Безглютеновая продукция жизненно необходима для людей, больных целиакией ― заболеванием, обусловленным непереносимостью белка клейковины глютена.
Он содержится во многих злаках, таких как пшеница, рожь, овес, ячмень. Диета при таком заболевании основана на исключении из рациона продуктов, содержащих молочный сахар, и использование специальной без- и низколактозной продукции. Разрешается: гречневая, кукурузная крупа и мука, рисовая и бобовая мука, полента, тапиока, рис, бобовые. Можно: красное мясо, рыбу, птицу, фрукты, ягоды, овощи, кисломолочные продукты.
Глютеновая энтеропатия раньше считалась редким заболеванием. Сам диагноз целиакии ставят не так часто, но классическая клиническая картина наблюдается у 1 из 1000-5000 человек.
То есть у 200 ― 1000 человек из миллиона.
То есть в миллионном Воронеже может проживать до 1000 таких людей.
Заболевание может проявляться у детей и взрослых, носить врожденный характер (генетически обусловленный) или появиться в результате кишечной инфекции, с возрастом у взрослых. Среди детей заболевание встречается чаще.
― Настоящий йогурт должен делаться из молока и закваски. То, что стоит сейчас на полках наших магазинов, ― это какая-то смесь с добавлением красителей и крахмала. Все это противопоказано людям с моим диагнозом, ― рассказала жительница Воронежа Марина.
Целиакия ― не такое уж редкое заболевание
― То, что у меня глютеновая непереносимость, я узнала в австрийской больнице несколько лет назад. У меня наблюдались резкие колебания веса, врачи говорили: то ли гастрит, то ли гормоны. Только сдав анализы за границей, я наконец узнала настоящую причину своих проблем со здоровьем. Мне назначили так называемую диету по Майеру. Это сейчас все «звезды» по ней с ума сходят, а в то время в России мало кто слышал о таком, ― призналась Марина.
Гречка, рис и кукуруза
― Конечно, после того, как я узнала диагноз, я стараюсь соблюдать диету. Первое время не выдерживала, срывалась. Был ведь устоявшийся рацион ― булочка на завтрак, макароны на ужин. Ничего, со временем привыкла: перешла на диетическую продукцию. Зато проблемы со здоровьем исчезли, ― поделилась Марина.
По данным департамента здравоохранения, в России продукцию без глютена выпускают шесть компаний. В их ассортимент входят гречневые, рисовые и кукурузные макароны, вермишель, лапша из крахмала, отруби, смеси для выпечки, печенье, основы для пиццы, оладий и блинов, хлебцы, кукурузные палочки, подушечки и даже сосиски и колбаса. Специальную детскую продукцию ― низколактозное молоко и безглютеновые каши ― выпускают еще четыре компании.
― Таким образом, в России пациенты с целиакией могут придерживаться необходимой при их заболевании диеты, употребляя продукты отечественного производства, ― резюмирует Роман Голованев, заместитель руководителя департамента здравоохранения.
Спрос есть, предложения ― нет
― Из-за моего диагноза рацион питания всей семьи состоял в основном из молочных продуктов. Из-за эмбарго их пришлось исключить. Но я заметила, что и полки с диетической продукцией в магазинах заметно оскудели, ― пожаловалась Марина.
В одной из сетей гипермаркетов заверили, что для людей, страдающих целиакией, на магазинных полках представлены 26 наименований товаров: хлебобулочные изделия, продукты для выпечки, макаронные, кондитерские изделия ― и добавили, что ведется сотрудничество с некоторыми из перечисленных департаментом компаний.
У других дела с безглютеновой продукцией обстоят куда хуже. В одной из сетей супермаркетов есть только специальная молочная каша и безлактозные диабетические смеси для детей. А вот в крупнейшем оптовом магазине Воронежа безглютеновой продукции не оказалось вовсе.
В своих ответах ритейлеры заверили редакцию 36on.ru, что в скудном ассортименте диетических продуктов виновато вовсе не руководство магазинов, а отсутствие соответствующего предложения от поставщиков.
― Финские йогурты просто запретили. Замороженные овощные смеси, ягоды ― особенно ежевика, из которой мы делали потрясающие компот и варенье ― либо исчезли с полок наших магазинов, либо подорожали настолько, что даже со средним достатком человек не может себе этого позволить. Все это было небольшой, гастрономической радостью в жизни. Особенно для тех, кто, как я, отказался от употребления мяса. Хотя, конечно, продуктовое эмбарго ― это проблема не только для больных целиакией. Российские
сыры, скажем, хоть глютена и не содержат, но по вкусу они действительно намного хуже. Конечно, жить с этим можно, в Воронеже все-таки реально достать диетическую продукцию. Но честно? На вкус это...мягко говоря, не очень, ―
вздохнула Марина.
*Имя героя публикации изменено по его просьбе