Телеграфным стилем: с 2011 года воронежское облправителство запустило программу поддержки талантливой молодежи, в том числе – молодых художественных талантов. Программа проста как мычание – проводить конкурс и вручать победителям небольшие, но чувствительные для молодого человека премии и красивые дипломы. Но художественная часть попала в руки арт-группы «Квадрат», известной своим пристрастием к сложным затеям и желанием «делать то, что в Воронеже еще никто не делает». В результате банальный молодежный конкурс, каких по разным поводам ежегодно проходят десятки, превратился в сложный организм: творческие мастерские в летнем лагере, концерты и акции в течение года, выпуск литературных и музыкальных сборников, собственная концертная площадка на День города. Но сердцем всей затеи является летний творческий лагерь в музее-заповеднике «Дивногорье».
Когда-то, в начале «Культпохода» предполагалось, что эксперты, читающие лекции и проводящие мастер-классы для участников лагеря будут по возможности меняться ежегодно. Однако в ходе проведения творческих лагерей сложился определенный круг людей, приезжающих в творческий лагерь в качестве наставников и судей (в спортивном смысле). И, как выяснилось, такая несменяемость оказалось правильной и эффективной – многие из молодых талантов участвуют в конкурсе и выходят в финал два-три раза подряд (правила этого не возбраняют). И попадают в руки экспертов, уже знакомых с ними, которые могут оценить, как изменился за прошедший год молодой автор и его работы.
А то, что влияние лагерей «Культпоходы» на его участников растягивается на годы (а может – на всю жизнь) уже очевидно – по участникам прошлых лет. Например, юная певица Ирина «Шамбари» Боброва, в прошлом году исполнявшая простенькие рок-н-рольчики, недалеко ушедшие от шансона (собственно, рок-н-ролл и есть аналог нашего шансона – музыка низших классов), в этом году поразила присутствующих на выступлениях шаманским пением. Справедливости рада надо отметить, что прошедший год она отучилась в воронежском музучилище, так что влияние «Культпохода» не стоит преувеличивать. Но и недооценивать тоже.
Кстати, в этом году впервые в качестве экспертов выступали бывшие участники «Культпохода» - лауреат «Культпохода-2011», сейчас – режиссер документального кино Дина Баринова и литератор, призер конкурса прошлого года Елена Дудукина. Дина организовала показ фильмов студентов школы документального кино Марины Разбежкиной, которую сама закончила. Хотя документальными в привычном понимании эти фильмы назвать трудно. Скорее, это художественное произведения, созданные на неигровом материале. Темы ученики Разбежкиной выбирают экстремальные – будни патологоанатома, жизнь слепых, собственный любовный треугольник.
Наконец-то сумел доехать до лагеря «Культпохода» Кирилл Светляков – куратор направления новейших течений Государственной Третьяковской Галереи, организатор множества выставок и автор многих книг, в частности – о русских художниках двадцатого века (недавно вышла антология художников ХХ века, чьи работы представлены в ГТГ). Его серия лекций о модерне и постмодерне, от импрессионистов до инсталляций с унитазами (последние уже являются частью истории искусств и повторять их незачем) заметно повлияли на участников лагеря-художников. Уже в созданных их за время лагеря эскизах чувствовалось влияние Кандинского и Пригова – какими тех представил Светляков. Правда, как лектор Светляков скучен как протестантский проповедник – можно уснуть последи лекции, насыщенной интереснейшим материалом. Апологету новейших течений оппонировал традиционалист Евгений Камбалин, в своей лекции отругавший постмодернизм и акционизм за бессодержательность и агрессивность и объявивший о наступлении ее более мерзкого пост-постмодернизма.
По-моему, излишнюю заботу о своих подопечных проявили кураторы музыкальной секции Ярослав Борисов и Алексей Круглов. Участник-музыкант приходил с простенькой песенкой, а кураторы тут же полностью ее переделывали, вплоть до смены музыкального направления, придумывали и играли аранжировки, превращая любительскую поделку в профессиональное произведение. Им помогали музыкант Александр Битюцких, ветеран «Культпохода» Иван Сухарев (бывший участник и лауреат, теперь – эксперт) и певица и музыкальный психотерапевт Алиса Апрелева.
Все-таки довольно печальное зрелище – посереди сцены стоит участник, пытающийся как-то пользоваться микрофоном, а за его спиной квартет отличных профессионалов создает развернутое музыкальное полотно. Или девочка-бардесса, у которой на подпевках сама Апрелева. Может, так и надо – пускать участники конкурс почувствуют, что такое профессиональная сцена и взаимодействие с мастерами: после этого им остается либо всерьез взяться за дело, либо пойти утопиться в Тихой Сосне, понимая, что сами так они никогда не смогут. Пока, вроде, обошлось без последнего.
Все четыре «рабочих» дня трудились литераторы. В любое время дня и ночи можно было встретить после лагеря или на дороге в заповедник находящегося в трансе человека, проговаривающего некие ритмичные фразы, считающего на пальцах слоги и т.д. – труд поэта тоже бывает труден. По словам основного куратора литературной секции Полины Синевой, поэты-конкурсанты переделывали свои творческие задания по многу раз, некоторые в последний момент бросали написанное и успевали сочинить с ноля нечто новое. Трое литераторов стали лауреатами «Культпохода», еще несколько получат призы от спонсоров, в том числе призер от 36on.ru поэтесса Татевик Миразизян. А журналистка Евгения Глуховцева, сначала участвовавшая в секции арт-менеджеров внезапно «перекинулась» в стан литераторов и поразила жюри своим творческим заданием – великолепным прозаическим этюдом. И не стала лауреатом только из-за формальностей, жюри решило ограничиться призом.
Художникам, как всегда, помогали и словом, и личным примером художники Сергей Горшков и Евгений Камбалин. В результате выставка творческих работ секции визуальных искусств получалась более чем достойной – ее можно прямо в таком «походном» виде экспонировать в любой из воронежских и не только галерей. Следует отметить, что в предыдущие годы молодые художники, хоть традиционалисты, хот постмодернисты не могли избежать соблазна изобразить либо сами меловые дивы, либо общие виды Дивногорья, открывающиеся с вершины холмов (последнее – практически непосильная задача). Итогом творческого лагеря стали как работы, написанные в традиционной техники, так и уже упомянутые инсталляции, в частности, по мотивам произведений Введенского, как оказалось, очень уместными в Дивногорье. Молодые живописцы умудрили в короткие сроки и в напряженной атмосфере создано и масштабные полотна, и комиксы, и картины на куске шифера, и концептуальные работы из местного материла – мела.
В этом году финал «Культпохода» совпал по времени с традиционной совместной акцией музея-заповедника и воронежского оперного театра «Ночь в Дивногорье». И команда «Культпохода», и организаторы «Ночи» увидели в этом прекрасную возможность расширить границы акции и организовать второе отделение ночного концерта. Первая, как уже сообщал 36on.ru состояла из выступления московского театра песка и воронежского симфонического оркестра. Во второй выступили эксперты культпохода: поэты Андрей Родионов, Полина Синева, Дана Сидерос, Елена Дудукина, музыкальный лауреат прошлогоднего конкурса, дуэт «Банана-бис», а также сборная музыкальных экспертов.
Последняя довольно нахально использовала сцену «Ночи в Дивногорье» (равно как и концерты «Культпохода» в заповеднике и в Воронеже) для собственного удовольствия – музыканты откровенно «оттягивались». Они устроили музыкальную оргию, позволив себе все невостребованное на других сценах. Не знаю, в каких терминах можно описать происходящее: радикальный авангардный джаз, современные обработки славянского фолка, немного нео-академизма, немного электроники – весьма агрессивный звук, довольно сильно давящий на аудиторию. С несколькими танцевальными паузами. И, что интересно и приятно, и аудитория «Культпохода», и аудитория «Ночи в Дивногорье» (не вся) оказалась готова воспринимать музыку, об которую бы порезали уши многие завсегдатаи «Джазовой провинции».
Вынужден снова вернуться к телеграфному стилю: второй раз экспертом лагеря и конкурса выступает продюсер и нынешний ректор Воронежского академии искусств Эдуард Бояков. В этом году он не только читал лекции, но и руководил новой секцией конкурса – «арт-менеджмент». Весьма актуальными – в Воронеже уже гораздо больше культурных событий, чем людей, способных их сколько-нибудь прилично организовать. Бояков обещал ввести обучение по этой специальности во ВГАИ, но это дело не одного года, так что пока учит факультативно.
Из других событий лагеря невозможно не упомянуть лекцию журналиста и продюсера Александра Кушнира о поэте и переводчике, бунтаре и провокаторе Илье Кормильцеве. Широкая аудитория знает о нем (если знает) по хитам группы «Наутилус Помпилиус» (название, кстати, тоже придумал Кормильцев). Пожалуй, участникам культпохода невредно было узнать, каков путь честного и убежденного художника в Отечестве. Заодно выяснилось, что Илья Валерьевич последние годы жизни был постоянным участником театра «Практика» Эдуарда Боякова.
О лауреатах и призерах «Культпохода-2914» 36on.ru уже сообщил. На День Города воронежцы смогут познакомиться с их творчеством на одной из открытых концертных площадок. И, скорей всего, на многих других концертах и выставках, которые они организуют сами.
Текст Леонида Диденко