Нашумевшее интервью
Осенью 2011 года, когда российская милиция превращалась в полицию, журнал «Русский репортёр» опубликовал громкое интервью с воронежским экс-участковым Романом Хабаровым. Не прошедший переаттестацию после 18 лет службы в органах МВД, он откровенно поведал о положении дел и упадке нравов, о том, как сотрудники договариваются с бомжами насчет выполнения плана по изъятию наркотиков , ищут коноплю, пытают при допросах, и о том, как показатели раскрываемости влияют на жизнь милиционеров.
«Во многом деградация нашей милиции происходила из-за убежденности в верности формулы «Вор должен сидеть в тюрьме»: неважно, какой там закон, какие формальности, — должен сидеть», — пояснял Хабаров. «Моральный дух МВД с каждым месяцем все ниже, хотя иногда кажется, что ниже некуда. В либеральных кругах есть такое распространенное мнение, что милиция — это такая оккупационная армия преступного режима. Но вот полицаи при немцах — они точно знали, что служат фюреру и великой Германии», — отмечал экс-участковый. К слову, на его страничке «вКонтакте» указано, что в 1990-92 годах он проходил срочную службу в Германии.
На волне последовавшего резонанса Хабаров раздал ряд интервью местным СМИ. А 12 июня 2012 года он выступил с трибуны на московском «Марше миллионов». Настолько стремительным вышел политический взлет бывшего милиционера.
18 лет в органах МВД и переаттестация
Роман Хабаров оказался в милиции в 1993 году: не поступив на юрфак, он отправился за юридическим образованием в школу милиции. В Левобережном РОВД сперва был милиционером патрульно-постовой службы, следователем, а через примерно четыре года стал участковым. «В 2007 году, ведомый исключительно любопытством, он стал участвовать в мероприятиях воронежской Школы публичной политики — одного из последних осколков фонда «Открытая Россия» Ходорковского. Съездил на несколько конференций в Москву», — пишет «Русский репортёр». С тех пор он неоднократно посещал различные семинары, а также бывал за границей и изучал опыт американской полиции. По словам Хабарова, это сыграло с ним злую шутку при переаттестации. «"А как вы туда попали?" Я рассказал, что есть программа «Открытый мир», совместная российско-американская, начинал ее академик Дмитрий Лихачев. «А академик Лихачев ее как частное лицо начинал или как кто?» — спрашивают. Я говорю: «Ну, надо было спросить, наверное. Только он умер. Но я знаю, что программа легальная, меня Московская школа политических исследований номинировала на поездку». — «А что это за организация такая?» Рассказываю. Главный вопрос, который комиссию возбудил, — почему вот вам прислали приглашение, а нам не прислали? В итоге не аттестовали меня. Говорят: "Вас даже с должности когда-то снимали"».
Впрочем, у руководителя регионального главка генерал-лейтенанта Александра Сысоева свое видение событий. «Если бы он сам ушел и рассказал все это, а то ведь его выперли за бездеятельность. А он потом говорит, что там пытали, а я в другом кабинете сидел, – цитирует Сысоева «Коммерсантъ». — Хабаров ответит за свои слова по закону». Но местное управление СКР после проверки фактов, изложенных в интервью, не нашло в нем ничего криминального. Тем временем в ноябре бывший участковый стал фигурантом уголовного дела. Отдел полиции по Железнодорожному району возбудил уголовное дело по статье «Самоуправство». «В конце октября я как юрист консультировал одного предпринимателя, ранее он устанавливал у нас кондиционеры. Тот пожаловался на своего партнера. Разобравшись в их вопросе, я посоветовал обратиться в правоохранительные органы и сказал о возможных проблемах в бизнесе. Вместо этого обратившийся ко мне бизнесмен решил разделить имущество. А его партнер недоволен этой ситуацией. Он и написал на меня заявление. Хотя я никакого отношения к их коммерческим делам не имею», - версию Хабарова приводит «Комсомольская правда». Однако в пресс-службе полиции сообщили изданию, что бывший участковый «представлялся полицейским и показывал служебное удостоверение»: «В фирму по продаже кондиционеров явились двое знакомых вместе с сотрудником МВД и незаконно забрали часть оборудования. В ходе проверки дознаватели выяснили, что тем самым полицейским и был Роман Хабаров». Сам он тогда объяснял, что местные начальники пытаются свести счеты.
Либертарианство и мэрские амбиции
Минувшей весной он создал движение «Честный город», а спустя три месяца, в июле, заявил о своем желании баллотироваться в мэры Воронежа. Однако с тех пор, безотносительно участия в «Марше миллионов», не похоже, чтобы Хабаров стал проявлять рьяную публичную активность. Он по-прежнему раздает интервью и участвует в акциях местной несистемной оппозиции. Руководит ООО «Защита», которое специализируется на кризисном юридическом консалтинге.
В социальной сети Google+ себя характеризует так: «Жив. Здоров. Активен. Критичен. Влюбчив. Отзывчив. Циничен. Порочен. Насмешлив. Энергичен. Эстетичен. Всеобъемлющ. Самодостаточен». «Либертарианец. Водку не пью, ничего не курю. Сторонник свободы во всех ее проявлениях. Не люблю военных в гражданской жизни, быдло, люмпенов, совок, Путина, религиозных фанатиков, совково-уркаганский шансон, святош и урок», — продолжает Хабаров. В собственном твиттере он риторически спрашивает: «Следует ли любого мэра, независимо от его качеств, провожать с поста с почетом или сразу воздавать за грехи?»; рассуждает о бренности бытия («Вера, избранная не в качестве морального императива, а качестве источника картины мира есть мракобесие») и жалуется, вероятно, на то, что зимой на одной из заправок не работает туалет («А удобства во дворе…( @ АЗС "Роснефть"»).
Его супруга, по данным «Блокнота Воронежа», работает секретарем-референтом, а сын учится в Воронежском педуниверситете.
Путь Дымовского. Казус Хабарова
Можно провести параллели с другим бывшим милиционером, новороссийским майором Алексеем Дымовским, который стал известен после того, как осенью 2009-го опубликовал в интернете обличительное обращение к Владимиру Путину. В ролике он жалуется на ненормированный график, из-за которого потерял двух жен, и на «перспективные планы по заведению дел». «Я обратился к начальнику своему, сказал о том, что у нас коррупционная милиция в Новороссийске, на что он мне ответил, что это никак нельзя убрать. Это менталитет этого региона», — говорил Дымовский. Буквально тут же майора уволили «за клевету на руководство», а в конце года против него возбудили уголовное дело по статье «Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего должностного положения». Дымовский принялся ездить по стране, записал ряд видеообращений, в 2011 году — попал в список «Яблока» на выборах в заксобрание Краснодарского края. Так что можно считать, что медийная активность Дымовского минимизировалась.
Напрашивается аналогия и с Сергеем Мохнаткиным, тоже выступавшим на «Марше миллионов». Напомним, что разносчика пиццы Мохнаткина арестовали, когда он решил заступиться за женщину во время очередной акции несистемной оппозиции на Триумфальной площади в Москве. За сопротивление сотруднику милиции Мохнаткина в июле 2010 года приговорили к 2,5 лет лишения свободы. А в прошлом апреле его помиловал президентом. Поскольку его история носила неординарный характер — в оппозиционно настроенной среде его считают политзаключенным, — то к Мохнаткину было приковано повышенное внимание многих СМИ, однако с течением времени он исчез с медийных радаров.
Сложно предугадать, получится ли у Романа Хабарова не угодить в пике снижения узнаваемости. Нишевые персонажи по определению являются заложниками общественного интереса. Тем более, оппозиционер-либертарианец, чей образ борца против насилия и агрессии не всегда сопоставим с его публичными изречениями. Сверхидея о том, что требуется от игроков на большом политическом поле, вкупе с популярностью не помогла даже Дымовскому, записавшему видеоролик с призывом готовиться к войне. «События, происходящие сейчас в стране, целиком и полностью ведут к той черте, когда Россия встанет перед выбором, Русь встанет перед выбором, русичи будут стоять перед выбором: или встать на колени, поклониться новым хозяевам… или все-таки отстоять землю-матушку нашу, которая нас никогда не предавала», — делал мрачный прогноз бывший майор. При этом Хабаров на «Марше миллионов» так же задался вопросом глобальных перемен: «Многие сотрудники спрашивают меня: "Когда будет революция?"»; но в конце речи сообщил всем о грядущем митинге против разработки никелевых месторождений.
Владислав Онищенко