Ведь даже в век высоких технологий и общедоступности информации невозможно целиком охватить вниманием многомиллионный город, который буквально переполнен различными культурными ценностями и достопримечательностями.