Опасность атаки БПЛА действовала в Воронежской области больше 6,5 часов

Гороскоп на 15 октября: уют вокруг и бой излишней сентиментальности

Пробки сковали улицы Воронежа утром понедельника

В Воронеже стартовал отопительный сезон

Воронежцев предупредили о частичном отключении воды в Советском районе

Снег, дожди и холод: синоптики рассказали о погоде в Воронеже на новой неделе

Причиной 3-дневного пожара в Ямном под Воронежем мог стать поджог

В Воронеже возбудили административное дело после штукатурки «Заставского пилона»

Выяснилось, где воронежцы смогут набрать воду во время отключения
 

Реставрацию исторического «Дома Лагутина» в Воронеже завершат осенью 2025 года

Погода резко изменится в Воронежской области в предстоящие выходные

«Вы ничего не получите»: жители воронежского села добиваются строительства дороги 25 лет

92 БПЛА сбили над российскими регионами ночью: один – в Воронежской области

Синоптики анонсировали возвращение солнечной погоды в Воронеж

Житель Воронежа потерял 340 тысяч при покупке бытовки в интернете

 

«Вторичка» начала догонять по цене новостройки в Воронеже
 

Воронежца задержали за оказание незаконной услуги мигрантам
 

Под Воронежем пенсионерка погибла в перевернувшемся автомобиле

Футболиста воронежского «Факела» вызвали в сборную России U-18

Силовики устроили облавы на мигрантов на воронежских стройках
 

Подсветка появилась около памятника Котенку с улицы Лизюкова в Воронеже

В Воронежской области похолодает до +3 градусов

История про разрушающийся дом на Новосибирской дошла до главы СК Бастрыкина

Ликвидация масштабного пожара в Новохоперском районе заняла больше 14 часов

Новые терминалы для оплаты проезда устанавливают в автобусах маршрута №16

До суда дошло дело о смертельном ДТП на проспекте Революции в Воронеже

Почетный гражданин Воронежа Иван Осадчук умер на 109-м году

Под Воронежем иностранец ответит в суде за развращение 12-летней девочки

Сводка по ЦФО за 3 – 4 октября: пожар на нефтебазе, авиационная опасность и сбитые БПЛА

Авиационная опасность объявлена в Воронежской области

Персона

Предприниматели Воронежа – о кадрах, эмоциональном выгорании и праве на ошибку

some alt text
Участники посетили менторские завтраки в ресторане «Гармошка» и смогли встретиться с членами Гражданского собрания «Лидер» – президентом ФПК «Космос-Нефть-Газ» Иваном Лачугиным, соучредителем холдинга «Логус-агро» Александром Соловьевым, главой Группы компаний Евгением Хаминым и председателем Совета директоров «Инвестиционной палаты» и компании «Инстеп» Анатолием Шмыгалевым. Сегодня 36on.ru публикует наиболее интересные ответы представителей бизнес-сообщества.
 
Иван Лачугин: «Грамотных специалистов лучше принимать на работу в кризис»
 

Президент ФПК «Космос-Нефть-Газ» рассказал, что когда создавал предприятие, то приходилось брать в аренду столы и стулья, а телефон и кофейный набор – приносить из дома. В то время в компании работали 15 человек.

– Сейчас постоянные расходы составляют 1 миллиард рублей в год, немалая доля из которого – зарплаты. Больше тысячи человек в штате. Как подобрать грамотные кадры? Лучше всего это делать в кризис. Как сейчас. Все сокращают, а мы набираем людей. Потому что нередко без работы оказываются действительно хорошие специалисты. Что касается контроля, то я просматриваю лично только те работы, которые почему-то выбиваются из графика. Вот недавно как раз был такой случай: не могли доделать опытный образец – не было трубки и вентиля для слива воды. Пришлось заказывать из-за рубежа, поскольку в России такие не делают.

Участники менторского завтрака не могли не спросить руководителя крупного предприятия о том, коснулись ли его санкции.

– Санкции – для нас это все равно хорошо. И чем дольше они продлятся, тем лучше. И мы работаем по программам импортозамещения, – ответил Иван Георгиевич. – Так, еще недавно на астраханском месторождении ни одной гайки российской не было: добыча сложная, выделяется сероводород в большом количестве. А сейчас там вся установка отечественная. Также из-за санкций нам не прислали мультипликатор из-за границы. Аналогов в России не было. Тогда мы спроектировали и произвели его сами, всего за 6 месяцев. Другой вопрос, что поддержка по программам импортозамещения могла бы быть более существенной.

Один из самых актуальных вопросов для начинающих бизнесменов – финансирование и поиск инвестора. Как при работе с ним не потерять лицо компании?

– Много проектов пропадает из-за того, что их авторы не хотят находить компромисс с инвестором. Работа по принципу «Дай денег и не лезь» невозможна, – считает Иван Георгиевич. – Сейчас начинающие предприниматели имеют возможность получить деньги даже без необходимости их возврата – речь идет, например, о грантах. Но здесь нужно быть внимательным. Так, недавно мы получили грант в 100 миллионов рублей для разработок по получению чистого водорода, но при этом по условиям должны за 3 года наладить сбыт на 500 миллионов рублей. Чтобы это сделать, нужно вложить еще минимум 200 миллионов своих средств.
 
Александр Соловьев: «Я всегда старался работать с любым, даже самым сложным по характеру человеком»
 

Александр Кириллович много лет возглавлял ЦЧБ Сбербанка России, а теперь полностью сосредоточил свои силы на ведении бизнеса в сфере сельского хозяйства. Руководитель со стажем, он как никто иной знает, как необходимо выстраивать отношения внутри коллектива.

– Работа с персоналом – это не только взаимоотношения с топ-менеджерами, но и умение работать с персоналом среднего звена, потому что на них все держится. В Советском Союзе была выстроена серьезная система работы с кадровым резервом: талантливых людей не просто учили, их направляли и проверяли их знания на практике. Представляете, я никогда не был экономистом, а мне сказали: «Умеешь работать с людьми – разберешься». И через несколько месяцев я уже знал все, что нужно, не хуже любого экономиста. Разобраться в экономических вопросах, в банковской системе сможет любой человек с хорошим базовым уровнем знаний, а вот создать команду, найти людей, которые искренне будут делать свою работу – единицы. Попасть работать в коллектив, где «все хорошие» – это удовольствие. Но ты никогда не станешь серьезным руководителем. Поэтому я всегда старался работать с любым, даже самым сложным по характеру человеком. Талантливые люди обычно сложные, они знают себе цену. И как раз с ними нужно уметь найти правильный уровень взаимодействия. Главное здесь – давать возможность двигаться по ступеням: сотрудник должен знать, что за хорошую работу он рано или поздно получит повышение.

Говоря об эмоциях, которые возникают в ходе решения рабочих вопросов, Александр Соловьев отметил:

– Нередко свою эмоциональную перегрузку люди вымещают на друзьях и близких. Но если рядом человек, который недостаточно тебя знает, то ты должен держать себя в руках. Опыт приходит со временем. Я холерик по темпераменту и все время учился сдерживаться.
 
Евгений Хамин: «Я оставляю за людьми право на ошибку»
 

– Предприниматель – это образ жизни. Вам не нужно заряжать себя, ведь вы этим живете. Я не считаю, что предпринимателей нужно относить к какой-то особой касте «выгорающих» людей. А как же врачи, педагоги? Представляете, человек проработал 30 лет хирургом. Как вы думаете, много ли слов благодарности он слышит? За хорошее «спасибо» скажут немногие, а плохое припомнят трехкратно. Весь смысл в том, чтобы каждый день как Мюнхгаузен вытаскивать себя за волосы из болота. По моему мнению, тема выгорания в любом деле – это такая отговорка перед обществом за нежелание качественно что-то делать при наличии всех возможностей, – считает Евгений Хамин.

Глава группы компаний признается, что иногда позволяет себе «ничем не заниматься», но это бывает крайне редко – например, по воскресеньям:

– В целом мой график в разные периоды моей жизни менялся. Сейчас рабочий день у меня начинается около 10 часов, когда я приезжаю в офис. Но фактически он начинается с небольшим интервалом времени после того, как я проснулся и освежился, потому что многие вопросы приходится решать оперативно. В принципе я считаю себя невыездным сотрудником – я не люблю уезжать из офиса, хотя иногда приходится это делать в связи с общественными, депутатскими задачами или на какие-то встречи, мероприятия. В офисе я провожу в среднем по восемь-девять часов пять раз в неделю. Примерно 20 % рабочего времени я занимаюсь решением ситуационных вопросов, которые требуют моего участия. Оставшееся время – развитием предприятия. Даже если я все захочу проконтролировать, все равно не смогу этого сделать, и поэтому даю много обоснованных полномочий руководителям высшего звена, которые берут на себя ответственность. Это самостоятельные руководители, которые управляют самостоятельными предприятиями.

Говоря о кадрах, Евгений Николаевич отмечает, что оставляет за людьми право на ошибку:

– Важно только, чтобы человек ее осознавал, что-то выносил из этого опыта. Не могу сказать, сколько ошибок можно сделать – одну, две или десять. Бизнес – это такая череда: два действия правильных – одно неправильное, три правильных – опять одно неправильное. Кто эти ошибки совершает – люди делающие. Не ошибется тот, кто не делает, или же он так ошибается, что никогда этого не поймет – желания нет. Я тоже ошибаюсь. Без ошибок невозможно. Даже люди, которые работают со мной много лет, совершают ошибки. Но есть мотивы этой ошибки. Другое дело, когда человек совершает много разных ошибок и этого не осознает – здесь проблема.
 
Анатолий Шмыгалев: «Я не из тех руководителей, которые на 18-летие дарят детям Ferrari»
 

Председатель Совета директоров компании «Инстеп» Анатолий Шмыгалев не знаком с синдромом эмоционального выгорания, когда хочется бросить работу и уехать.

– Я трудоголик, всегда найду себе занятие. Люблю активный отдых. Это то немногое время, которое я могу полностью посвятить семье. Хотя мне нравится просто отвозить сына на секции. Или, например, недавно мы смотрели с ним историческую передачу. С этим связана забавная история. В передаче на сайте проекта «Открытое пространство» одной из причин начала Первой мировой войны назван технологичный прорыв, в частности активная телефонизация. Прозвучала фраза о том, что сегодня нет ребенка, у которого не было бы телефона. И тут мой сын закипятился: у него телефона как раз нет. Я считаю, что телефон будет только отвлекать, особенно в школе – это ни к чему. Вообще я за то, чтобы обеспечить образование детям, но не баловать: дальше они должны двигаться самостоятельно. Нет, я не из тех руководителей, которые на 18-летие дарят детям Ferrari, – рассказал Анатолий Петрович.

Практически всем предпринимателям, принявшим участие в менторских завтраках был задан вопрос о кадровой политике компаний. Анатолий Шмыгалев рассказал о том, на какие качества он, в первую очередь, обращает внимание при приеме сотрудников на работу.

– Прежде всего, это порядочность и профессионализм. Но еще мне важно, чтобы человек мыслил в схожем мне ключе. Например, недавно, я подбирал себе помощников. И я задавал на собеседовании такой вопрос: «Я привез из-за рубежа конфеты, всего 2 коробки. И хочу разделить их между сотрудниками. Как вы бы это сделали?». Правильного ответа здесь не существует. Но важно, как человек среагирует на такой необычный вопрос, какие варианты он предложит.

По словам Анатолия Петровича, он достаточно жесткий руководитель:

– Сотрудники мне иногда говорят, что лучше бы кто-нибудь другой пришел и накричал на них, чем я один раз посмотрю. Потому что я всегда дохожу до сути проблемы и выясняю, почему что-то не получилось. Разбор полетов устраиваю не для того, чтобы найти виноватого, а чтобы устранить то, что помешало в срок или качественно выполнить работу. Я считаю, что сотрудникам нужно ставить жесткие сроки. Без этого руководить бизнесом невозможно. Сотрудники уже привыкли, что я не отстану, пока они не выполнят работу.
 
Премия имени Вильгельма Столля учреждена Гражданским собранием «Лидер» по инициативе губернатора Воронежской области Алексея Гордеева. Генеральный партнер в 2016 году – Центрально-Черноземный банк ПАО Сбербанк.