Тихое Возрождение
Жители Красного Лога продолжают своими силами восстанавливать храм
«ВК» продолжает следить за судьбой церкви Успения Божией Матери в селе Красный Лог Каширского района. О том, как жители маленького села своими силами восстанавливают старинную церковь, мы писали уже не раз. Накануне Рождества мы отправились туда, чтобы увидеть, как растет и меняется храм.
«Люди - они добрые»
Старую церковь и мы, и наши читатели помнили по фотографии, которая наклеена на ящик для пожертвований на строительство. С ним в нашу редакцию более двух лет назад пришла Вера Митрофановна Глазьева, с ним же она стоит на улицах города. На фото -- кирпичные стены церкви, разрушенная крыша. Зрелище печальное и мало кого оставляет равнодушным. Тогда откликнулись мы, откликаются и многие другие. За то время, что мы не виделись, в храме изменилось многое. Взяв Веру Митрофановну, мы отправились в Красный Лог.
По дороге неугомонная пенсионерка рассказывала, как она собирает копеечку.
- Ой, Марьюшка, никто мимо не проходит. Я начну про храм говорить, так люди и кладут денежку. Разные люди дают: и молодые, и старые, и наши, русские, и «темные». Неподалеку от меня мужчина живет, простой рабочий. Всю зарплату принес и положил. Сказал: на храм. А у самого дети. Люди -- они добрые.
Но, видимо, не все и не всегда. От одного из крупнейших торговых центров города старушку несколько раз отгоняли с полицией. Так бы и не дали ей спокойной жизни, но Глазьева сходила в приемную Владимира Путина. Там ей четко объяснили: внутрь, бабуль, не заходите, а на улице стойте, где хотите. Кажется, только имя президента с тех пор останавливает здоровенных охранников от того, чтобы тащить пожилую женщину от шикарных порогов дорогого магазина.
В разговорах о «людях добрых» мы быстро доезжаем до Красного Лога. Вдруг Вера Митрофановна хватает меня за руку: «Марьюшка, смотри, наш храм!». И правда, издалека видны верхушки церкви, на которых не хватает куполов. Подъезжаем ближе и ахаем: храм уже «одет» -- поштукатурен и покрашен в радостный голубой цвет. Бабушка, кажется, до сих пор не может нарадоваться. Нам тоже становится как-то теплее. А внутри нас уже ждут -- настоятель, иерей Дионисий, его главный помощник Николай Зорин и еще несколько местных жителей.
Попав внутрь, осматриваемся.
- Мы и сами не ожидали, что в этом году сделаем так много, -- рассказывает иерей Дионисий. -- Думали, что только поштукатурим алтарную часть, а потом все как-то само пошло. Сейчас самое главное, что мы сделали крышу. Затем полностью поштукатурили весь фасад, покрасили. Это очень большая работа.
Сейчас в храме заканчивается газификация. Тут, конечно, не обошлось без помощи «Воронежоблгаза» и его структур в Каширском районе. Помогли и местные предприниматели Николай Панов и Сергей Бизюков. Благодаря этому удалось быстро собрать документы, а проект газификации и вовсе сделали бесплатно.
- Надеемся, что к Рождеству пустим газ, -- говорит иерей Дионисий. А еще в храме будет современный теплый пол.
- Сначала мы хотели поставить батареи, но специалисты из строительного института сказали, что они такую площадь не отопят, лучше положить теплые полы, -- объясняет Николай Зорькин.
Обыкновенное чудо
В храме ко всему подходят очень серьезно: по поводу работ консультируются со специалистами из строительного университета, а фресками будет заниматься профессиональный реставратор. Эти настенные росписи -- настоящая реликвия. Они сохранились с 1860-х годов (именно тогда начал строиться храм Успения Божией Матери) в прекрасном виде.
Кстати, с ними связана по-настоящему волшебная история. Долгое время их не было видно: они были покрыты пылью и шелухой от зерна, которое хранилось тут (в советские годы из церкви сделали зернохранилище). А в прошлом году люди однажды пришли утром в храм и увидели росписи на стенах. Они появились сами, неожиданно, омывшись водой, стекающей сверху (тогда у здания еще не было крыши). И все бы ничего, но произошло это перед Пасхой, в чистый четверг. Как тут не поверить в чудо!
- Ну, может, просто испарения все промыли, -- осторожно предполагает иерей Дионисий.
- Так ведь и раньше крыши не было и вода текла, а такого не случалось, -- не хочет принимать рациональную версию местный житель Владимир Бовлинов. -- Я ж тут сам все убирал, знаю.
Да и столпившиеся возле нас женщины не верят в простые объяснения и повторяют: «Это же чудо!».
- Да, служба идет -- храм оживает, становится иным. Это же живой организм, -- улыбается иерей Дионисий. И мы продолжаем, задрав головы, рассматривать фрески. Они и вправду прекрасны.
- Восстанавливать храм очень сложно. Может, в больших городах и полегче. А у нас если обращаешься к спонсорам, то чаще всего они уже задействованы, помогают кому-то другому. Да, нам тоже оказывают поддержку -- то стройматериалами, то работой. Но, конечно, почти все у нас делается силами народа, -- говорит иерей Дионисий.
- Бабушки последние деньги отдают, а ведь могли потратить их на лекарства, -- подтверждает Николай Зорин. Он из тех, без кого вести строительство было бы очень трудно. Сам предприниматель, он проводит в храме большую часть своего времени: надо все организовать, договориться, согласовать, найти… Работы много. И так уже почти два года. «А почему вы занимаетесь этим, ведь у вас и работа, и семья?» -- спрашиваю я. Он только улыбается и пожимает плечами.
- Честно говоря, хотелось бросить. Но не смог. Сложный вопрос, почему люди помогают. Видимо, понимают, что есть в мире что-то такое, что не объяснимо наукой, что-то неземное. Ну и что тут плохого? Это преобразует жизнь на селе.
- Это правда, -- поддерживает его иерей Дионисий. -- Недаром говорят, что село начинается с храма. Если храм восстанавливается, то начинает развиваться и общество. Вот и у нас в селе появляются и семьи, и дети.
У жителей Красного Лога еще есть куда приложить свои силы. В новом году в храме планируют начать делать звонницу или пристройку. Надо будет штукатурить внутри, укладывать плитку. А еще наверху будут ставить маковки, тем самым закончив крышу. И тогда над селом зазвучат переливистый колокольный звон -- во славу Божию и в благодарность всем, кто неравнодушен.