«Факел» лишили победного пенальти

С дождей и похолодания начнется новая рабочая неделя в Воронежской области

Четыре вуза из Черноземья упали в российском рейтинге «Три миссии университета»

Воронежцы отдохнут 118 дней в 2026 году

Тело 45-летнего мужчины нашли на месте пожара в Таловой Воронежской области

122,5 млн потратят на демонтаж стадиона профсоюзов в центре Воронежа

Фура насмерть сбила 33-летнюю женщину в Воронеже

5 дронов ВСУ сбили над Воронежем в ночь на 19 октября

Более 6 млн по зарплате задолжал сотрудникам руководитель воронежского предприятия

В Воронеже уличные камеры наблюдения начнут распознавать лица

В Воронежской области зафиксирован очередной рост цен на автомобильное топливо

Досрочно прекратила депутатские полномочия Владимира Нетесова Воронежская облдума

Сегодня многие почувствуют себя чрезмерно ранимыми. Увы, но конфликтов избежать будет трудно

Большинство воронежцев высказались за сокращение муниципального маршрута до «Нефтебазы»

Четыре дрона атаковали Воронежскую область: без света остались несколько сел

В Воронежской области подорожали апельсины и помидоры

Воронежцев предупредили о возможных задержках пассажирских поездов

Бывший врач из Воронежа принял участие в переговорах с Путиным
 

Отец забыл сына на трассе в Воронежской области

Причину появления зловонного фонтана на улице Шишкова назвали воронежские коммунальщики

Сегодня будет очень большое желание изменить свою жизнь, однако астрологи рекомендуют воздержаться от кардинальных нововведений

Женщина и ребенок пострадали в ДТП с КамАЗом под Воронежем

Воронежский аэропорт заявил о готовности начать работу

Отложен проект реконструкции ВоГРЭСовского моста в Воронеже

Воронежская пенсионерка потребовала алименты от брошенных ею трёх дочерей

Два воронежских отеля сети Marton изъяли по иску Генпрокуратуры

Начальник участка в Воронеже предстанет перед судом за гибель трех рабочих при монтаже лифта

 

Увы, сегодня следует быть предельно осторожными. Именно от ваших решений будет зависеть, как сложится дальнейшая неделя

В Воронежской области за ночь уничтожили 9 беспилотников: люди не пострадали

Чиновники прокомментировали разлив солярки в Дон под Воронежем

Губерния

Жители и стереотипы

Небрежные размышления после спектакля Камерного театра «Дураки на периферии».

Устойчивое мнение: Андрей Платонов -- писатель сложный, трудный. А потому -- для многих -- еще и скучный. Но -- из числа писателей, о которых человеку, желающему, чтобы его считали образованным, надо хоть что-то знать. И -- по устоявшимся в культурной среде отношениям -- признаваться в нелюбви или безразличии к творчеству Платонова считается дурным тоном. Поэтому, хочешь -- не хочешь, надо бы что-нибудь из платоновского наследия почитать, а если появится в ближайшем культурном пространстве постановка по его произведению, то и посмотреть.

Есть и правила поведения окультуренного зрителя на таких представлениях. Уже по фойе театра хорошо бы походить неспешной походкой человека, усиленно размышляющего о сути бытия. Руки следует скрестить на груди или, наоборот, за спиной, задумчиво созерцая паркет под ногами или же устремив вдохновенный взор поверх голов. Само действо нужно наблюдать в позе, демонстрирующей собранность и внимание. Например: левая нога -- чуть вперед, правая -- чуть назад, руки вцепились в подлокотники, брови сведены, глаза прищурены, рот то плотно сжат, то немного приоткрыт. Левую руку можно периодически подносить к верхней губе, легкими движениями почесывая усы (если есть), правой -- изредка почесывать лоб. Или постукивать по нему указательным пальцем. Можно -- не часто -- покусывать верхнюю губу или прикусывать нижнюю, а в особо напряженные моменты даже высовывать -- не далеко -- кончик языка. Неплохо также время от времени вопросительно склонять голову то вправо, то влево, сжимать и разжимать кулаки, слегка теребить узел галстука (если есть) и поглаживать верхней фалангой большого пальца верхнюю фалангу безымянного. Когда актеры выходят на поклоны, не нужно аплодировать первым. Лучше выдержать паузу, посидев в оцепенении и даже подпустив слезу (если получится), зато потом -- просветленно вскочить и аплодировать громче всех. При всем при том не возбраняется, а для непрошенной слезы даже полезно, пропустить в антракте рюмку коньяка или бокальчик шампанского.

Славная штука -- стереотип! Он помогает нам жить, чувствуя себя увереннее, значительнее и коммуникативнее. Поэтому общество и вырабатывает, и взращивает, и впитывает в себя стереотипы. Но -- единство и борьба противоположностей -- человеку, обществу насущно необходимы и разрушители стереотипов. Чтобы водоем не превратился в болото, нужна проточная вода; чтобы почва не истощилась, надо ее подкармливать; чтобы не задохнуться, надо проветривать помещение. Художники, творцы -- разрушители стереотипов: живая вода, органические (или минеральные) удобрения, открытые форточки.

Причем вовсе не обязательно авторы произведений искусства должны себя ощущать ниспровергателями и громовержцами. Даже наоборот: когда автор позиционирует себя как некоего мессию, пророка и провозвестника сокровенных таинств, результат большей частью плачевен. Скорее надо быть просто чутким к тому, что вокруг и внутри тебя, надо иметь слух, распознающий фальшь, -- для того чтобы твой голос не сфальшивил. Тогда у тебя появляется шанс стать настоящим -- разрушить уже ненужные, давно бесплодные стереотипы.

Платонов -- безусловно, разрушитель стереотипов, как и каждый настоящий писатель. Но творчество его, как и любого художника, возведенного в сонм классиков, с течением времени неизбежно затягивается ряской общественного сознания, стремящегося все вокруг, в том числе (может быть, в первую очередь) явления искусства, вместить в прокрустово ложе стереотипов. Там, в пределах ложа, явление понятнее, доступнее, удобнее. Но Прокруст кровожадно отсекает все, что не умещается на ложе, а ряска превращает живительный источник в болото. При том что болото до поры до времени -- не обязательно топкое и зловонное. Ведь болота для поддержания экологического равновесия матушки Земли тоже нужны. Хорошо, когда они есть. Плохо, когда все вокруг -- сплошь болота. Тогда -- загнивание, тогда -- экологическая катастрофа, омертвение.

И вот тут категорически, неотложно необходима мелиорация. Мелиоратор Андрей Платонов, вполне осознавая садистские наклонности Прокруста и бездну трясины загнивших стереотипов, занимался орошением отечественной словесности, стремился открыть в ней незамутненные источники сил, уверенности, значительности не только для жителей родного города, но и для жителей родной Вселенной. Чутко прислушиваясь к тому, что вокруг и внутри. И открыл.

А открыв, причем, главным образом, не для своих современников, но для поколения, запоем читавшего платоновские произведения в 80-х, спустя полвека после своей физической кончины сам стал стереотипом: «сложный, трудный, скучный». Тут совсем недалеко до еще двух определений, точнее ярлыков: «необязательный» и «ненужный». После которых только и гнить в болоте той самой словесности.

Новая постановка Михаила Бычкова стремиться разрушить столь пагубные для восприятия творчества Платонова стереотипы. И во многом разрушает. Спектакль «Дураки на периферии» никак не назовешь скучным и тем более ненужным. Режиссеру и актерам удалось добиться того, чтобы даже самый окультуренный зритель, забыв о дурацких правилах поведения на сложном спектакле, смотрел, вживался, сопереживал. Чтобы ему было интересно, небезразлично.

Тут, конечно, и сам Андрей Платонович помог. Его пьеса, написанная в 1928 году, стала известна очень культурной общественности всего-то лет пять-шесть назад, широкой публике -- только последние годы, а воронежской -- только вот-вот. И стала неожиданностью, полагаю, даже для знатоков творчества писателя. При том что в «Дураках на периферии» есть привычное для нас платоновское весьма серьезное, трагедийное восприятие мира, автор позволяет себе здесь и от души веселиться, и даже проказничать. В свое время, когда Платонов решился представить свое творение на суд довольно избранного кружка общественности, кружок пьесу дружно охаял: очернение действительности, неправдоподобные характеры и т. д. и т. п. И три четверти века пьеса существовала только в рукописи, но не сгорела. Сейчас издана неоднократно, да и в Интернете вполне можно ее прочитать.

Что и советую вам сделать, а также пойти посмотреть спектакль в Камерном. И надеюсь, что вы, как и я, почувствуете, что пьеса и спектакль действительность не очерняют или обеляют, а отображают. Что фантасмагория сюжета здесь, как и у Гоголя, Сухово-Кобылина, Булгакова, Эрдмана, не надуманная, а из плоти реальности вырастающая. Что характеры персонажей верны и точны. Что о самых сложных и трудных вопросах пресловутого нашего бытия можно говорить доступно, не адаптируя при всем при том язык и стиль Платонова на потребу сегодняшнего попсового сленга. Ну или почти не адаптируя. А также, что вы найдете свои собственные «и т. д. и т. п.», позволяющие понять, сколь сильны в нашем сознании стереотипы, сколь полезно их время от времени разрушать и сколь важны в нашей жизни те, у кого получается избавлять нас от гнили, орошая иссохшие земли.