Чем различаются выборы в органы власти и референдум? Оба института являются высшими формами проявления демократической структуры государства и одновременно наиболее мощными инструментами народа, позволяющими влиять на общее направление политического курса страны и принимать решения по конкретным вопросам. В некоторых странах принято отождествлять эти две формы проявления демократии, однако в большинстве государств, также как и в Российской Федерации, между ними существует ряд концептуальных различий. Граждане России мало знакомы с понятием референдума в связи с отсутствием широкой практики их проведения, тогда как выборы, особенно на федеральном уровне, широко освещаются средствами массовой информации и неизменно становятся темой для оживленных дискуссий большинства россиян.
По определению, выборы – это процесс формирования государственных органов законодательной (представительной) власти путем наделения лица или группы лиц определенными полномочиями посредством свободного волеизъявления граждан, обладающих правом голоса. Иначе говоря, из представленного списка кандидатов (политических объединений) граждане выбирают глав регионов и депутатов на федеральном, региональном, административном и местном уровнях.
Референдум – голосование граждан по вопросам, имеющим значение в общегосударственном, региональном или местном масштабе. Таким образом, в результате выборов полномочиями наделяются посредники – представители народа, которые выносят решения по изменению и дополнению законодательства, тогда как в результате референдума народ (или избирательный корпус регионального уровня) принимает решение непосредственно по вынесенным на голосование вопросам.
Выборы и референдум различают не только по сущности понятия, но и по форме проведения. Первые проводят на периодической основе, за исключением досрочных или дополнительных выборов, референдум организуют по инициативе Президента, уполномоченного государственного органа или народа. Согласно действующему законодательству (федеральный закон от 1995 года) инициатива проведения референдума в России должна принадлежать не менее чем 2 миллионам граждан из различных субъектов федерации, обладающим правам голоса. После получения согласия Конституционного Суда Президент имеет право назначить дату проведения соответствующего референдума.
С момента принятия вышеназванного закона референдумы на федеральном уровне не проводились. Несмотря на неоднократные попытки выдвижения соответствующей инициативы, они блокировались вышестоящими инстанциями. Отсюда следует еще одно принципиальное отличие выборов и референдума. Проведение выборов - в интересах государственной власти и различных политических объединений, поэтому максимальные усилия прилагаются для привлечения избирателей на сторону того или иного кандидата и повышение общего уровня явки на избирательных участках (еще одна злободневная проблема). Инициатива проведения референдума, несмотря на высокую степень заинтересованности обширных слоев населения, на формально законных основаниях блокируется действующими властями в том случае, если обсуждаемый вопрос может подорвать ее авторитет или привести к нежелательным для заинтересованной группы лиц последствиям.
Ограничения по проведению референдума также накладываются на вопросы, допускаемые к рассмотрению. К ним относятся вопросы о прекращении\продлении полномочий или проведении досрочных выборов Президента РФ и Государственной Думы, о персональном составе органов государственной власти, принятии срочных мер по обеспечению безопасности и здоровья населения, финансовые и некоторые другие вопросы. В России наиболее широкое распространение получила практика проведения региональных референдумов по изменению статуса субъектов федерации. По официальной информации, опубликованной на сайте Центральной избирательной комиссии, два таких референдума планируется провести в 2013 году, третий будет посвящен решению финансового вопроса на уровне муниципального образования.
За основными различиями двух форм волеизъявления народа стоит ключевой вопрос - какие возможности влиять на политику дают выборы и референдумы? Выборы наделяют полномочиями кандидатов и политические объединения, чьи программы максимально соответствуют предпочтениям большинства избирателей, при этом ответственность за вынесение конкретных решений, а также инициатива постановки вопросов возлагается на органы законодательной (представительной) власти. Референдум позволяет народу непосредственно высказать свое мнение по наиболее значимым вопросам. Несмотря на то, что референдумы, проводимые в форме опросов общественного мнения, не имеют юридической силы, а их результаты могут быть проигнорированы действующей властью, далеко не каждое демократическое правительство решится открыто пренебрегать мнением большинства граждан.
Чего ждать от предстоящих выборов? Обсуждение на нашем форуме.