Демографическая политика на практике.
Судя по заявлениям первых лиц, наше государство заботится о повышении рождаемости и, само собой, сбережении населения. В частности, в 2007 году была официально утверждена концепция демографической политики страны на период до 2025-го. Что и как делается региональной властью, корреспондент «ВК» выяснил, изучив статистические данные, которые недавно обнародовал департамент здравоохранения области.
В концепции поставлены вроде бы скромные, но в современных российских реалиях трудновыполнимые цели -- даже в заявленных масштабах. Скажем, к 2016 году планируется увеличить суммарный коэффициент рождаемости по сравнению с 2006-м на 30%, а к 2025-му -- на 50%. Уровень материнской смертности планируется сократить к 2025 году не менее чем в два раза. Цели, как водится, достигаются решением ряда задач. Среди них -- укрепление репродуктивного здоровья, снижение частоты абортов и осложнений беременности и родов, недопущение случаев материнской смертности и тому подобное. Разработана целая система мер, которые должны помочь воплотить грандиозные планы в жизнь. Например, создание трехуровневой системы оказания акушерско-гинекологической помощи, укрепление амбулаторного звена, повышение квалификации медиков. Да и в деньгах недостатка нет. В одной только программе модернизации здравоохранения доля средств, отведенных на службу материнства и детства, составляет 25,5%. Счет идет на миллиарды рублей.
В нашей области создана запланированная в рамках концепции демографической политики трехуровневая система оказания акушерско-гинекологической помощи. На верхушке -- перинатальный центр в Воронеже. Чуть ниже –- родовспомогательные учреждения второго уровня (есть в Семилукском, Новоусманском, Лискинском, Острогожском, Павловском, Россошанском районах и Борисоглебске). Большинство муниципалитетов, в том числе городов, имеют родовспомогательные учреждения первого уровня. Есть, правда, муниципалитеты, где подобные заведения отсутствуют -- Рамонский, Нижнедевицкий, Хохольский, Каширский и Репьевский районы. Впрочем, они находятся вблизи от Воронежа, что, видимо, должно радовать будущих мам.
Ведутся работы по оптимизации коечной сети. Она призвана обеспечить повышение доступности врачебной помощи. Интересно, что в списке мер значится сокращение маломощных акушерских отделений. Но как такая реформа приблизит медпомощь к населению и почему нельзя просто улучшить состояние коек, непонятно (есть ведь планы, что беременных станет больше). Вместе с тем уже были и открытия. В Воронеже введен в эксплуатацию перинатальный центр. Заявлено, что тамошние услуги федерального качества. Созданы три межмуниципальных акушерских центра -- на базе Борисоглебской, Лискинской и Россошанской центральных райбольниц. Ожидается, что они будут вести перинатальную (дородовую) диагностику первого триместра, оказывать помощь при преждевременных родах, принимать в реанимацию проблемных младенцев. Поддержка самых маленьких пациентов совершенствуется: открылись палаты интенсивной терапии новорожденных в межмуниципальных акушерских центрах, появились отделения реанимации новорожденных во втором и третьем роддомах Воронежа. Увеличилось число коек реанимации новорожденных в роддоме БСМП № 10 и коек хирургической патологии в Областной детской клинической больнице № 1. Там же, в ОДКБ № 1, создана вторая выездная бригада для транспортировки новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела.
Особое направление -- профилактика абортов. Власти осознали, что проблема не только медицинская, и заговорили о медико-социальной поддержке беременных. Планируется создать 12 центров медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной ситуации. Конечно, будущие мамы размышляют о жизни, которая им предстоит не только до родов или сразу после. Но тот факт, что есть хотя бы первые шаги в социальном решении проблемы, уже весьма значим.
В последнее время чиновники от медицины вообще проявляют склонность к инновациям. Минздравсоцразвития «в целях дальнейшего совершенствования акушерско-гинекологической помощи» настойчиво рекомендует роддомам внедрять практику партнерских (или по-другому «семейно-ориентированных») родов. Хотя, казалось бы, совсем недавно к таким идеям наши медики относились скептически: мол, нечего мешать персоналу и роженице и распространять всякую антисанитарию. Сейчас министерство велело им сменить гнев на милость: «Партнерские роды способствуют предупреждению излишнего использования процедур, повышают взаимоответственность медперсонала и снижают частоту конфликтов и жалоб». Интересно, что партнерские роды не могут быть платной услугой. Один нюанс: их проведение возможно только при наличии индивидуальных родильных залов.
В методическом письме Минздрава есть и другие любопытные нюансы. В частности, разъясняя врачам принципы профилактики гипотермии новорожденных, чиновники напоминают о «методе кенгуру», который позволяет избежать переохлаждения младенца. Суть в том, что практически сразу после рождения ребенок фиксируется на груди у матери или отца на несколько часов. Кажется, в России наконец задумались о том, чтобы сделать фигуру папы значимой в судьбе ребенка с первых минут его жизни. Думается, мужчинам будет хоть и боязно, но приятно.