ТЕКСТ: Анастасия Сарма
16 января в галерее Х.Л.А.М. открылась выставка Кирилла Савельева под говорящим и нейтральным названием «Фотографии».
- Кирилл ничего не делает специально, - говорит директор галереи Х.Л.А.М. Алексей Горбунов. - Мало кому доступны подобная сдержанность и обеднённость, ведь у фотографов сейчас в ходу спецэффекты, символы, шутки, красоты и проповеди. В работах этого художника царит неточность, и, тем не менее, его картинки дают ощущение жизни.
К своим 24 годам выпускник журфака ВГУ Кирилл Савельев попробовал себя в разных сферах: писал прозу, рисовал иллюстрации к своей книге «Невероятные приключения алкоголика Максимова», играл и пел в группе «Плохая команда», позже переименованной в «Плахую каманду». Кирилл – автор песен и афоризмов: «Будь осторожен – вокруг пропаганда веселья», «Тебя не понимают, а билет ты взял», «Тебе звонит лишь бабушка, и то не бабушка, а какая-то кочерыжка». Однажды во время выступления музыкант разбил гитару и с тех пор замолчал.
Фотографией молодой человек увлекается пять лет. Сейчас работает ассистентом в студии модного фотографа Алены Кузьминой, чьи работы печатают глянцевые издания. Поэтому главное, что желают Кириллу единомышленники, - «не испортиться», «не огламуриться».
Одно время подрабатывал в пункте видеопроката, где изрядно пополнил свои знания в области кино. С тех пор обожает советские фильмы 20-30-х годов, фильмы Александра Довженко – «наивные, чистые, с большим количеством ошибок».
Чаще всего в центре работ художника – его близкие: сестра, любимая девушка, бабушка и гигантский серый кот, который при нужном ракурсе разрастается до размеров человека. Разбитая тарелка со спагетти имеет право на существование наравне с портретом девушки. Мир Савельева на фотографиях – будничный. Это квартира, улица, тесный общественный транспорт, заполненный сфотографированными украдкой пассажирами. Это мир через стекло маршрутки, это небо – через открытый автобусный люк. Поле – через стекло экскаватора. По словам Кирилла, он чувствует себя комфортно в закрытом пространстве. И в этом смысле квартира или больничная палата – идеальное место для съемок.

- Почему меня привлекают бытовые сцены? Они доступны. У меня сложности в общении с незнакомыми и даже знакомыми людьми. А навести на них объектив – это для меня вообще самоубийство, - признается фотограф. - Идеальный для меня вариант – снимать людей через окно маршрутки, через витрину. С одной стороны, мне страшно, с другой – если люди увидят, что их фотографируют, они перестанут себя вести естественно. В общем-то, для целей, которые я преследую в своих работах, профессиональный фотоаппарат совсем не нужен. Достаточно «мыльницы». Большим фотоаппаратом снимать неудобно – люди его сразу замечают, начинают стесняться, скованно себя чувствуют - как я.
Работу в студии Савельев не любит: исключением из правил был афорист и любитель покрасоваться на публике Аркадий Давидович, который сам выстроил нужную композицию и охотно позировал в ошейнике с полуобнаженной девушкой.
- Студия сужает возможности. Чувствуется, что там много оборудования, но ты не знаешь, как им пользоваться, - признается художник.
Сам художник определяет свои работы как стрит-фотографии. В таком же стиле работает дружный с Кириллом украинский фотограф Максим Чичинский. Его и знаменитого эмигрировавшего харьковчанина Бориса Михайлова Савельев считает своими учителями. Пока Алексей Горбунов мечтает для своего подопечного о славе фотографа Игоря Мухина, который снимал дорогие ботинки и лужи, Александра Башлачева и Авдотью Смирнову. Сам же Кирилл Савельев ждет от выставки малого: «чтобы не оторвались и не упали большие фотографии».