Игорь Тимофеев пришел в издательское дело из НПО «Энергия» в 1995 году, где трудился, окончив в 1989 году Воронежский политехнический институт. В тяжелые времена устроился грузчиком в ИД «Комсомольская правда». Параллельно учился в Международном институте компьютерных технологий, где в 2000-м году получил международный диплом экономиста, а в 2001-м – менеджера. Занимал должность руководителя воронежского представительства газеты «Аргументы и факты». В 2001 году стал генеральным директором предприятия по распространению печатной продукции ЗАО «Сегодня-Пресс-Воронеж».
|
|
Игорь Тимофеев
Генеральным директор предприятия по распространению печатной продукции ЗАО «Сегодня-Пресс-Воронеж»
|
ЗАО «Сегодня-Пресс-Воронеж» организована как самостоятельное предприятие в 1996 году. До этого существовал отдел распространения в ИД «Комсомольская правда-Воронеж».
Предприятие включает десятки киосков, порядка 15 магазинов и торговый дом в Воронеже.
Направления деятельности:
- собственная торговля (оптово-розничная сеть);
- дистрибуция прессы в супермаркетах;
- экспедирование продукции;
- самостоятельная доставка прессы;
- сопутствующие товары (логистика).
Поставки печатной продукции осуществляются более, чем в 300 сетевых магазинов и 400 официальных партнеров по всему Черноземью и за его пределами. Для этого у компании есть собственный транспорт – более 50 автомобилей от «Газелей» и ФИАТов до 20-тонных МАНов и МАЗов.
В настоящее время генеральный директор компании Игорь Александрович Тимофеев является членом экспертного совета при Торгово-промышленной палате России, депутатом Воронежской городской думы, продолжая руководить одним из крупнейших предприятий по распространению печати.
- Игорь Александрович, ваше предприятие стабильно развивается, хоть и не без проблем. Всегда ли так было?
- В 2001 году ЗАО еще переживало последствия кризиса 1998 года, он поразил всю отрасль. На нашей компании «висели» и валютные кредиты, которые, к счастью, были потрачены не полностью. В тот момент ЗАО включало всего около 30 киосков, работали менее 300 сотрудников. Но несмотря на кризис, мы продолжали работу по оптовым поставкам прессы по всему Черноземью. К своему десятилетию учредили «орден» - золотые значки, в составе которых пять граммов красного золота. Их вручили самым верным сотрудникам, работающим в компании с первых лет. Всего таких значков – пятнадцать, больше пока не выдаем.
- Что позволило не остановиться в развитии?
- Газеты и журналы всегда были одним из самых доступных товаров, это не автомобили и не квартиры. Люди могут позволить себе читать, и хотят это делать. За это время мы не только выжили, но и расширили стратегическую зону. Сегодня в сферу наших интересов входят кроме Черноземья, Тула, Ростов, Краснодар. Дошли даже до Челябинска, перешли за Урал, куда крупнейшие издатели попросили осуществлять логистику. В Воронеже у нас 67 киосков, 16 магазинов «Пресса». Почти тысяча сотрудников, из них порядка 700 человек – в Воронеже, плюс мерчендайзеры по всему Черноземью.
- Много налогов отчисляете?
- Мы платим все налоги и всегда на виду. В районной налоговой инспекции входим в число ведущих налогоплательщиков. За 2013 год заплатили порядка 80 миллионов рублей налогов всех уровней. Зная наши масштабы, к нам обращаются за помощью, в том числе администрации районов.
- Откликаетесь на просьбы?
- Конечно, раньше не отказывали никому. Выступали спонсорами соревнований по боевым искусствам, регулярно организовывали турниры по боулингу, принимали участие в праздновании юбилея Коминтерновского района и Дне города. К сожалению, сейчас такую деятельность приходится сворачивать. Время тяжелое, основная забота теперь – о собственных сотрудниках. За счет оптимизации и внедрения новых технологий сокращать никого не будем, несмотря на падение оборота. Я очень хочу, чтобы наша компания продолжала быть социально ориентированной. Предоставляем путевки в детские лагеря за 10 процентов цены, выделяем деньги на лечение, на похороны близких. Действует программа дополнительного медицинского страхования. Люди есть люди: кому-то помогаем с детсадом, кому-то с общежитием, в решении семейных и других вопросов. Своих не сдаем!
- Нынешний кризис ударил больнее, чем много лет назад?
- Пожалуй. У нас ведь расширился ассортимент. Различные коллекции вроде «Собери танк» и другие поставляются из-за рубежа и подорожали почти в два раза. К тому же много прессы сейчас печатается за границей, это тоже важный фактор. Но вся продукция востребована, люди по-прежнему хотят собирать часы, корабли и так далее. Коллекционеры переходят в новое поколение, покупают уже для своих детей.
- Помогает ли в бизнесе близость к власти? Вы все-таки депутат городской думы…
- Когда я шел в депутаты, дал единственное обещание – не использовать мандат в корыстных целях. Родители с детства учили порядочности, есть и ответственность перед избирателями. Решаю проблемы избирателей по детским садам, по платежкам. Преимущество депутатов – на наши запросы всегда отвечают. Но помогая своим сотрудникам, я параллельно этим помогаю и бизнесу.
- Есть ли помощь со стороны государства?
- 24 декабря 2014 года свершилось знаменательное событие. Состоялось заседание Госсовета, где Владимир Путин дал несколько поручений по улучшению ситуации по распространению прессы. Сейчас снижается интерес к чтению, и эту проблему видят во власти. Не стесняюсь напоминать о поручениях Путина в различных кабинетах.
- Это работает?
- Еще бы. После поручений президента все начали внимательно относиться к нашей сфере. В Тамбовской области, например, губернатор вызвал подчиненных, спросил с них, почему мало киосков. А в Воронеже заместитель губернатора Алексей Беспрозванных собрал нас, и послушал, в какой помощи нуждаемся. Здравствующий малый и средний бизнес нужен, так как принесет дополнительные налоговые поступления. Для того, чтобы дать подняться на ноги, власть обещает даже налоговые каникулы.
- Без помощи власти вам не выжить?
- Кризис уже привел к банкротству множество компаний, которые занимаются распространением прессы. У нас в Воронежской области есть такие примеры, как и во многих других регионах. А ведь печатные издания – это очень важный коммуникационный ресурс. Владимир Владимирович Путин зачастую обращается к западному обществу именно через прессу других стран. Кроме того, это очень сильный механизм для донесения информации. Особенно если учесть падение интереса к телевидению на 10-20% в год.
- А интернет создает конкуренцию?
- Интернет, по убеждению Павла Гусева из Московского Комсомольца – это не СМИ, а средство массовой коммуникации. Соглашусь с ним. По статистике, люди уходят из интернета, из соцсетей по 10-15 процентов в год. Люди насыщаются картинкой, им надоедает вести блоги. Те же, кто занимается самообразованием, продолжают читать «бумагу» в любом возрасте. Как раз в возрасте «за тридцать пять» у бумажных изданий появляются новые читатели. У аудитории растет уровень доверия к газетам. По опросам «Левада-Центра», «Аргументам и фактам» доверяют 42% людей, а друг другу – всего 3%. К телевидению относятся с осторожностью, но печатное слово вызывает больше доверия, да и аналитику уместнее почерпнуть из печати.
- Вы – это основной канал, по которому доносится печатное слово до людей. Илья Сахаров из правительства Воронежской области сказал, что по подписке получать газеты намного дороже, чем в киосках. Так ли это?
- Однозначно. Почта России не может удержать стоимость доставки. Во всем мире почта дотационна. У нас УАЗы с надписью «Почта» везут подписку от райцентра в села по 4-5-10 экземпляров, это не может окупаться. Но почта, как связующее звено – это вопрос национальной безопасности. Бросать ее на самоокупаемость – ошибка. В результате после повышения цен подписка обрушилась на 20-34-40 процентов. Люди перестают читать.
Конечно, жители деревень могут поставить спутниковую тарелку, узнавать, что происходит в мире и стране. Но часто не знают, что происходит в райцентре.
Киоски - тот канал распространения, к которому привыкли люди, он очень важен. За рубежом киосков много, в Польше, во Франции… Я видел, как продают газеты в Испании и Италии. Там, в огромных 40-метровых киосках люди общаются, узнают новости. А у нас киоски исчезают как класс, примерно по одному каждые десять минут. Если десять лет назад в стране было более 45 тысяч киосков, то сегодня – около 9 тысяч. Уходит киоск – уходит читатель и покупатель, даже если торговую точку перенесли через дорогу.
- Содержать киоск – дорого?
- Да, затраты на киоски значительны, мы не можем менять их облик вслед за новыми веяниями во власти. Например, в Москве рассмотрели киоски не как канал сбыта, а как политический ресурс. Появились новые хозяева, цель которых – рекламные и агитационные площади на объектах торговли, а не продолжения бизнеса.
- Политический ресурс?
- Именно. Мы можем не допускать, чтобы в руки читателей попадало все подряд. Вот в Украине Янукович считал, что контролирует СМИ, но их начали перекупать чуть ли не пачками. СМИ за деньги стали работать против Януковича, хоть и формально владельцами были его люди. Сеть распространения может стать дополнительным барьером.
- А как же свобода слова?
- Я, наверное, сейчас скажу крамольную вещь. Свободы СМИ нет ни в Америке, ни в Европе. Никто ничего не напечатает просто так. Мердок – ведущий владелец СМИ и играет нужную музыку. СМИ вроде Би-Би-Си и Си-Эн-Эн льют грязь. Как это работает? Я был в Литве, где жил мой дядя. И местные спрашивают: «Когда вы на нас нападете»? Информация, вдалбливаемая им в голову СМИ, уже воспринимается как истина. Я - за то, чтобы СМИ были под некоторым контролем. Но вместе с тем у нас цензуры нет, СМИ говорят о проблемах, вскрывают их.
- У нас не критикуют некоторых персон…
- Я еще и издаю еженедельник «Аргументы недели». Не помню, чтобы кто-то говорил, что нам печатать. Разве что на низком уровне делают замечания, на уровне начальника отдела управы района. Звонят, просят не писать о чем-то. Но если мы не будем печатать то, что не нравится чиновникам, то газета исчезнет. Помню, в АиФ был потрясающий уровень свободы. На нас подавали в суды, но мы доказывали свою правоту. Я всегда говорю, что у журналиста должно быть два градусника – моральный и правовой. И на обоих должна быть нормальная температура. Не нанеси вред, ты создаешь общественное мнение. Надо десять раз отмерить, один раз напечатать.
- А в плане распространения у нас нет цензуры?
- Есть газеты, которые я не читаю, они мне не приемлемы по духу. Но они продаются через нашу сеть. Умный человек сам сделает для себя вывод. В то же время есть газеты и журналы, которые мы распространяем себе в убыток, это наша социальная миссия. Не так давно к нам обратились из обладминистрации, чтобы мы распространяли те или иные СМИ, не как прибыльные, а как социально важные. Люди должны знать, что глава администрации не настолько плохой, как говорят. Видеть и читать, что он сделал хорошего в районе.
- Вы не против критики власти?
- К критике сам отношусь лояльно. Понимаю, что людей долгое время обманывали, они теряли сбережения. И они не доверяют любой власти. Многие чувствуют себя незащищенными и обиженными. Это понятно, этим людям надо объяснять и доказывать, что не все так плохо. Я с позитивом отношусь к жизни. Если ты не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней.
- Вы оптимистично смотрите и на свои перспективы?
- В деле с распространением печатной продукции я верю в лучшее. И не зря. На совещаниях с зампредседателя правительства вовсю обсуждаются послабления для нас, вплоть до упомянутых налоговых каникул. Я в них не очень-то верю, но сам подход мне нравится, он практичный. Я не могу сказать, что именно будет сделано, но точно будут положительные изменения для нас. Во-первых, есть понимание у зампредседателя правительства области. А во-вторых, ситуация на контроле у президента.
Сейчас по обеспеченности киосками с прессой Воронежская область на 30-м месте в России, а в будущем должны войти в десятку. В этой связи мы ожидаем качественного изменения. В первую очередь, киоски должны быть с большими витринами. Новое издание надо поставить так, чтобы его увидели, купили и потом еще раз вернулись и купили новый номер. В Германии в больших киосках и магазинах прессы можно ходить, как по рынку. Думаю, что к этому придем и мы.
- Взаимодействовать с властью легче на федеральном или областном уровне?
- На областном. Просто пример. Все журналы печатаются на мелованной бумаге. Всего 10 процентов ее производится в России, большинство же изданий печатаются в Финляндии. Если ты привозишь сюда в Россию напечатанное за границей издание, ты не платишь пошлину. А если ты собираешься напечатать журнал здесь, то за ввоз мелованной бумаги платишь НДС в 18%. Вот с этой нелогичностью мы боремся годами. Зампредседателя комитета Госдумы по СМИ Туманов, главный редактор журнала «6 соток» понимает это прекрасно. Но на очередной встрече он сказал: «Я чувствую, что у меня не получится переломить ситуацию. Сами боритесь как можете». Хотя он собирал круглые столы с заместителями министров, все решения уходили в песок.
В этом смысле в Воронежской области проблемы решаются проще. Например, нам идут навстречу по снижению ЕНВД, переводу киосков по продаже печати в более благоприятную категорию потребителей электроэнергии. Правда, всего в двух городах России владельцы киосков продолжают платить за аренду электрических столбов, в том числе и в столице Черноземья. Мы и это решим.
Главный архитектор города Шевелев положительно откликнулся на все наши просьбы. Вносят изменения в схему размещения НТО в городе, дадут возможность торговать прохладительными напитками. Сейчас мы просим перевести нас в категорию социально значимых объектов. Следующий вопрос - снижение на какой-то срок единого налога, хотя бы до уровня Тамбова, для чего заместитель председателя областного правительства Алексей Беспрозванных попросил у нас бизнес-план. Если мы увеличим площадь киосков и обновим их на сэкономленные деньги, то сможем в конечном итоге больше платить налогов.
Мы благодарны, что нам понизили арендную плату. В Воронеже мы раньше платили 4000 рублей за десять квадратных метров земли под киоском. Для сравнения: в Липецке за 10 квадратных метров земли под киоском арендатор платит 120 рублей в месяц, в Тамбове – 300, в Екатеринбурге – 320 рублей. Это было вопиюще! Аренду нам снизили в два раза.
- Какие шаги вы готовы сделать навстречу?
- Если уменьшатся налоги, мы повысим зарплату нашим сотрудникам. Пока из-за налоговового прессинга страдает весь малый и средний бизнес. По официальным данным, за последние полгода прекратили работу 600 тысяч индивидуальных предпринимателей. У нас ведь работают пенсионерки из-за низкой зарплаты, а в Литве, например, молодых парней за прилавком встретить нетрудно.
- У вас есть кредо?
- Пока есть вера, конца света не будет. Я уверен, что печатное слово было, есть и останется неотъемлемой частью человеческой цивилизации.
Материал подготовлен для портала улучшения делового климата в Воронежском регионе ВЛАСТЬ-БИЗНЕС.РФ