На прошлой неделе священник Александр Островский освятил лагерь геологов на Еланском месторождении в Воронежской области, после чего ответил на несколько вопросов нашего корреспондента.
- Это не первый мой опыт освящения именно лагеря геологов, - начинает отец Александр. – Очень часто геологи, прежде чем начать работы, просят провести молебен. Это успокаивает людей, дает им веру в свои силы, ведь им помогает Господь.
А как проходит само освящение какого-либо объекта?
- О, это очень красивое действо! Молебен занимает около часа, поскольку территория лагеря обычно достаточно большая, и обойти его необходимо весь. Присутствуют все желающие. Никакой «обязаловки», конечно, нет, но, по моему опыту, собираются на молебен обычно все присутствующие на данный момент в лагере. Так получилось и в Воронежской области.
Знаете ли Вы о том, что происходило с этим лагерем в течение всего этого года? Я имею ввиду нападения на него, завершившиеся грандиозным погромом 22 июня?
- Конечно, мне рассказали об этом. И это чудовищно! Я не геолог и не разбираюсь в профессиональных тонкостях, но даже мне понятно, насколько много в этом деле замешано лжи. Людей просто обманули, запугали и направили всю скопившуюся в них злость на лагерь. Отсюда и все эти нападения. Любой образованный человек, знает, что никель абсолютно безопасен. Мы все пользуемся ложками, вилками, сотовыми телефонами, автомобилями и не ощущаем какого-то вреда для здоровья. Так что мое мнение: кто-то организовал все эти беспорядки по своим личным причинам. Искать зачинщиков нужно среди тех, кому выгодна смута в Воронежской области.
Раз уж разговор зашел о нападениях, очень интересно Ваше мнение по поводу «священника», который вел 22 июня толпу людей на штурм лагеря.
- Здесь не может быть никакой двоякой оценки. Православная Церковь никогда не призывала людей к кровопролитию. Наоборот, она всегда говорит о том, чтобы вместо войны перейти к диалогу. Единственное исключение - когда речь идет о защите Родины от нападения извне. Тогда Церковь может выступать как духовная поддержка граждан и воинов.
А что касается этого так называемого священника, то, как мне рассказали, он даже «Отче наш» читал по бумажке. Эту молитву знают все верующие, посещающие регулярно церковь. И, конечно, ее наизусть знают абсолютно все церковнослужители. Так что в данном случае все абсолютно непонятно, имеет ли какое-либо отношение к Церкви человек, который вел людей.
Последний вопрос. Значительную роль в борьбе против никеля ведет воронежское казачество. Насколько я знаю, Церковь и казачество плотно сотрудничают. Как можно оценить действия местных казаков с точки зрения Церкви?
- Казачество исторически было поддержкой самодержавия и Церкви в Царской России. Это была серьезная сила, со своими правилами, законами чести и укладом жизни. Важнейшей составляющей в жизни казака всегда была Вера Бога. И, естественно, Церковь и казачество были нераздельны. К сожалению, в наше время многое нужно возрождать заново. Мне трудно комментировать действия казаков, но одно можно сказать точно: в былые времена представить себе казаков, идущих на штурм лагеря геологов, было трудно. Жаль, что такой случай все же произошел.