31 октября жители многих стран празднуют Хэллоуин. Отмечают его и в России. Однако связано это больше с модой и приобщением к глобальной культуре, а не с многолетними традициями. Впрочем, аналогичные Хэллоуину праздники на Руси тоже существовали. О них мы поговорили с и.о. доцента кафедры этномузыкологии ВГИИ Ольгой Сергеевной Токмаковой.
Хэллоуин приходится на 31 октября, канун Дня всех святых. И традиции с ним связанные существовали еще до принятия христианства. За ними стоит богатая история кельтских народов.
– Кельты по своему образу жизни в первую очередь были скотоводами. Календарный год у них делился на две половины: теплую и холодную. В первую они выпасали стада, во вторую – держали животных в стойле, ждали теплых времен. Существовали определенные дни, которые как раз делили год на теплое время и на холодное. Один из них – кельтский праздник Самайн, который мы теперь знаем под названием Хэллоуин, другой – Бельтайн, так его называли ирландцы ( он приходится на 1 мая).
До XIX века в Ирландии в эти праздники существовали обычаи, связанные со скотом. В Самайн, например, нужно было прогонять скот через коридор из костров, что производило некое очищающее действие. Нечто подобное есть и в русской культуре: в День Ивана Купалы на Руси было принято перепрыгивать через костры. Считалось, что это избавляет от болезней и порчи. Поверия, связанные с кострами, общие для многих народов мира.
Почему боялись эльфов
– У кельтов это еще сказывалось на огромном количестве преданий о взаимоотношениях людей и эльфов – это сверхъестественные сущности, обитавшие где-то рядом с ними, внутри полых холмов, например. Считалось, что именно в эту ночь, в Самайн, могут происходить контакты с эльфами, когда границы между миром людей и эльфов размыкаются, когда последние уже представлялись не маленькими человечками, а достаточно могущественными существами, с которыми было опасно связываться: говорили, что они могут заморочить человека, обмануть, навредить. Хотя от них же можно было получить какие-то блага и сокровища. Поэтому ночь на Самайн считалась опасной: нужно было не спать и быть у огня, сторожить дома от прихода вот этих вот существ. Впоследствии их приход стали инсценировать в обряде, когда ряженые ходят по домам и говорят: «Сласти или страсти!».
Ничего не напоминает? В России дети в нарядах ходят по домам под Рождество. Да, время года другое, повод – другой, а формат обряда – очень похожий. Только в русской культуре ряженые еще поют песни, которые служат своеобразным пожеланием всего самого доброго в новом году: считается, что если в дом не постучали – значит в твоей жизни ничего хорошего в этом году не случится.
В кельтской традиции смысл немного другой: от ряженых как бы откупаются, чтобы дом миновали беды и шалости.
– Отсюда и идут атрибуты праздника. Например, тыквы, на которых вырезают разные рожицы.
Обереги
У кельтских народов также было принято пользоваться разными оберегами, которые перекликаются с традициями других народов мира.
– Считается, что есть деревья, которые могут спасти от эльфов. Например, рябина, потому что у нее красны ягоды, и боярышник, потому что у него колючки. Если не хотели, чтобы эльфы проникли в дом, то огораживали все входы и выходы этими колючими растениями.
Вообще все колючие растения считаются оберегающими от нечисти. В русской культуре есть похожая традиция: к примеру, чертополох забивают за притолоку двери, чтобы ведьмы не вошли.
– Отсюда же и венки из остролиста, которые на Рождество на дверь вешают. В Америке и Англии, кстати, еще омелу подвешивают, которая имела магическое значение для кельтов. Потому что это растение без корней, растение-паразит, которое заводится на дубах и просто на них паразитирует. Ей также приписывали магическое значение – она защищает и оберегает хозяев дома.
Символы потустороннего мира в русской культуре
В нашей культуре у колючих растений есть и другая смысловая нагрузка. К примеру, елка на Руси – это символ загробного мира: считается, что дерево, которое не меняет свой цвет и не сбрасывает листву, является символом мира мертвых.
По этой причине еловые ветки задействуют в похоронном ритуале и в свадебном, где невеста символически умирает, а потом оживает уже в другом качестве.
– Свадебный каравай часто украшали елочкой, которую ставили перед невестой. Она символизировала ее временную символическую смерть.
В целом символика у всех народов, о которых мы говорим, более или менее сходная, потому что у нас одни корни – индоевропейские. И уходят эти представления в очень глубокую древность, о которой в XXI веке уже мало что известно.
Фото – Unsplash.