Видеодомофоны подключат к системе «Безопасный город» в Воронеже

Проект застройки на месте леса под Воронежем не согласовали власти региона

Деловая неделя продолжается. Сегодня стоит брать новые вершины, но астрологи не рекомендуют идти по головам

Губернатор поделился подробностями атаки БПЛА на Воронежскую область

Очень удачный день, но все в той же деловой сфере, романтика пока, увы, продолжит стагнировать

Иномарка перевернулась в центре Воронежа

В небе над Воронежем в ночь на 17 сентября сбили беспилотник

Воронежские спасатели получили медали за ликвидацию ЧС

Даты повышения выплат на детей озвучили воронежцам

В Воронежской области более 2200 человек пострадали от укусов клещей

Воронежским школьникам предложили список рекомендуемых фильмов и литературы

В федеральный розыск объявили сына сотрудницы ФНС после ДТП с погибшей выпускницей журфака

Сегодня действительно можно будет совершить невозможное, однако для этого придется, как минимум, пойти на риск

Воронежский подросток получил ожоги 80% тела при ударе током на ж/д станции

Выпускник воронежской школы из мести ограбил бывшего директора

Запрет на продажу алкоголя установят в День города в центре Воронеже

В России по уровню безработицы Воронежская область заняла 51 место

Общая явка на выборах в Воронежской области составила более 54 процентов

В больнице умер пострадавший от БПЛА воронежский фермер

Пожарная часть, школа и детсад останутся без воды в Воронеже 16 сентября

В Воронежской области за три дня выборов проголосовали 53,8% избирателей

Волна рабочих дней продолжается – по-прежнему астрологи советуют сосредоточиться на моментах делового характера, а не личного, для него будет другое время

Трехдневное голосование началось в Воронежской области

Сегодня не стоит гнаться за идеалом. Помните, что лучше сделать и ошибиться, чем вообще ничего не сделать

Сегодня продолжится тенденция предыдущего дня – преобладание строгого настроя и рационального подхода

Стоимость салюта на День города в Воронеже снизилась до 3,5 млн рублей

Расписание рейсов внезапно появилось на сайте воронежского аэропорта
 

Стал известен доход председателя Воронежской областной Думы

Увы, творческим людям сегодня придется нелегко, ведь в этот день стоит надеться только на свой разум

В небе над Воронежской областью за ночь сбили 16 дронов: повреждены дома, теплица и гараж

Губерния

За Великой стеной

Если вы едете в Китай посмотреть на древние пагоды и буддистские храмы, то вы их, конечно, увидите, но как редкие оазисы. Пекин и Шанхай скорее похожи на Нью-Йорк, чем на древние восточные города. В Европе центры городов остались неприкосновенны зачастую со Средних веков, а кое-где –- с более раннего времени. В Китае многочисленные народные бунты не менее бессмысленные и беспощадные, чем у нас, пожары периодически уничтожали в основном деревянные строения. Западная культура, вторгшаяся в Китай посредством своих войск, в середине XIX века во время опиумных войн основательно его пограбила. Хунвэйбины во время культурной революции 60 -- 70-х годов XX тоже изрядно покуражились. Но цивилизация, насчитывающая 5 тыс. лет, многое сумела сохранить.

Современные китайцы трепетно относятся к памятникам своей культуры и мудро к своей неоднозначной новейшей истории. Мао Цзэ-Дун остается величайшим руководителем, правда, допустившим определенные ошибки в последнем периоде своей деятельности. Вопросы о жертвах культурной революции не муссируются. Было и прошло. Выносить Мао из грандиозного мавзолея никто не собирается. Коммунистическая партия Китая была и остается руководящей и направляющей, хребтом государства, не давая раскачивать лодку и разграблять страну. Она, формально называясь коммунистической, спокойно и небезуспешно строит госкапитализм с человеческим лицом и коммунистической идеологией. Основные предприятия, транспорт, связь, энергетика в руках государства, и никто не говорит, что государство не может эффективно управлять, так как взамен ему поставят человека, который сможет управлять эффективно. В Китае еще в стародавние времена была система, как теперь говорят, социальных лифтов, благодаря которой любой крестьянин, сдав череду экзаменов, мог стать чиновником самого высокого уровня. А слово «чиновник» в Китае всегда звучало гордо.

Наши перестройки начались примерно в одно и то же время. Китай был нищ. Не имел современных предприятий и технологий, достаточного количества образованных людей. За 20 лет построены современные города, дороги с пятиуровневыми развязками. Новенькие вокзалы и аэропорты. У нас громогласно запустили «Сапсан». У них подобные поезда, в которых мы дважды ездили со скоростью 230 -- 250 км/час (высвечивается на табло в вагоне), ходят, как у нас электрички, и стоят в разы дешевле. Испытывают поезд собственного производства, который достиг скорости 485 км/час. Городской транспорт дешев, хотя бензин на треть дороже, чем у нас. Наземный -- два юаня (юань -- 5 рублей). Бурно развивается метро -- три-четыре юаня. В Шанхае мы около получаса ехали на такси за 30 юаней строго по счетчику.

Зарплаты китайцев не поражают воображение, но за последние десять лет выросли в три раза -- при том, что заметные инфляционные процессы начались в кризисные 2008 -- 2009 годы. В Пекине средний рабочий, по словам гида, получает 3,5 тыс. юаней (17,5 тыс. рублей) в месяц. Чиновник низкого уровня –- 5 тыс. В деревнях хуже. На пока бедном Западе крестьянин в год зарабатывает порядка 4 тыс. юаней. Медицина страховая, на 90% бесплатная, для крестьян -- на 65%, но постепенно дешевеет. У них (на всякий случай) есть показательные расстрелы на площади Тяньаньмэнь. Когда я на ресепшене, пытаясь объяснить, что мне нужен магазин, подвинул юноше пять юаней, он от них шарахнулся так, что казалось пробьет противоположную стену. В школах учатся 12 лет. Девять из них -- обязательно. Высшее образование платное. На пенсию уходят, как у нас. Средняя пенсия составляет 300 долларов. Старики собираются в парках. Танцуют, поют, занимаются ушу, играют в карты и шахматы, во что-то сугубо китайское. Нищих довелось увидеть за все время не более десятка, да и то -- явных инвалидов.

Китайские супермаркеты не порадовали. Продукты немного дешевле. Тряпки как бы не дороже. Электроника в серьезных магазинах, по словам москвича-программиста, оказалась дороже, чем в Москве, а в несерьезных можно нарваться на одноразовый хлам. На рынках надо торговаться насмерть. За 300 юаней я купил кожаную куртку, на ценнике которой значилось 1288 юаней, а 400-юаневые кроссовки -- за 80, но чую, можно было сбить еще двадцатку. Квартиры дорогие. Квартплата тоже.

Китайцы, несмотря на высокую безработицу -- по оценкам из разных источников, от 5 до 12% -- и прочие трудности, в будущее смотрят с оптимизмом. У всех гидов, которые с нами работали, я спрашивал, сколько, по их мнению, процентов населения живет нормально. Что такое «нормально», специально не уточнял. Одни тешат свои комплексы стометровыми яхтами, другие прекрасно себя чувствуют на велосипеде. Все дело в мироощущении. Если с утра до ночи вбивать человеку в голову, что надо быть успешным и, соответственно, ездить на «Майбахе», а жить в трехэтажной вилле, он надорвется и всегда будет несчастным. Ответы колебались от 30 до 60%. 40% от 1,5 миллиардного населения Китая -- 600 млн. Четыре России.

Города забиты новыми солидными автомобилями, результатом экономического бума. Постоянно возникают пробки, несмотря на современность городов и соответствующую ширину улиц. Везде есть специально отведенные полосы или отгороженные дорожки для велосипедистов и скутеристов. Мотоциклы запрещены. Разнородная масса движется по местным дорогам, соблюдая правила довольно опосредованно. Соседка-автомобилистка в первые дни (потом привыкла) то и дело вскрикивала: «Ой, он же сплошную пересек!»; «Смотри, смотри левый поворот из правого ряда делает!»; «Куда он прет, красный же!». Между тем за все время, проведенное в Китае в сплошных переездах, мы не увидели ни одной аварии. Коллективный разум группы нашел причину в том, что они просто уступают друг другу дорогу.

Кто тренирует водителей, мы поняли после похода в Пекинский цирк. Обалденные жонглеры, акробаты, велосипедисты -- больше дюжины на одном велосипеде. Но наибольшее впечатление на всех произвели мотоциклисты в шаре. У нас я видел нечто подобное. Но у нас, в шаре примерно такого же размера, ездили то ли двое, то ли трое, а у них -- пятеро. Цепь, кажется, хаотично движущихся на огромной скорости огней в затемненном зале! Все выехали из шара живые и здоровые.

Наше пребывание в Поднебесной совпало с недельным празднованием провозглашения Китайской народной республики 1 октября 1949 года. Соответственно, везде были толпы приезжих. У них очень развит внутренний туризм. Прогулка по самой большой в мире Площади Небесного Спокойствия, Тяньаньмэнь, или осмотр Запретного города, императорского дворца Гугун были терпимы. А посещение «Сада скромного чиновника» в Сучжоу и «Сада радости» в Шанхае лишились своего очарования. Там надо прогуливаться неспеша, а лучше сидеть в полном одиночестве и созерцать. Зато толпа помогла преодолеть семь километров вверх-вниз по Великой Китайской стене без фуникулера. Упасть и умереть на глазах китайцев было бы не патриотично. Теперь я с гордостью ношу именную медаль за ее покорение.

Довелось побывать в мекке фанатов боевых искусств -- Шаолине. В принципе все буддийские храмы одинаковы, но в каждом из тех, где мы побывали, есть отличие. Шаолиню 1,5 тыс. лет. По преданию известность Шаолиня началась с приболевшего монаха, который физическими упражнениями возвратил себе здоровье. А слава и особый статус он получил после того, как в очередной междоусобице 13 монахов расправились с целым войском. Сейчас тут числится 200 человек, которые разъезжают по свету, зарабатывая демонстрацией своих навыков. Недалеко от монастыря расположен небольшой городок, где работают несколько серьезных школ боевых искусств. В одной из них мальчишки устроили для нас красочное представление за 100 юаней с носа. Скорость движений такова, что видеоаппаратура запечатлевает лишь пятна и полосы. Из поразившего: мальчик хлопнул воздушный шарик, пробив его чем-то вроде гвоздя, через трехмиллиметровое стекло. В стекле осталось кругленькое отверстие, без трещин, как от пули.

Имея таких мальчиков, руководство Китая опасается, кажется, только одного -- зажигалок. Первый раз у нас их извлекли из карманов при перелете из Пекина в Сиань, древнюю столицу Китая. Второй раз -- при посещении 460 метровой телебашни, где с высоты 260 м (выше все мельчает до неразличимости) мы обозревали красоты Шанхая и фотографировались, стоя на прозрачном полу. Жутковато, особенно сначала. Правда, на выходе из башни стояла коробка с отобранными у публики зажигалками, и можно было брать, что приглянется. Третий раз в аэропорту Шанхая при возвращении домой зажигалки изъяли даже из багажа.

Мы же опасались отстать от группы и гидов. Они хоть и неважно, но по-русски говорят. В Европе, зная два десятка английских слов и активно жестикулируя, не пропадешь. В Китае можешь в совершенстве знать любые языки. Не поможет. Основная масса населения не утруждает себя изучением языков малых народов. Наша система жестикуляции им непонятна. Поэтому, потерявшись где-нибудь в «небольшом городе с двумя миллионами населения», цитирую гида, рискуешь не найтись никогда. В банкоматах все тоже на местном. Самостоятельно снять деньги проблематично. Быстренько выучить китайский не удастся. У них, помимо слов, есть четыре тона, которыми их произносят. То есть, говоря правильные слова, но не обладая музыкальными способностями, можешь вызвать у собеседника реакцию, противоположную той, на которую рассчитывал. Можно писать. Когда мы куда-то собирались индивидуально, гид писал на бумажке иероглифы, и все проходило нормально. Главное -- не потерять послание китайскому народу, который приветлив и дружелюбен. Иероглифов всего-то 48 тыс. штук. Газету можно прочесть, зная 4 -- 5 тыс. иероглифов. Об остальном догадаешься. Выпускник школы знает около 15 тыс. Обладатель высшего образования -- до 25 тыс. Когда знакомишься с отдельными иероглифами или их частями, все кажется понятным. Но когда они объединяются, начинаешь понимать, что у китайцев какая-то своя логика, существенно отличающаяся от нашей. И логика, по-видимому, правильная, поскольку Китай 5 тыс. лет живет и частенько процветает. Чего я и нам желаю.