Лидер «Сектора газа» Юрий Клинских, более известный как Юрий Хой, – одна из самых одиозных фигур в воронежской истории. Кто-то музыканта обожает, называя настоящим народным поэтом и ставя в один ряд с Юрием Шевчуком и Егором Летовым, другие уверены: «Сектор газа» позорит Воронеж.
Журналист и автор документального проекта «Хой» Павел Селин уже сегодня вечером представит в одном из кинотеатров города «рокьюментари» (прим. – документальный фильм о рок-музыканте), в котором предпринята попытка максимально объективно показать и рассказать историю Юрия Клинских: историю популярности и историю трагической смерти артиста.
Народный поэт и примитивист
История Клинских для Селина – материал в какой-то степени не новый. В конце нулевых на одном из федеральных каналов, где работал журналист, вышел сюжет «Хулиганские группы 90-х», куда вошли в том числе и архивные кадры, снятые оператором Олегом Золотаревым – близким другом автора фильма.
– Олег в свое время тоже играл в рок-клубе, и так вышло, что на протяжении многих лет снимал Юрия Хоя: его выступления, клипы и даже похороны. И этот уникальный исходник, в том числе недоснятый клип «Серебряная пуля», который вообще мало кто видел, всегда жег мой карман. В итоге, когда я презентовал предыдущий свой проект «Юра музыкант» о лидере ДДТ, у меня спросили, почему я до сих пор не снял фильм о Хое.
И спустя время этот фильм правда появился. Хотя не без труда. Съемки пришлись на время пандемии – их прерывали, а премьеру в итоге отложили где-то на год. За это время появились целых две версии фильма. Первую, нецензурированную, уже можно посмотреть в Сети. Вторую, режиссерскую, – пока только на больших экранах. Она длиннее на 10 минут, в нее вошли интервью, которых в первоначальном варианте нет.
Незадолго до сегодняшнего дня специальные показы фильма прошли в Москве и Санкт-Петербурге, но 11 мая фильм впервые покажут в кинотеатре для широкой аудитории.
– Мы снимали этот фильм больше трех лет, и это был очень непростой путь. Мы с трудом нашли бюджет, с трудом шли переговоры с героями, которые появились в фильме, и с еще большим с теми, кто в фильме так и не появился, – рассказывает Павел Селин. – Для меня невероятно важно было привезти это кино именно сюда. В первую очередь потому, что Воронеж – родина моего героя Юрия Клинских.
Автор картины признается, что самой большой проблемой оказалось отыскать архив, так называемое «тело» документального кино, на котором обычно держится весь проект.
– Всем кажется, что у «Сектора газа» и Хоя большой видеоархив. На самом деле это вообще не так. Навскидку, существует 23 или 24 интервью музыканта на местных телеканалах, куда его активно приглашали во время гастролей. Но все они сделаны как под копирку. Чаще других, разумеется, звучал вопрос о том, почему группа называется «Сектор газа».
В итоге мы нашли двух, как я их называю, «архивариусов» группы. Они оба нам очень сильно помогли, и оба указаны в титрах: один – с загадочной фамилией Шульц, даже не знаю, где живет, то ли в Беларуси, то ли в Украине, второй – из Нижнего Новгорода. Архив собирали по крупицам, потому материал набрали достаточно уникальный.
Помимо прочего, обращает внимание Селин, очень хотелось широкой аудитории рассказать, что в Воронеже тоже был свой крутой рок-клуб, пусть и гремел он отнюдь не так, как московский или ленинградский. Именно в воронежском рок-клубе начал выступать Клинских. Сначала музыканта выпускали «как клоуна в цирке, чтобы заполнить паузы», а в итоге Хой «выстрелил» гораздо громче тех, кого тогда «разогревал».
В фильм вошли интервью с довольно уникальными героями. Например, Фиделем Симоновым – одним из первых директоров группы, который когда-то и начал музыкантов раскручивать.
– Он никогда и никому не давал никаких интервью. Мы его нашли, убедили, он попросил гонорар – терпимый, не сотни тысяч рублей. Симонов, кстати, одноклассник Андрея Разина (прим. – продюсер «Ласкового мая») и, как Разин утверждает, он тоже помогал раскручивать «Сектор газа».
С Фиделем – это, кстати, его настоящее имя – связана одна занимательная, но не самая позитивная история об избиении Хоя. В один из дней, когда музыканты сидели в студии, к ним прибежал их знакомый и рассказал о выступлении в «Зеленом театре», что в московском парке Горького, где якобы Клинских с командой играют прямо сейчас. Интернета тогда не было, как выглядел музыкант, знали не все – по ТВ Хоя не показывали. В итоге Клинских поехал в парк, а там Фидель Симонов – бывший уже на тот момент их директор – стоит на сцене и под фонограмму «поет» песни «Сектора газа».
– Как Фиделя можно было принять за Клинских, я не знаю, но народ тащился, фонограмма-то играла. Так вот, охраняли тот концерт байкеры из «Ночных волков». Когда Юра выскочил на сцену, его скрутили, отволокли за сцену и сильно отмутузили. Эта байка ходила в фанатских кругах, но мы нашли людей, которые подтвердили подлинность истории. Хотя Фидель ее с нами обсуждать не захотел.
Увы, интервью с родственниками музыканта в фильме нет. Ирина – дочь Юрия Клинских – говорить с журналистами отказалась.
– Юра был природным талантом, но в то же время, как многие рок-музыканты, противоречивым персонажем. У родственников другой взгляд. Мы старались сделать этот проект максимально объективным. Это было очень важно для меня, как для журналиста. Снять не карамельную историю про «Сектор газа», не показать, какой Клинских гениальный музыкант, хотя в фильме я об этом тоже говорю, а рассказать о феномене «Сектора газа», о человеке, о его трагическом уходе, связанном с наркотиками. Мы очень долго обсуждали с Ириной возможность ее участия. Но в итоге нам не удалось ее уговорить. У меня нет никаких претензий или обид. Это ее полное право, – отмечает Селин. – Фильм длится 1 час и 47 минут. Теме наркотиков и смерти посвящено 17 минут. Но Ирина уверена, что это кино только о смерти. Мне не удалось убедить ее в обратном.
Кстати, существует версия, что Юрию Клинских «помогли» уйти из этой жизни. Это в фильме тоже обсуждается.
Гордость или позор?
Во время беседы с Селиным речь заходит о неутихающем уже практически два десятилетия споре о том, гордость или позор для Воронежа группа «Сектор газа». Автор отмечает, что право на существование имеют обе точки зрения, но известность Юрия Клинских – факт неоспоримый.
– Надо принять, что Воронеж дал миру всего лишь два музыкальных бренда: Мордасова – народные песни, и «Сектор газа». Нет у нас ни БГ, ни Шевчука, ни Летова. Меня это всегда немножечко обижало, что Воронеж почему-то стесняется «Сектора газа». Это абсолютно самобытная группа. Вот в живописи есть понятие «наивное искусство». И «Сектор газа» – это тоже искусство, группа, у которой есть особый стиль: простой, наивный, но хорошо работающий. У Юры очень интересный поэтический ритмический строй, узнаваемые музыкальные приемы, особенные интонации. Артисту предлагали играть другую музыку, но он не соглашался. Говорил: «Мы тогда будем как все».
Как в фильме говорит музыкальный критик Артемий Троицкий, попытаюсь процитировать: «Я бы поставил «Сектор газа» в один ряд с Шевчуком из ДДТ и Летовым из «Гражданской обороной» – только три этих музыканта так могли отразить простую народную сущность и так могли разговаривать на важные темы».
Сюда можно добавить и ответ на вопрос о большом количестве мата в песнях. Хой говорил с народом на одном языке, за эту прямоту его в том числе и любили.
Неоспоримый феномен
– Для меня фильм «Хой» – он многослойный. Верхняя оболочка – это яркая, мощная, классическая рок-биография музыканта, который вырос не в самом благополучном районе, добился популярности, но, к сожалению, путь которого быстро закончился. «Живи ярко, мощно, быстро и умри молодым» – для меня это красивая обложка, которая привлекает широкого зрителя. Но более глубинная история, которую я хотел исследовать, – наши 90-е. Абсолютно уникальный период в стране, слом эпохи, который никогда не повторится: закончился Советский Союз, но не началась привычная нам Россия. И этот период и есть история «Сектора газа».
Фото – скрин трансляции из Дома журналистов, Анна Вотинова.