По данным различных исследований до 20% населения развитых стран страдает депрессией. Наши психиатры называют цифры от 20 до 40%. Распространенность депрессии сегодня сравнима с сердечнососудистыми заболеваниями. Нередко одно сопутствует другому.
Очереди в районных поликлиниках к терапевтам или врачам специалистам (кардиологам, эндокринологам, гастроэнтерологам, неврологам и т.д.) с каждым годом становятся все больше. Врачи-психиатры уверены, больше половины таких пациентов в первую очередь нуждаются в лечении депрессии.
Заведующий психосоматическим дневным стационаром Воронежского областного клинического психоневрологического диспансера Павел Корчагин:
|
«Больше половины людей, обращающихся к врачам, на самом деле больны депрессией. А думают, что у них гипертония или бронхиальная астма. Послушно посещают врача. Таблетки пригоршнями глотают, а улучшений нет. Зато есть инвалидность. Депрессия вполне способна ухудшить и без того не лучшее соматическое состояние. Потому что депрессия – это болезнь мозга. А он, если нездоров, адекватно управлять организмом не может. Вот люди годами и лечатся. Состояния на лекарства и исследования тратят. Женщина у меня на приеме была. В руках по пакету с пилюлями от нескольких специалистов. |
Посмотрел историю болезни. Понял: наш пациент. Видели бы вы ее глаза, когда я сказал, что надо поменять оба ее аптечных пакета на прием всего одного препарата, и что эффект наступит в несколько раз быстрее».
Депрессия может сопровождать какие-то заболевания, может стать их причиной или следствием, может маскироваться под какую-то конкретную болезнь реальными болевыми ощущениями. Она на редкость хитра и многолика. Но причина у нее одна: сильные переживания, стресс, и то, как человек реагирует на них. Настичь она может каждого: мы живем, значит, чувствуем. А от горя, беды и проблем никто не застрахован, особенно сегодня. Не реагировать, случись что, ни у кого не получалось и не получится: не биороботы. Но слезы, плохое настроение, гнев – это лишь вершина айсберга под названием «стресс».
Павел Корчагин:
«У стресса масса клинических проявлений. Это и тревожность, и волнение, порой необъяснимое. Человек эмоционально напряжен, расслабиться не может. Плачет, а облегчения слезы не приносят. Раздражается даже по мелочам или агрессивен. Все это сопровождается нарушениями сна, сердцебиением или перебоями в работе сердца. Скачками давления, головными болями или головокружением, потливость повышается. Может появиться безразличие к интимной части жизни. Это еще не депрессия, но первый шаг к ней. И грамотный психолог вполне способен помочь справиться со стрессом»
Как утверждают врачи, на преодоление стресса природа отпустила нам всего две недели. Алкоголь и увеличение количества сигарет с друзьями на кухне не помогают. Чаще усугубляют ситуацию. Запустил, считай, депрессия тебе гарантирована, поскольку резервы организма на эти самые две недели и рассчитаны.
Павел Корчагин:
«Депрессия – это не просто стабильно плохое настроение длительное время. Через две недели начинается истощение нейромедиаторов, так называемых «гормонов радости» в головном мозге. Это серотонин, норадреналин, ацетилхолин и др. Самостоятельно этот процесс не остановить. Он только прогрессирует. Если человек страдает депрессией более трех лет, то изменения мозга такие же, как при черепно-мозговой травме»
Симптомов депрессии немало:
-
бессонница или наоборот повышенная сонливость;
-
утомляемость почти ежедневная;
-
снижение или повышение аппетита;
-
снижение жизненных интересов (половой активности);
-
нарушение концентрации внимания, умственной работоспособности, трудности при принятии даже простых решений;
-
плаксивость;
-
подавленное настроение;
-
безразличие к жизни и самому себе;
-
чувство вины и собственной бесполезности;
-
мысли о смерти и самоубийстве.
Павел Корчагин:
«В сущности, любая депрессия готова дать суицид. Причина – безразличие к своей судьбе. Вы посмотрите только на наши дороги. Думаете, что люди просто так шагают под колеса автомобилей вне пешеходных переходов? Нет. Они спокойно идут, потому что им все равно, что с ними будет. Вот и направляются подсознательно «за помощью» к водителям, чтобы радикальным способом избавиться от переживаний»
Окончательный диагноз «Депрессия» может поставить только врач-психиатр. И не только по результатам беседы, выслушав жалобы. Существуют специальные тесты. За ними последнее слово: да или нет. И если да, то лечение, длительность которого зависит от продолжительности депрессивного расстройства. В первую очередь медикаментами: по симптоматике и обязательно с применением антидепрессантов.
Павел Корчагин:
«Привыкания они не вызывают. Даже препараты старых поколений. Отличие старых от антидепрессантов последнего поколения только в том, что прежние восполняли нехватку сразу всех нейромедиаторов, а новые мы можем подобрать прицельно, в зависимости от того, каких не хватает. Действуют они не сразу. По накопительному принципу. Уже недели через две человеку становится значительно легче. Но принимать их все равно надо будет четрые-шесть месяцев. Двумя – тремя неделями и даже месяцем здесь не отделаешься. Мозг должен привыкнуть радоваться жизни заново. И на это нужно время»
Время необходимо и на обязательный курс психотерапии. Без него практически незлья обойтись. Бывают полезны индивидуальные консультации психолога или психотерапевта, групповые занятия с ними же. Цель и задача – научиться воспринимать действительность по-другому, более позитивно. Социальная адаптация с помощью специалиста. Если была суицидальная попытка, то еще и консультации врача психиатра-суицидолога.
ТЕКСТ: Светлана Кириенко