Телеграфным стилем: с 2011 года воронежское облправителство запустило программу поддержки талантливой молодежи, в том числе – молодых художественных талантов. Программа проста как мычание – проводить конкурс и вручать победителям небольшие, но чувствительные для молодого человека премии и красивые дипломы. Но художественная часть попала в руки арт-группы «Квадрат», известной своим пристрастием к сложным затеям и желанием «делать то, что в Воронеже еще никто не делает». В результате банальный молодежный конкурс, каких по разным поводам ежегодно проходят десятки, превратился в сложный организм: творческие мастерские в летнем лагере, концерты и акции в течение года, выпуск литературных и музыкальных сборников, собственная концертная площадка на День города. Но сердцем всей затеи является летний творческий лагерь в музее-заповеднике «Дивногорье».
Когда-то, в начале «Культпохода» предполагалось, что эксперты, читающие лекции и проводящие мастер-классы для участников лагеря будут по возможности меняться ежегодно. Однако в ходе проведения творческих лагерей сложился определенный круг людей, приезжающих в творческий лагерь в качестве наставников и судей (в спортивном смысле). И, как выяснилось, такая несменяемость оказалось правильной и эффективной – многие из молодых талантов участвуют в конкурсе и выходят в финал два-три раза подряд (правила этого не возбраняют). И попадают в руки экспертов, уже знакомых с ними, которые могут оценить, как изменился за прошедший год молодой автор и его работы.
А то, что влияние лагерей «Культпоходы» на его участников растягивается на годы (а может – на всю жизнь) уже очевидно – по участникам прошлых лет. Например, юная певица Ирина «Шамбари» Боброва, в прошлом году исполнявшая простенькие рок-н-рольчики, недалеко ушедшие от шансона (собственно, рок-н-ролл и есть аналог нашего шансона – музыка низших классов), в этом году поразила присутствующих на выступлениях шаманским пением. Справедливости рада надо отметить, что прошедший год она отучилась в воронежском музучилище, так что влияние «Культпохода» не стоит преувеличивать. Но и недооценивать тоже.
Кстати, в этом году впервые в качестве экспертов выступали бывшие участники «Культпохода» - лауреат «Культпохода-2011», сейчас – режиссер документального кино Дина Баринова и литератор, призер конкурса прошлого года Елена Дудукина. Дина организовала показ фильмов студентов школы документального кино Марины Разбежкиной, которую сама закончила. Хотя документальными в привычном понимании эти фильмы назвать трудно. Скорее, это художественное произведения, созданные на неигровом материале. Темы ученики Разбежкиной выбирают экстремальные – будни патологоанатома, жизнь слепых, собственный любовный треугольник.
Наконец-то сумел доехать до лагеря «Культпохода» Кирилл Светляков – куратор направления новейших течений Государственной Третьяковской Галереи, организатор множества выставок и автор многих книг, в частности – о русских художниках двадцатого века (недавно вышла антология художников ХХ века, чьи работы представлены в ГТГ). Его серия лекций о модерне и постмодерне, от импрессионистов до инсталляций с унитазами (последние уже являются частью истории искусств и повторять их незачем) заметно повлияли на участников лагеря-художников. Уже в созданных их за время лагеря эскизах чувствовалось влияние Кандинского и Пригова – какими тех представил Светляков. Правда, как лектор Светляков скучен как протестантский проповедник – можно уснуть последи лекции, насыщенной интереснейшим материалом. Апологету новейших течений оппонировал традиционалист Евгений Камбалин, в своей лекции отругавший постмодернизм и акционизм за бессодержательность и агрессивность и объявивший о наступлении ее более мерзкого пост-постмодернизма.
По-моему, излишнюю заботу о своих подопечных проявили кураторы музыкальной секции Ярослав Борисов и Алексей Круглов. Участник-музыкант приходил с простенькой песенкой, а кураторы тут же полностью ее переделывали, вплоть до смены музыкального направления, придумывали и играли аранжировки, превращая любительскую поделку в профессиональное произведение. Им помогали музыкант Александр Битюцких, ветеран «Культпохода» Иван Сухарев (бывший участник и лауреат, теперь – эксперт) и певица и музыкальный психотерапевт Алиса Апрелева.
Все-таки довольно печальное зрелище – посереди сцены стоит участник, пытающийся как-то пользоваться микрофоном, а за его спиной квартет отличных профессионалов создает развернутое музыкальное полотно. Или девочка-бардесса, у которой на подпевках сама Апрелева. Может, так и надо – пускать участники конкурс почувствуют, что такое профессиональная сцена и взаимодействие с мастерами: после этого им остается либо всерьез взяться за дело, либо пойти утопиться в Тихой Сосне, понимая, что сами так они никогда не смогут. Пока, вроде, обошлось без последнего.
Все четыре «рабочих» дня трудились литераторы. В любое время дня и ночи можно было встретить после лагеря или на дороге в заповедник находящегося в трансе человека, проговаривающего некие ритмичные фразы, считающего на пальцах слоги и т.д. – труд поэта тоже бывает труден. По словам основного куратора литературной секции Полины Синевой, поэты-конкурсанты переделывали свои творческие задания по многу раз, некоторые в последний момент бросали написанное и успевали сочинить с ноля нечто новое. Трое литераторов стали лауреатами «Культпохода», еще несколько получат призы от спонсоров, в том числе призер от 36on.ru поэтесса Татевик Миразизян. А журналистка Евгения Глуховцева, сначала участвовавшая в секции арт-менеджеров внезапно «перекинулась» в стан литераторов и поразила жюри своим творческим заданием – великолепным прозаическим этюдом. И не стала лауреатом только из-за формальностей, жюри решило ограничиться призом.
Художникам, как всегда, помогали и словом, и личным примером художники Сергей Горшков и Евгений Камбалин. В результате выставка творческих работ секции визуальных искусств получалась более чем достойной – ее можно прямо в таком «походном» виде экспонировать в любой из воронежских и не только галерей. Следует отметить, что в предыдущие годы молодые художники, хоть традиционалисты, хот постмодернисты не могли избежать соблазна изобразить либо сами меловые дивы, либо общие виды Дивногорья, открывающиеся с вершины холмов (последнее – практически непосильная задача). Итогом творческого лагеря стали как работы, написанные в традиционной техники, так и уже упомянутые инсталляции, в частности, по мотивам произведений Введенского, как оказалось, очень уместными в Дивногорье. Молодые живописцы умудрили в короткие сроки и в напряженной атмосфере создано и масштабные полотна, и комиксы, и картины на куске шифера, и концептуальные работы из местного материла – мела.
В этом году финал «Культпохода» совпал по времени с традиционной совместной акцией музея-заповедника и воронежского оперного театра «Ночь в Дивногорье». И команда «Культпохода», и организаторы «Ночи» увидели в этом прекрасную возможность расширить границы акции и организовать второе отделение ночного концерта. Первая, как уже сообщал 36on.ru состояла из выступления московского театра песка и воронежского симфонического оркестра. Во второй выступили эксперты культпохода: поэты Андрей Родионов, Полина Синева, Дана Сидерос, Елена Дудукина, музыкальный лауреат прошлогоднего конкурса, дуэт «Банана-бис», а также сборная музыкальных экспертов.
Последняя довольно нахально использовала сцену «Ночи в Дивногорье» (равно как и концерты «Культпохода» в заповеднике и в Воронеже) для собственного удовольствия – музыканты откровенно «оттягивались». Они устроили музыкальную оргию, позволив себе все невостребованное на других сценах. Не знаю, в каких терминах можно описать происходящее: радикальный авангардный джаз, современные обработки славянского фолка, немного нео-академизма, немного электроники – весьма агрессивный звук, довольно сильно давящий на аудиторию. С несколькими танцевальными паузами. И, что интересно и приятно, и аудитория «Культпохода», и аудитория «Ночи в Дивногорье» (не вся) оказалась готова воспринимать музыку, об которую бы порезали уши многие завсегдатаи «Джазовой провинции».
Вынужден снова вернуться к телеграфному стилю: второй раз экспертом лагеря и конкурса выступает продюсер и нынешний ректор Воронежского академии искусств Эдуард Бояков. В этом году он не только читал лекции, но и руководил новой секцией конкурса – «арт-менеджмент». Весьма актуальными – в Воронеже уже гораздо больше культурных событий, чем людей, способных их сколько-нибудь прилично организовать. Бояков обещал ввести обучение по этой специальности во ВГАИ, но это дело не одного года, так что пока учит факультативно.
![](/uploads/Image/didenko/культ1.jpg)
Из других событий лагеря невозможно не упомянуть лекцию журналиста и продюсера Александра Кушнира о поэте и переводчике, бунтаре и провокаторе Илье Кормильцеве. Широкая аудитория знает о нем (если знает) по хитам группы «Наутилус Помпилиус» (название, кстати, тоже придумал Кормильцев). Пожалуй, участникам культпохода невредно было узнать, каков путь честного и убежденного художника в Отечестве. Заодно выяснилось, что Илья Валерьевич последние годы жизни был постоянным участником театра «Практика» Эдуарда Боякова.
О лауреатах и призерах «Культпохода-2914» 36on.ru уже сообщил. На День Города воронежцы смогут познакомиться с их творчеством на одной из открытых концертных площадок. И, скорей всего, на многих других концертах и выставках, которые они организуют сами.
Текст Леонида Диденко