Космодром надумали строить в Воронежской области

В мае проведут плановые отключения газа в Воронежской области

В онлайн-формате собираются провести шествие «Бессмертного полка» в Воронеже

В Воронеж доставили частицу Вечного огня из Москвы в рамках акции «Огонь Победы»

Если накануне вам с чем-то не повезло, сегодня представится отличный шанс все исправить. И на этот раз, все пройдет удачно

Сегодня ставьте в первостепенные задачи те, которые сулят значительное вознаграждение

В воронежских лесах установился 4 класс пожарной опасности

Десяти фронтовикам присвоят звание «Почетный гражданин Воронежской области»

Воронежцам рекомендовали грамотно организовать отпуск в мае, чтобы избежать финансовых потерь

Уголовное дело возбудил СК после жалоб воронежцев на ГК «Развитие»

Если накануне можно было вовсю импровизировать, то сегодня лучше следовать четкому плану, так ваши замыслы реализуются быстрее

Приближающиеся к границам Воронежской области БПЛА заметили в ночь на 23 апреля

«Коммунальная катастрофа»: жители улицы Шишкова больше суток провели без света

Воронежцам досрочно выплатят пенсию за май

В Воронеже на шесть часов закроют парковку у площади Победы

Гордума Воронежа досрочно лишила Романа Жогова депутатских полномочий

Изменились правила поступления в вузы для воронежских выпускников колледжей

История о взрыве гранаты в Воронежской области дошла до главы СК

Умер Зураб Церетели: автор воронежского памятника Петру и Февронии

Уголовное дело возбудили после жалоб жильцов треснувшего дома в воронежском Борисоглебске

День во многом связан с финансами и карьерой. Сегодня вам представится шанс улучшить оба эти аспекта своей жизни

Известная воронежская журналистка Алла Холденко умерла после тяжелой болезни

Летнее тепло в конце апреля пообещали воронежцам синоптики

Гороскоп на 21 апреля: удачный день для встреч и составления планов

В апреле горячую воду отключат в 1067 домах Воронежа

В Воронеже построят огромную школу искусств с литературным двориком

За 110 миллионов благоустроят улицу в Семилуках под Воронежем

Новое здание для тубдиспансера планируют построить в Воронеже

В Воронеже непутёвую мать отправили в СИЗО за попытку убить 3-летнюю дочь

Нижний парк дворца Ольденбургских по распоряжению губернатора обновят до конца 2026 года

Губерния

Здравствуй, старый дом!

В юбилейном году воронежцы проявили небывалый интерес к сохранившимся старинным зданиям города, чему, организуя массовый ремонт фасадов, немало поспособствовали областные и городские власти. По просьбам читателей мы будем рассказывать и об ухоженных старых домах, и о заброшенных. Начнем со старейших зданий, расположенных по адресу: Фабричный переулок, 10 и 12.

Здравствуй, старый десятый дом! Ты настолько старый, что старше тебя в Воронеже уже не найти. Только в храмовой архитектуре есть более престарелые соперники -- Успенская церковь и звонница Акатова монастыря, а в архитектуре гражданской ты -- главный ветеран.

Хочется подолгу рассматривать твои огромные сочно-красные кирпичи, обнажившиеся под штукатуркой, и замшелые уникально низкие своды первого этажа; хочется восхищаться твоим внушительным видом -- любоваться, как ты, большая каменная громада, возвышаешься над древним городским холмом и своими изящными портиками споришь с архитектурой соседнего Тихвино-Онуфриевского храма. Увы, твой ужасающий вид: проваленная крыша, выбитые стекла и двери, совершенно облезлые стены -- изрядно портят настроение настоящим ревнителям воронежской старины. Приходится не любоваться, а ужасаться и взывать к срочной помощи тебе. Неужели пора воскликнуть не "Здравствуй", а "До свиданья, старый дом?!».

Нет, еще верится, что добро победит зло и в этом историческом переулке.

А чтобы убедить весь город в твоей большой ценности, надобно обратиться к редким архивным материалам и отчасти пересмотреть сложившиеся краеведческие взгляды на твою историю. Ведь ты являешь собой своеобразный архитектурно-мемориальный детектив...

Почти весь Фабричный, бывший Онуфриевский, переулок давно воспринимается как небольшой заповедник, где каменные долгожители связаны с одной из самых славных страниц в истории Воронежа XVIII века -- с суконным производством, зародившимся в Петровскую эпоху.

В 1726 году группе воронежских дворян и купцов передали в совместное владение казенную суконную фабрику из Таврова. В 1729 году компаньоны учинили раздел мануфактуры. Самые активные из них продолжили дело. Несколько купеческих семейств, такие как Гарденины, Тулиновы, Сахаровы, основали несколько новых улиц в городе, строя там и свои жилые дома, и собственные фабричные помещения, и приходские церкви.

В конце XVII века, в детстве, Потап Никитич Гарденин жил в хорошем месте -- на берегу реки, недалеко от Успенской церкви, в богатой посадской семье. Вскоре ему пришлось переселиться на окраину, так как Петр I освобождал от домов район кораблестроения. Но купец только выиграл от царского решения. В 1729 году он открыл собственную суконную мануфактуру. Став владельцем красивого холма над Чернавским логом, устроил там усадьбу с жилым домом и фабричными зданиями. В 1735 -- 1746 годах возвел на свои средства Тихвино-Онуфриевский храм. Так зародился Онуфриевский переулок.

Богатство Потапа Гарденина помогло ему занять видное положение в обществе, он стал президентом Губернского магистрата в 1744 году. Но в 1746 году купец скончался, не достигнув и 60-летнего возраста, немного не дожив до освящения храма...

На протяжении XVIII и первой половины XIX века усадьбу расширяли, дополняли новыми зданиями наследники первых хозяев и другие домовладельцы, в чьи руки переходили земельные участки. В результате сложился уникальный и в историческом, и в архитектурно-планировочном отношениях комплекс.

Гарденинским постройкам не просто уделяли внимание -- ими гордилось уже не одно поколение воронежских краеведов. Свое восхищение выражали столичные искусствоведы.

Краевед Юрий Успенский в 1922 году в книге "Старый Воронеж" дал детальное описание полутораэтажного дома Гарденина (теперь дом № 12), сохранившего такие яркие детали барокко, как фронтоны с красивыми выгибами и ложными окнами, изящные раковины в оформлении надоконных сандриков и другие. В те же годы краеведы впервые обратили пристальное внимание на ценность длинного двухэтажного здания (ныне № 10), стоящего между церковью и домом № 12, вытянутого перпендикулярно переулку. Они называли его "зданием полуротки" в связи с распространенным наименованием XIX века, но прозорливо датировали постройку XVIII столетием, полагая, что тогда здание использовалось для нужд мануфактуры. Художники зарисовали дома и усадьбу с разных точек, и их рисунки до сих пор сберегаются в фондах Воронежского областного краеведческого музея.

По представлению местных исследователей "Главнаука" при Наркомате просвещения РСФСР в 1926 году впервые поставила раритеты бывшего гарденинского домовладения под государственную охрану, а Воронежский горсовет в 1928 году переименовал Онуфриевский переулок в Фабричный.

В 1960 -- 1980-х годах государственная охрана памятников поднялась на новую ступень, и об усадьбе Гардениных заговорили в полный голос. В 1960 году дом № 12 опять был объявлен памятником архитектуры, охраняемым на высоком уровне - постановлением Совета Министров РСФСР. В 1980-х годах усадебный комплекс описал историк Александр Акиньшин. Затем ведущие столичные специалисты обследовали историко-культурное достояние Воронежа, в результате чего он в 1990 году получил официальный статус исторического города. И для обоснования статуса были особо отмечены два крупнейших усадебных комплекса с жилыми и производственными корпусами: Гарденинский и Тулиновский. Московский искусствовед Тренин, даже не располагая необходимыми архивными данными, внешне определил конструктивные особенности дома № 10 как характерные для жилых строений Петровской эпохи или близкие к тому времени. И в 1987 году легендарное здание № 10 также было принято под госохрану постановлением облисполкома -- его объявили уже не фабричным зданием, а жилым домом начала XVIII века, позднее переоборудованным под фабрику.

В преддверии 400-летия Воронежа горисполком и областное управление культуры разрабатывали план музеефикации Гарденинского комплекса, с тем чтобы в отреставрированных зданиях (включая храм, дома и даже второстепенные флигели переулка) разместить коллекции краеведческого музея. Большой замысел был реализован лишь частично: на улице Степана Разина, в бывшем фабричном здании, более известном как "Арсенал", устроили военную экспозицию. Теперь же настало противоречивое время: с одной стороны, открылись новые возможности для исследования плохо изученных в прежние годы памятников, а с другой -- над городом нависла угроза утраты старейших гарденинских домов. Причины и банальны, и серьезны, и показательны для нашей эпохи: дома пришли в аварийное состояние, жильцов отселяют, земельные участки продают в частную собственность, градостроители портят историческую часть Воронежа новостройками, даже не задумываясь о заповедниках; у государства нет средств на музеи, прежняя реставрационная служба тоже рухнула...

Получается, что в нашу сложную эпоху охрана памятников, как и в дореволюционные времена, опять должна опираться на плечи энтузиастов, а не государства. И исследование памятников -- тоже. Что ж, приступаю к основной части исторического детектива.

Начну с ошибок, которые воронежские краеведы допускали в течение всего XX столетия, механически перенося их из одной публикации в другую. Самым ранним считался дом № 12. От Успенского повелось предположение, что он сооружен примерно в те же годы, что и церковь. Позднее здание стали условно датировать 1729 -- 1735 годами, поскольку из старых церковных документов было ясно: в 1735 году, когда Гарденин начинал сооружать храм, уже существовал и его жилой дом.

Однако такие утверждения опровергаются сохранившимися документальными источниками -- планами города. На самом раннем плане, дошедшем до нас и составленном около 1750 года, нынешнее здание № 12 полностью отсутствует. Можно было бы заподозрить ошибку составителя плана, "забывшего" показать нужное строение, если бы не четко вычерченный им жилой дом на другом месте, ближе к церкви -- теперь дом № 10. Дом закрашен розовым цветом, означающим кирпичный материал. Указано, что дом, принадлежащий купцу Андрею Гарденину, то есть сыну-наследнику Потапу Гарденина (все сходится: отец скончался несколькими годами ранее). Дом имел Г-образную планировку и, видимо, два равнозначных фасада, один из которых был обращен на северо-запад, в сторону города, а другой -- на северо-восток, в Чернавский лог, к нынешней улице Замкина, куда спускался от дома пышный фруктовый сад. По другую сторону от особняка, до Большой Чернавской улицы, было развернуто фабричное производство в деревянных постройках. Изнурительный труд рабочих-суконщиков, прикрепленных к фабрике, позволял вырабатывать грубое сукно, необходимое для армии. Промытую шерсть расчесывали скреблами и щетками, затем ее относили прядильщикам, а пряжа поступала на ткацкие станы.

На последующих планах Воронежа, начерченных в 1768-м, 1773-м и 1799 годах, дом №10 не меняет ни местонахождения, ни планировки, тогда как по соседству появляется дом № 12 -- второй жилой кирпичный дом семьи Гардениных. В период между 1768 и 1773 годов 12-й дом приобретает нынешний вид с П-образной планировкой.

Значит, именно 10-й, а не 12-й дом следует признать наистарейшим домом, сооруженным в первой половине XVIII века. Исходя из планов города, можно приближенно датировать первый дом 1720 -- 1740-х годами, начало строительства второго дома -- 1750 -- 1760-е годами, а его расширение, как и создание отменного декора, -- концом 1760-х -- началом 1770-х годов.

Архивные данные полностью соответствуют проведенному мной натурному обследованию кирпичной кладки в наиболее старых стенах: в 10-м доме -- юго-западная, примыкающая к переулку часть здания, в 12-м -- в частности, центральная часть уличного фасада. Зондажа стен не потребовалось, так как штукатурка отвалилась во многих местах.

Дом № 10: большемерные кирпичи длиной 29 -- 30, шириной 14 -- 15 и толщиной 5,6 -- 6,6 см; швы 2 -- 3 см; известковый раствор; верстовая перевязка. Такие параметры характерны, в том числе, для второй четверти XVIII века. В Воронеже есть аналоги (например, стенная кладка в трапезной Богоявленской церкви, строившейся в 1730-х годах).

Дом № 12: кирпичи длиной 29 -- 30, шириной 13,5 -- 15 и толщиной 5,5 -- 6,6 см; швы 1,5 -- 2 см; известковый раствор; верстовая перевязка. Несмотря на отличия от стен 10-го дома, видно, что выделка кирпичей, уложенных в оба дома, во многом аналогична, близка во времени. Я исключил бы Петровскую эпоху из биографии первого дома, что, однако, не умаляет его ценности и притягательности.

А как же прядильно-ткацкое производство? Можно предположить, что часть его размещалась в десятом доме в последней четверти XVIII века, поскольку тогда внук Потапа Гарденина, бургомистр губернского магистрата -- Иван Яковлевич Гарденин -- продолжал семейное суконное дело, а функции главного жилого особняка уже принял на себя более удобный и более новый дом.

Последним, кто содержал суконное производство в Онуфриевском переулке, был правнук основателя переулка "городовой секретарь" Яков Иванович Гарденин. Но в 1810-х годах он закрыл мануфактуру. Опустело главное фабричное здание -- в то время кирпичное, Г-образное, стоявшее в глубине квартала между переулком и Большой Чернавской.

В конце 1810-х годов несколько бывших строений Гардениных переходит к Приказу общественного призрения. В особняке № 12 он помещает больницу, в соседнем флигеле -- "воспитательный дом", в здании фабрики -- "инвалидный дом". А дом № 10 с прилегающим участком в начале XIX века принадлежит уже Тимофею Селиверстовичу Бородину, богатому дворянину. Он умирает в 1816 году. 20 октября 1837 года его дочь-наследница Наталья Бородина, в замужестве купчиха Веневитинова, продает приметную усадьбу известному купцу, городскому голове Ивану Матвеевичу Нижегородцеву.

В период с конца XVIII века до 1837 года, в основном при Бородиных, усадьба дополняется новыми корпусами, старый дом удлиняется к северо-востоку и получает общее оформление с преобладанием форм классицизма. Но сохраняется только юго-западная половина первого дома, а прежнее юго-восточное крыло, тянувшееся в сторону церкви, разбирается. И все было сделано для того, чтобы расквартировать в усадьбе учеников школы кантонистов (военнообязанных солдатских детей) -- именно они, как зафиксировано в документах 1830 -- 1840-х годов, обитали в старых стенах. Потребовалось превратить дом в казарму и освободить дворовое пространство под воинский плац.

В Государственном архиве области уцелела подробная опись усадьбы, составленная в 1838 году. Значатся три основные корпуса Нижегородцева, и первый среди них -- бывший гарденинский: "Каменный двухэтажный дом под железной крышей, окрашенный мумиею на масле, нижний этаж со сводом, внутри оштукатурен, мерою в длину 21 1/3 сажень, широтой 4 сажня и высотой 9 1/2 аршин...". В верхнем этаже упоминаются 21 окно, шесть печей "из неполивных кафель", в нижнем -- 15 окон, четыре печи "из неполивных кафель", одна русская печь, один очаг с двумя чугунными котлами и одна печь в бане. Этажи соединяла деревянная лестница. Судя по всему, мальчикам-солдатам старались создать хотя бы минимум удобств, чтобы те были и мытыми, и согретыми в холода.

В 1858 году бывшая усадьба Нижегородцева, перешедшая в казну, была приспособлена под помещение арестантской полуроты. Отсюда повелось популярное название здания -- "Полуротка". Затем, в конце XIX -- начале XX века, в усадьбе размещалось арестантское исправительное отделение гражданского ведомства. В старейшей, гарденинской части здания устроили домовую церковь во имя святителя Митрофана, освященную в 1897 году. В глубине двора в начале XX века выстроили мастерскую арестантского отделения (ныне -- жилой флигель № 10а). Найденные в областном архиве фиксационные чертежи 1912 года (фасад, планы) показывают, что с того времени дом № 10 не претерпел значительных внешних переделок -- даже после разрушений Гражданской и Великой Отечественной войн. Остается прелюбопытнейший вопрос: сохранилось что-либо из внешности дома от Гарденинской эпохи, от господствовавшего тогда стиля барокко?

Современный исследователь Виктор Митин обнаружил в Российском государственном военно-историческом архиве чертежи 1837 года, и на них четко видно: в юго-западном, самом старом корпусе еще до переделки дома в казарму существовали нынешние фронтоны. Более того, на бывшем главном фасаде (обращенном к городу) во фронтоне и по сей день четко просматриваются изогнутые проемы, характерные для барокко. Такой декор не мог появиться ни в начале, ни в середине XIX века при переделках в духе классицизма, с его строгими линиями. Скорее всего, сначала весь фронтон имел криволинейные очертания, например, трехлопастные. Итак, перед нами даже не отдельные конструкции, а цельный фрагмент раритетного дома Гардениных!

В итоге на научной основе подтверждается и предположение Тренина. Часть здания № 10 представляет собой дом, наиболее старый и в Фабричном переулке, и во всем нынешнем городе. В нем причудливо сочетаются элементы барокко и доминирующие черты классицизма, а в целом наблюдается редчайший колорит напластований разновременных бытовых культур: и жилой усадебной, и производственной, и казарменной, и культовой.

Двенадцатый дом также накапливал послегарденинские наслоения. В 1860-х годах преемником Приказа общественного призрения стало губернское земство. Оно владело этим особняком вплоть до революции, с 1903 года содержало там земскую мужскую богадельню.

В прошлом оба особняка уже дважды находились на грани разгрома -- после двух войн. Вслед Гражданской войны 12-й дом стоял сильно запущенный, хотя в нем по дореволюционной традиции разместили Дом инвалидов. "К сожалению, здание безжалостно разрушается, -- горевал Юрий Успенский в 1922 году. -- Прелестные раковины наполовину обвалились; обваливаются и наличники окон; везде следы безнадежной гибели одного из чудесных образчиков старого русского зодчества".

Тогда же пустовала "Полуротка", в которой были растащены все внутренние стены. Рабочий железнодорожных мастерских Мироненко в поисках квартиры набрел на казарму-коробку, внутри которой, как писала газета "Воронежская коммуна", "от конца до конца -- полдня путешествия" Сделал себе печку и перегородку, так как "во дворе кирпича было, сколько хочешь", его примеру последовали другие рабочие, и скоро "казарма была набита людьми до отказа". Несмотря на разрушения, над переулком возвышалась башенка-колокольня бывшей домовой церкви, о чем свидетельствует рисунок Николая Валукинского 1924 года. Наконец, в 1927 году городские власти привели здание в порядок, перепланировав его для 35 "новых, хорошо отделанных квартир". Благополучно отремонтировали и дом с раковинами.

Следующая война -- и опять похожая картина. "Полуротка" была заселена заново и получила 10-й номер. Особое внимание власти уделили не просто восстановлению, а реставрации 12-го дома по довоенным фотографиям. Ее осуществили в 1946 -- 1947 годах под руководством Германа Здебчинского, теперь уже покойного известного зодчего.

Увы, к началу XXI столетия оба здания, давно лишенные элементарного ремонта, достигли, как официально считается, аварийного состояния. В первом десятилетии нового века из "Полуротки" выселили большинство жильцов. Ныне участок заброшенного дома переходит от одной коммерческой фирме к другой, но ни одна не заинтересована в его восстановлении. Говорят, что интересы кардинально противоположные. Готовятся покинуть квартиры и жильцы 12-го дома.

Неужели сегодняшняя эпоха строительного беспредела страшнее войн? Неужели город не пожелает предотвратить смерть домов-уникумов, превратить их из предмета позора Воронежа в объект, достойный экскурсионного показа? Между прочим, перед нами единственный в Воронеже объект, где возможно воссоздать исконный облик дома суконного фабриканта первой половины XVIII века.

...А пока что ты, старый дом, охраняешься не государством, а воистину Господом. Дело в том, что два десятилетия назад и Тихвино-Онуфриевский храм, и прилегающую к ней землю с одноэтажной "службой" (хозяйственным флигелем) Гардениных XVIII успели передать в ведение церковного прихода. Говорят, что теперь разрушительной строительной технике трудно подступиться к тебе, поскольку с одной стороны от тебя - овраг, а с другой - церковная земля. Но главное, что Тихвино-Онуфриевский храм во главе с протоиереем Михаилом Мироненко с зимы 2011 года активно ходатайствует о передаче ему соседних каменных ветеранов. Были письма за подписью нескольких сотен прихожан областному правительству, выступления настоятеля храма в областной думе; наконец, обращение в суд -- ведь законодательство позволяет изымать памятники культуры у тех, кто не соблюдает обязательства по их сохранению. Прихожане вывесили на твоей почти 300-летней стене икону святителя Митрофана и памятную доску с напоминанием о бывшем домовом храме. Они обязуются вновь обратить тебя в духовную святыню, а казарменные помещения отремонтировать под богадельню. Хотя осознают всю сложность имущественных споров. Господи, спаси тебя и сохрани!