- Семья. В семье, где не принято придавать значение выборам, а информационные телепрограммы о кандидатaах, их программах и работе избирательной комиссии – всего лишь повод переключить канал в поисках более интересной передачи, у подростка практически нет шансов на формирование правильной политической культуры и ответственной гражданской позиции. Все усилия общественных организаций и учебных заведений с целью компенсировать недостаток политической культуры в ближайшем окружении будущих избирателей, таким образом, сводятся на нет – модель поведения в семье является приоритетной, особенно ввиду участия в выборах на добровольной основе, гарантированной Конституцией.
- Школа. В большинстве образовательных учреждений средней ступени меры, предпринимаемые для становления и развития политической культуры старшеклассников, носят поверхностный, эпизодический характер или вовсе отсутствуют. Школа прививает вторую по важности после семейной модель поведения, что делает учебные заведения в значительной степени ответственными за пассивную гражданскую и политическую позицию выпускников. Между тем, основы политической культуры и осознание важности участия в выборах являются не менее необходимыми компетенциями, чем знания и навыки по мировой художественной или физической культуре.
- Высшие учебные заведения. Роль ВУЗов, в частности студенческих профсоюзов, в формировании политической культуры студентов сложно переоценить – нередко именно в период получения профессионального образования окончательно формируются взгляды на политику и гражданская позиция молодых людей. Несмотря на преобладание положительных факторов, не меньшее значение может иметь и негативный опыт нынешних студентов. Например, ситуации, когда учащиеся факультета или целого учебного заведения получают «сверху» установку явиться на выборы и голосовать за определенного кандидата (партию). Закономерным следствием подобных прецедентов становится недоверие к властям, институту выборов и распространенная позиция «мой голос ничего не решает».
- Источники информации. Современная российская действительность такова, что для молодого поколения официальное заявление главы ЦИК или Президента РФ о несущественных нарушениях на выборах, не повлиявших на результаты, имеют меньший авторитет, чем видеозаписи реальных прецедентов на YouTube с большим количеством просмотров и «лайков». Причина сложившейся ситуации не столько в отсутствии доверия официальным властям, сколько в общей тенденции развития информационной культуры – телевидение, газеты и радио сдают свои позиции, сегодня все большее влияние на взгляды и мнение молодежи оказывают социальные сети и другие независимые источники в сети Интернет. Еще один немаловажный фактор – возможность высказаться, обсудить опубликованный материал, получить поддержку других пользователей и быть гарантированно услышанным миллионами единомышленников.
- Интересы молодежи. Кандидаты и политические объединения сравнительно недавно обратили свое внимание на молодых избирателей. Политическим программам недостает понимания нужд и потребностей молодежи, реалий жизни студенчества и проблем, с которыми сталкиваются молодые люди в начале своего взрослого жизненного пути. Агитационные кампании, рассчитанные на молодежь, зачастую поверхностны и призваны привлечь внимание, вместо того чтобы предложить молодым избирателям решение актуальных для них вопросов, продемонстрировать заинтересованность и понимание тем, которые действительно волнуют электорат. Молодежь не заинтересована в кандидатах и объединениях, которым нечего ей предложить, молодому поколению свойственно ставить в приоритет свое настоящее и обозримое будущее, а не пенсионные реформы, проблемы ЖКХ или изменения в работе медицинских учреждений.
Молодежь и выборы - эта тема становится все более актуальной и обсуждаемой в последние годы. За рассуждениями о необходимости воспитывать активную гражданскую позицию у молодого поколения скрывается парадокс нашего времени: многочисленная группа населения, в прямом смысле представляющая собой «будущее» страны, в большинстве своем абсолютно индифферентна к институту выборов и не желает принимать участия в формировании будущего России и, как следствие, собственного будущего. В чем причина подобного поведения и слабой мотивации молодых избирателей? Несмотря на то, что этому вопросу уделяют все больше внимания избирательные комиссии на местах и кандидаты во время проведения агитационных компаний, проблема (в отличие от общей ситуации с низкой активностью избирателей на участках вопрос отсутствия интереса к выборам у молодежи действительно является острой проблемой) далека от решения.
На фоне падения доверия к действующей власти, активного обсуждения злободневной темы нарушений и фальсификаций на выборах как федерального, так и регионального уровня, можно говорить о специфических причинах, в большей степени влияющих на становление гражданской позиции молодых избирателей.
В свете всего вышесказанного, разворачиваемой в настоящее время кампании по привлечению молодых избирателей к участию в политической жизни страны явно недостаточно, и решить проблему возможно только при комплексном подходе по всем факторам, влияющим на гражданскую позицию молодежи.