В Воронежской области три десятка муниципальных образований и три городских округа. Почти все главы администраций муниципальных районов нанимаются на работу по контракту и отчитываются о своей работе перед народными избранниками - депутатами муниципальных советов. Формально областные власти не вмешиваются в управление территориями, а у граждан есть возможность самостоятельно решать свои проблемы без подсказок сверху.
Однако жалобы жителей области заставляют региональные власти реагировать на ошибки или злоупотребления глав администраций районов. В январе о своем желании досрочно уйти в отставку сообщил глава администрации Поворинского района А. Комиссаров. Такое решение А. Комиссаров принял на встрече с губернатором Воронежской области А. Гордеевым. Через две недели на встрече с А. Гордеевым глава администрации городского округа г. Борисоглебск А. Кабаргин подал в отставку. Глава региона тогда подчеркнул свою обязанность защиты интересов воронежцев и необходимость наведения порядка в муниципальном образовании. Что же послужило причиной сложения полномочий глав администраций районов? Не могли же к этому привести опубликованные результаты опросов населения 2015 года об оценке эффективности глав муниципальных властей, где оба района получали оценки ниже средней по области.
Масштаб нарушений в городе Борисоглебске вынудил подключиться к наведению порядка правоохранительные структуры и ФСБ. Следственный комитет РФ по Воронежской области возбудил уголовное дело в отношении экс-главы города, подозревая его в получении взятки. Работу администрации Борисоглебская проверят также Контрольно-счетная палата и Контрольное управление правительства Воронежской области.
«Стул» под главой администрации могут раскачать конфликты в местной элите. Например, в августе прошлого года жалобы жителей Грибановского района на противоречия между местной администрацией и руководством сахарного завода заставили губернатора лично вмешиваться в решение этого вопроса. Генеральный директор ГК «АСБ» И. Хохлов попустительствовал несанкционированному сбросу производственных отходов В экспертном сообществе ходят слухи, что неспособность главы администрации Грибановского района А. Польникова заставить местных олигархов учитывать интересы жителей района может стоить ему должности.
Губернатор А. Гордеев, как высшее должностное лицо Воронежской области не должен вмешиваться в компетенциию муниципальных властей, однако «управленческий кризис» восточных территорий региона вынуждает его использовать косвенные рычаги влияния. По его просьбе областные управления Федеральной антимонопольной службы, Федеральной налоговой службы, МВД и ФСБ проводят внеочередные проверки в проблемных районах. Возбуждения ряда уголовных и административных дел позволяют сделать вывод о восстановлении взаимодействия главы региона с силовыми структурами Воронежской области.
Инструмент ответственности глав администраций муниципальных районов перед депутатами местных советов ещё не заработал. Похоже, что народные избранники «не решаются» требовать от избранных ими же глав эффективного и честного управления территорией. Поэтому контролирующая роль областных властей в рамках закона заставит муниципальных чиновников внимательнее относиться к потребностям граждан и эффективнее управлять муниципальной собственностью.
Как же быть с вакантными местами глав администраций? Главами администраций депутаты должны избираться из числа управленцев, имеющих опыт руководства муниципальными образованиями, но не имеющих связей и зависимости от местных олигархов. Возможно, имеет смысл использовать механизм «горизонтальной ротации»: нанимать главой района успешных действующих глав других районов. Например, в Борисоглебске специальная комиссия рассмотрела шесть кандидатур на должность главы, однако никто из претендентов не получил консолидированной поддержки местных элит. В ходе обсуждения потенциальных кандидатов из глав других районов выделился глава администрации Воробьевского района А. Пищугин, который для местной элиты не является таким уж чужим.
Местная власть ответственна перед населением – это закон. Однако противоречия и конфликты в среде местной элиты урегулировать пока может только глава области. Вмешательство губернатора в работу местных властей проблемных районов не должно быть постоянным. Это задача населения и депутатов представительных муниципальных органов. Задача на будущее.