Роль партий в воронежской политике сводится к минимуму. Согласно новой схеме, которую к выборам в облдуму 2015 года подготовил облизбирком (разумеется, не без участия областных властей) 75% мест распределятся в ходе голосования по одномандатным округам и 25% - по партийным спискам. Впрочем, монополизация парламента «Единой Россией» и ее сателлитами, как показывает выборный опыт региона прошлых лет, была бы неизбежна и при сохранении схемы 50 на 50. По закону она тоже возможна, но губернские власти остановились на варианте 75 на 25.
Очередная избирательная реформа стартовала в России в сентябре, когда глава комитета по конституционному законодательству Совета Федерации Андрей Клишас предложил снизить до 25% число мандатов, которые распределяются по партспискам в региональных парламентах, оставив 75% мест одномандатникам, а на местном уровне дать муниципалитетам возможность и вовсе отказаться от партсписков. В Воронеже, к слову, выборы в городскую думу только так и проходят. Правда, округа двухмандатные.
Действующий порядок предусматривает пропорцию 50 на 50 на выборах в городские и районные думы и советы. При утверждении законопроекта в Госдуме против него голосовали коммунисты, справороссы и либерал-демократы - всего 205 депутатов. По их мнению, новый порядок выгоден только партии власти - «Единой России».
Сгладить недовольство системной оппозиции взялись эксперты, которых к столь ответственной миссии подключил первый замглавы кремлевской администрации Вячеслав Володин. В результате Фонд развития гражданского общества, в частности, распространил мнение своего шефа Константина Костина о том, что «увеличение роли одномандатников приведет к естественному отбору. В результате количество заметных политических игроков упорядочится: сильным партиям будет легче продвинуть своих кандидатов по округам, чем новичкам». Увеличение роли одномандатников выгодно не только «Единой России», но и другим партиям, утверждает Константин Костин. Лишь немногие смогут преодолеть пяти- или семипроцентный барьер, а «провести несколько одномандатников вполне реально».
Проблема в том, что «несколько одномандатников» погоды не сделают. Системная парламентская оппозиция (КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия») - даже в случае чисто теоретического объединения усилий - не имеет возможности на равных конкурировать с ресурсными кандидатами, в массе своей - бизнесменами от «Единой России». Что уж говорить про остальные партии, может, за исключением «Родины», за которой маячит мощная фигура ее основателя, вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина, курирующего оборонно-промышленный комплекс. В качестве подтверждения достаточно вспомнить, как проходили выборы в Воронежскую облдуму в 2005-м и 2010 годах - по схеме 50 на 50.
В 2005-м по партийным спискам в региональное заксобрание прошли «Единая Россия» (29,9%, 11 мест), «Родина» (21,2%, восемь мест), КПРФ (13%, пять мест), блок «Справедливость» депутата Воронежской гордумы Галины Кудрявцевой (6,4%, два места) и ЛДПР (5,9%, два места). С одномандатниками «Единая Россия» получила абсолютное большинство в областном парламенте (33 мандата из 56). То есть оппозиция, а конкретнее - коммунисты, сумела взять всего шесть округов из 28. Но в дальнейшем фракция «Единой России», партсписок которой на выборах возглавлял губернатор Владимир Кулаков, несколько расширилась - за счет предательства группы родинцев. Они перебежали из фракции «Родина» во фракцию правящей партии.
В 2010-м выборы в облдуму закончились разгромом оппозиции. Однако во многом за счет эффекта завышенных ожиданий от нового губернатора Алексея Гордеева, который вел единороссов в бой. Партия власти победила во всех без исключения округах (28 мест) и набрала 62,54% голосов (еще 20 мест). Второй стала КПРФ (18,52%, пять мандатов). Третье место досталось ЛДПР (8,93%). Ну и полным провалом завершились выборы для «Справедливой России» и «Правого дела». Справороссы, чей список возглавляла Галина Кудрявцева, получили 6,32% и не преодолели семипроцентный барьер. Но по действующему законодательству им достался один мандат, поскольку они угодили в коридор 5-7%. Представители либерального «Правого дела» смогли набрать 1%.
Исходя из опыта 2005-го и 2010 годов, несложно спрогнозировать результаты выборов в Воронежскую облдуму-2015 при переходе на схему, при которой 75% депутатов избираются по округам и 25% - по партийным спискам. Даже при самых плохих для себя раскладах (30-35%) «Единая Россия» получит минимум пять-шесть из 14 мест по спискам, а также выиграет в подавляющем большинстве из 42-х одномандандатных округов.
Особенностью выборов станет то обстоятельство, что сами округа похудеют (примерно 40 тыс. вместо 60 тыс. избирателей), а 18 из них будут городскими, где, надо полагать, и развернется самая жесткая борьба за голоса. В Воронеже «Единая Россия» имеет традиционно более низкие рейтинги, чем в сельских районах, в которых регулярно демонстрирует «чеченские» результаты волеизъявления. Так что в городе оппозиция вполне может посоперничать с единороссами. Но у нее не так много ярких и ресурсных персонажей, чтобы, во-первых, противостоять денежным мешкам от партии власти, а, во-вторых, закрыть все 42 округа.
К тому же «Единая Россия», скорее всего, сделает в регионе хитрый финт ушами. Скажем, возьмет часть одномандатных округов за счет участия в избирательной кампании выдвиженцев путинского Народного фронта «За Россию», бывшего Общероссийского народного фронта, и таким образом гарантированно обеспечит себе большинство в региональном парламенте. Такая практика уже обкатывалась на выборах в Госдуму. Также на стороне единороссов традиционно будут и губернатор (Алексей Гордеев или уже кто-то другой, не суть важно), и административный ресурс.
Но все-таки главный тренд выборов 2015 года, если, конечно, к тому времени ситуация в России кардинально не изменится, - минимизация роли партийного фактора. Как правило, он имеет значение при голосовании по партспискам, но по спискам будет разыгрываться всего 14 мандатов. Также очевидно, что усилится роль конкретных личностей в ходе голосования, поэтому реготделениям различных партий было бы правильнее определяться с выдвиженцами как можно раньше, чтобы кандидаты могли начинать окучивать одномандатные округа. Кроме того, понятно, что конфигурация будущих выборов в облдуму и результат «Единой России» во многом будут зависеть от итогов губернаторских выборов 2014 года. От той социально-экономической повестки дня, которую сформулирует для второго срока Алексей Гордеев или его возможный преемник. Ну и, само собой, от федерального центра по части тех же тарифов на коммунальные услуги и энергоносители.
Действующую политическую систему в стране многие политологи характеризуют как полуторапартийную. Имеется в виду доминирование «Единой России» и наличие единственной более или менее серьезной оппозиции в лице КПРФ. Другие партии, взять хотя бы «Справедливую Россию» или «Родину», играют, в сущности, на том же левопопулистском электоральном поле и не претендуют на реальную власть. Так же, впрочем, как и сама КПРФ. С какими бы свежими лозунгами справороссы, коммунисты и родинцы не баллотировались в облдуму, они будут конкурировать прежде всего друг с другом за один и тот же лево- или националистически настроенный электорат. Есть также категория людей, которой главное высказаться против «Единой России», а за кого - не столь важно. Но за их голоса будут биться те же три-четыре партии (добавим ЛДПР).
Безусловно, на выборах, где личности кандидатов имеют большее значение, чем выдвинувшие их партии, возрастет роль политтехнологов. Их услуги будут востребованы ресурсными кандидатами-одномандатниками. Но в результате выборов едва ли изменится роль законодательного корпуса в целом - как органа, штампующего решения, исходящие от областного правительства. Во всяком случае, при действующем губернаторе Гордееве. Да и при действующей в стране политической системе. Между прочим, стоит напомнить, что, уходя с поста президента, ее пытался либерализовать Дмитрий Медведев. Он инициировал партийную реформу, которая упростила процедуру регистрации партии. В итоге они расплодились как грибы после дождя. Но никакого значения, как видим, не имеют.