Воронежцев предупредили о фейке про повышение пенсионного возраста

Здание 18 века отремонтируют по заказу воронежского онкоцентра
 

Глава СК РФ потребовал от полиции передать дело о погибших в ДТП воронежских подростках

В Борисоглебске парня оштрафовали на 50 тыс. рублей за танцы под песню Сердючки

Воронежцев на рабочей неделе ждут дожди и мокрый снег

Гороскоп на 17 ноября: день противоречий

Пять БПЛА сбили над четырьмя районами Воронежской области в ночь на 17 ноября

Название для нового индустриального парка предлагают выбрать воронежцам

Воронежцы смогут понаблюдать зрелищный звездопад Леониды

Турбаза, которую хотели продать под жилое строительство, подешевела до 509 млн рублей под Воронежем
 

Воронежский «Факел» спустя полвека впервые победил в Саратове

Воронежцы скупили билеты в Сочи и Минеральные воды на Новый год

Домовые чаты Воронежской области массово переходят в мессенджер MAX

 

Более 200 дронов закупят для Воронежского технического университета

Бизнесмена Богомазова из-за болезни не смогли доставить в воронежский суд на оглашение приговора

Беспилотники ВСУ атаковали три города Воронежской области
 

О фейках про «новый смертельно опасный вирус» рассказали воронежцам

В Воронежской области установили прожиточный минимум на 2026 год

400 миллионов, выделенных на строительство ливнёвок в Воронеже, утекли в неизвестность
 

Увеличат зарплаты по перерасчету с 1 июля педагогам и работникам муниципальных детсадов в Воронеже

Сегодня не стоит браться за ответственные дела. Да, есть шанс прослыть лентяем, но иначе все серьезные начинания обернутся крахом

Медианная зарплата превысила 72 тысячи в Воронежской области

Овощи подорожали, но подешевела водка в Воронежской области

Совфед одобрил кандидатуру Валерия Войнова на пост прокурора Воронежской области: что о нём известно

На 150 млн подешевела акваферма по разведению раков под Воронежем

В Воронежской области не допустили в продажу более 2 тысяч тонн опасного мяса и субпродуктов

 

Самая короткая за два десятилетия рабочая зима ждет воронежцев

Сегодня лучше обойтись без сложных стратегий, выбирайте самый простой вариант, тогда вам улыбнется удача

Суд оставил в СИЗО подростка, убившего мать и взорвавшего квартиру в Нововоронеже

Подпольный цех по незаконному производству сигарет накрыли в Воронежской области

Губерния

Жители и стереотипы

Небрежные размышления после спектакля Камерного театра «Дураки на периферии».

Устойчивое мнение: Андрей Платонов -- писатель сложный, трудный. А потому -- для многих -- еще и скучный. Но -- из числа писателей, о которых человеку, желающему, чтобы его считали образованным, надо хоть что-то знать. И -- по устоявшимся в культурной среде отношениям -- признаваться в нелюбви или безразличии к творчеству Платонова считается дурным тоном. Поэтому, хочешь -- не хочешь, надо бы что-нибудь из платоновского наследия почитать, а если появится в ближайшем культурном пространстве постановка по его произведению, то и посмотреть.

Есть и правила поведения окультуренного зрителя на таких представлениях. Уже по фойе театра хорошо бы походить неспешной походкой человека, усиленно размышляющего о сути бытия. Руки следует скрестить на груди или, наоборот, за спиной, задумчиво созерцая паркет под ногами или же устремив вдохновенный взор поверх голов. Само действо нужно наблюдать в позе, демонстрирующей собранность и внимание. Например: левая нога -- чуть вперед, правая -- чуть назад, руки вцепились в подлокотники, брови сведены, глаза прищурены, рот то плотно сжат, то немного приоткрыт. Левую руку можно периодически подносить к верхней губе, легкими движениями почесывая усы (если есть), правой -- изредка почесывать лоб. Или постукивать по нему указательным пальцем. Можно -- не часто -- покусывать верхнюю губу или прикусывать нижнюю, а в особо напряженные моменты даже высовывать -- не далеко -- кончик языка. Неплохо также время от времени вопросительно склонять голову то вправо, то влево, сжимать и разжимать кулаки, слегка теребить узел галстука (если есть) и поглаживать верхней фалангой большого пальца верхнюю фалангу безымянного. Когда актеры выходят на поклоны, не нужно аплодировать первым. Лучше выдержать паузу, посидев в оцепенении и даже подпустив слезу (если получится), зато потом -- просветленно вскочить и аплодировать громче всех. При всем при том не возбраняется, а для непрошенной слезы даже полезно, пропустить в антракте рюмку коньяка или бокальчик шампанского.

Славная штука -- стереотип! Он помогает нам жить, чувствуя себя увереннее, значительнее и коммуникативнее. Поэтому общество и вырабатывает, и взращивает, и впитывает в себя стереотипы. Но -- единство и борьба противоположностей -- человеку, обществу насущно необходимы и разрушители стереотипов. Чтобы водоем не превратился в болото, нужна проточная вода; чтобы почва не истощилась, надо ее подкармливать; чтобы не задохнуться, надо проветривать помещение. Художники, творцы -- разрушители стереотипов: живая вода, органические (или минеральные) удобрения, открытые форточки.

Причем вовсе не обязательно авторы произведений искусства должны себя ощущать ниспровергателями и громовержцами. Даже наоборот: когда автор позиционирует себя как некоего мессию, пророка и провозвестника сокровенных таинств, результат большей частью плачевен. Скорее надо быть просто чутким к тому, что вокруг и внутри тебя, надо иметь слух, распознающий фальшь, -- для того чтобы твой голос не сфальшивил. Тогда у тебя появляется шанс стать настоящим -- разрушить уже ненужные, давно бесплодные стереотипы.

Платонов -- безусловно, разрушитель стереотипов, как и каждый настоящий писатель. Но творчество его, как и любого художника, возведенного в сонм классиков, с течением времени неизбежно затягивается ряской общественного сознания, стремящегося все вокруг, в том числе (может быть, в первую очередь) явления искусства, вместить в прокрустово ложе стереотипов. Там, в пределах ложа, явление понятнее, доступнее, удобнее. Но Прокруст кровожадно отсекает все, что не умещается на ложе, а ряска превращает живительный источник в болото. При том что болото до поры до времени -- не обязательно топкое и зловонное. Ведь болота для поддержания экологического равновесия матушки Земли тоже нужны. Хорошо, когда они есть. Плохо, когда все вокруг -- сплошь болота. Тогда -- загнивание, тогда -- экологическая катастрофа, омертвение.

И вот тут категорически, неотложно необходима мелиорация. Мелиоратор Андрей Платонов, вполне осознавая садистские наклонности Прокруста и бездну трясины загнивших стереотипов, занимался орошением отечественной словесности, стремился открыть в ней незамутненные источники сил, уверенности, значительности не только для жителей родного города, но и для жителей родной Вселенной. Чутко прислушиваясь к тому, что вокруг и внутри. И открыл.

А открыв, причем, главным образом, не для своих современников, но для поколения, запоем читавшего платоновские произведения в 80-х, спустя полвека после своей физической кончины сам стал стереотипом: «сложный, трудный, скучный». Тут совсем недалеко до еще двух определений, точнее ярлыков: «необязательный» и «ненужный». После которых только и гнить в болоте той самой словесности.

Новая постановка Михаила Бычкова стремиться разрушить столь пагубные для восприятия творчества Платонова стереотипы. И во многом разрушает. Спектакль «Дураки на периферии» никак не назовешь скучным и тем более ненужным. Режиссеру и актерам удалось добиться того, чтобы даже самый окультуренный зритель, забыв о дурацких правилах поведения на сложном спектакле, смотрел, вживался, сопереживал. Чтобы ему было интересно, небезразлично.

Тут, конечно, и сам Андрей Платонович помог. Его пьеса, написанная в 1928 году, стала известна очень культурной общественности всего-то лет пять-шесть назад, широкой публике -- только последние годы, а воронежской -- только вот-вот. И стала неожиданностью, полагаю, даже для знатоков творчества писателя. При том что в «Дураках на периферии» есть привычное для нас платоновское весьма серьезное, трагедийное восприятие мира, автор позволяет себе здесь и от души веселиться, и даже проказничать. В свое время, когда Платонов решился представить свое творение на суд довольно избранного кружка общественности, кружок пьесу дружно охаял: очернение действительности, неправдоподобные характеры и т. д. и т. п. И три четверти века пьеса существовала только в рукописи, но не сгорела. Сейчас издана неоднократно, да и в Интернете вполне можно ее прочитать.

Что и советую вам сделать, а также пойти посмотреть спектакль в Камерном. И надеюсь, что вы, как и я, почувствуете, что пьеса и спектакль действительность не очерняют или обеляют, а отображают. Что фантасмагория сюжета здесь, как и у Гоголя, Сухово-Кобылина, Булгакова, Эрдмана, не надуманная, а из плоти реальности вырастающая. Что характеры персонажей верны и точны. Что о самых сложных и трудных вопросах пресловутого нашего бытия можно говорить доступно, не адаптируя при всем при том язык и стиль Платонова на потребу сегодняшнего попсового сленга. Ну или почти не адаптируя. А также, что вы найдете свои собственные «и т. д. и т. п.», позволяющие понять, сколь сильны в нашем сознании стереотипы, сколь полезно их время от времени разрушать и сколь важны в нашей жизни те, у кого получается избавлять нас от гнили, орошая иссохшие земли.