Помимо своей журналистской деятельности, так уж завелось, я обучаю людей красивым иностранным языкам. Недавно мы с моим учеником пытались выразить на французском, что он любит в своей работе. Первым, что пришло ему в голову, был вопрос: «А как сказать “я сейчас ничего не люблю от слова совсем – ни в работе, ни в жизни”?».
Мужчина пояснил, что ему на дистанционке приходится разбивать день сурка на блоки: поработать над проектом за компом, подключиться к планерке, еще и заставить себя в перерывах приготовить поесть и не забыть погрустить о том, что он никак не сможет во время локдауна посмотреть новый фильм от любимых Marvel в кинотеатре. И тут я задумалась, почему люди, оказавшиеся в положении, когда свою основную деятельность приходится осуществлять онлайн, ощущают одинаковые симптомы нехватки энергии и апатии?
В период жизни на «удаленке» учащаются случаи славливания хандры. И дело совсем не в скучных занятиях французским. Ежегодный марафон грусти, который начинается в октябре и заканчивается в марте, приправленный вынужденной дистанционкой, дает ужасающий эффект. А во время локдаунов ситуация усугубляется ограничением мест, куда можно выбраться и отдохнуть от уже надоевшего компьютера, вокруг которого теперь крутится вся жизнь. Дни становятся короче, холоднее и серее, поводов выходить – все меньше. Что делать с этой гремучей смесью и как не выживать, а проживать эту жизнь с наименьшим показателем стресса для организма в такое паталогическое время – в материале 36on.ru.
Я обратилась за помощью к психологам: к одному, чтобы самой не укатиться в сильный застой в такое тяжкое время, ко второму – чтобы разобраться с проблематикой нашего материала. Татьяна Филиппова – психолог из моего родного города Курска – работает с разными людьми и ежедневно сталкивается с историями, наподобие тех, что приключились с моими учениками. Она соглашается с тем, что работа и учеба на дистанционке сказывается на нашем психологическом состоянии. Плюс, в такое время года, как сейчас, чаще появляются признаки хандры – такого «легкого ветерка депрессии».
Но что делать с таким растянутым и нудным состоянием нехватки сил и желания?
– Повзаимодействовать нам нужно. По сути, выйти пообщаться. Выходить и хотя бы час каждый день проводить на улице, дышать свежим воздухом. Потому что, хоть солнечного света и меньше, но «дозу» свою мы поймаем. Также включить употребление витамина Д каждый день в утреннее время – он будет замещать недостаток солнца, – рассказывает психолог.
Мелатонина при укороченном световом дне осенью, зимой и ранней весной вырабатывается больше. По словам Татьяны, с приходом осени уменьшается выработка гормонов счастья и удовольствия – серотонина и дофамина. Отсюда сонливое состояние. Затем, нам хочется быть работоспособными и радостными, как летом. У нас не получается, это нас расстраивает. Плюс нас ограничивают – мы должны свыкаться с этим и адаптироваться к изменениям вокруг нас. Это тоже энергозатратно.
– В чем еще проблема дистанционки, – поясняет Татьяна, – так это в том, что мы не можем долго концентрироваться на работе с информацией в компьютерах и начинаем съезжать на получение быстрого допамина. В закрытых домашних условиях это могут быть соцсети и, например, еда. Углеводная пища, «искусственные» всплески мгновенного удовольствия, делают организм нечувствительным к этому нейромедиатору. То есть нам становится все сложнее получать это удовольствие от «оффлайн жизни», видеть это удовольствие в простых вещах. Радоваться тому же солнцу, когда оно появляется, каждому дню, хоть каждый световой день все короче.
Специалистка подчеркнула, что поддерживать себя в этот период БАДами обязательно.
Татьяна неожиданно заставила вспомнить свою любимую машину:
– Осенью водителям нужно менять летнюю резину на зимнюю. Когда начинаются морозы – заливать новое масло. Только тогда машина продолжит ездить хорошо. А человеческий организм и вовсе устроен еще более тонко и сложно. От питания мы получаем мало витаминов. Чтобы восполнять уровни витамина Д можно не съедать килограммы рыбы, а раз в день принять одну маленькую таблеточку.
Неспроста наш психолог сказал о витаминах.
– Большинство из них содержится во фруктах, в свежих овощах, которые мы начинаем меньше употреблять с уходом лета. Выходит, организм получает гораздо меньше элементов, на которых все внутри нас и держится. И соматическое (физическое – прим. ред.), и психическое наше здоровье. Витамины, как раз, – это те вещества, которые помогают аккумулировать энергию, они убыстряют реакции. Которые внутри нас происходят ежесекундно. Получаем по итогу что: меньше уровень витаминов, нервная система начинает хронически страдать, становится более возбудимая, – прокомментировала другая моя собеседница, будущий медик Яна Воронина (имя заменено по просьбе собеседницы – прим.ред.).
Студентка Воронежского медицинского университета считает, что при первых симптомах зудящей мозг хандры необходимо сходить к врачу и сдать кровь на витамины. Принимать БАДы, больше кушать, гулять, особенное в светлое время суток.
Яна объяснила, почему все спецы так «топят» за прогулки днем – именно тогда, когда гулять совсем перестает хотеться. Обогащение кислородом положительно влияет на мозг – орган, который больше всего потребляет О2 в нашем организме. Это – настоящая биологическая машина, которой нужно непрерывно сжирать тот самый свежий воздух в огромных количествах. Без него хуже передают сигналы нейроны, которыми пронизан весь организм. А эти сигналы витально важны – ведь они побуждают мозг начать думать мысль, подвигать мышцей, сопоставить какую-то одну информацию с другой. Соответственно, если безвыходно (во всех смыслах) сидеть в темном помещении без солнца, без свежего воздуха и без исключительно правильной пищи, твое тело тебя и накажет.
Почему мы получаем такое наказание от своего же организма, теперь стало примерно понятно. Следишь за биохимией, выходишь на улицу даже при свете потухающего солнца и пытаешься общаться с людьми вживую, даже если социализироваться адекватно в коллективах нам мешает вынужденное дистанцирование.
Психолог поделилась еще одним способом, который поможет справиться и с самой хандрой, и с новыми реалиями современной жизни, когда, хоть в условиях пандемии, хоть без, наша деятельность неразрывно связана со смартфонами и иже с ними.
– Сейчас модно устраивать информационное голодание, когда отказываются от телефона, соцсетей на несколько суток – такие разгрузочные дни тишины.
Автор статьи будет пробовать на себе, подключайтесь и вы!
– Хандра – это просто спад энергии, с которым человек пока еще в состоянии справиться сам, – объяснила Татьяна. – Часто такой временный рассинхрон в жизни путают с депрессией, а разбрасываться подобными терминами, называя осенне-зимнюю грустинку именем серьёзного заболевания, нельзя.
Так, в прошлом году попутала буквы и, наоборот, приняла за временное помутнение рассудка зачинавшуюся депрессию и Яна. Девушка как раз только поступила в университет и с уходом на дистанционку тоже почувствовала, что что-то не так. Думала, что отделается парой недель адаптационного спада. Мол, на улице резко похолодело, уходишь в вуз в 7:30 утра – темно, после пар забежишь куда-нибудь по делам – вот уже и опять темень. А по возвращении домой нужно пытаться осилить тяжелейшую программу медицинского студента.
С переходом на онлайн стало все в разы труднее: людям часто сложно себя дисциплинировать и приучать к самостоятельной системной работе, а тут это приходится делать, сидя большую часть времени дома.
– Ты перестаешь ощущать текучесть времени и теряешься в нем. Учеба и вся жизнь превращается в кашу, основным связующим ингредиентом в которой является полная демотивация что-либо делать, – объясняет Яна.
Девушка из тех людей, кто обычно не поддается желанию пострадать и взгрустнуть, но прошлогодняя дистанционка заставила ее сильную психику пошатнуться. Итог: начинающей специалистке в области медицины спустя полгода диагностировали депрессию. Если бы вовремя начала бороться с хандрой, пока она коснулась девушку на таком начальном уровне, все прошло бы куда более экологично, сетует Яна. Но вот незадача: проблемы имеют свойства ухудшаться, если за них не взяться с самого начала. Вывод прост: береги честь смолоду, а психическое здоровье с осени.
Завершим сказ о пандемии сезонной хвори вот чем. По правде говоря, не только ученики французского и медицинского в этом году подхватили «Хандру-19», но и сама преподавательница. У меня тоже появились симптомы злосчастного заболевания: проводить занятия резко захотелось все меньше, как и выходить на бессолнечную улицу. Зато, я, как минимум, знаю, какие темы проходить с изучателями языков на новых занятиях: витамины и микроэлементы, прогулки по городу, цифровой детокс и как завести себе офлайн-друга, чтобы скрасить печальное ковидное время.
Фото – Pixabay.
Автор текста: Алиса Силенок