Чтобы разобраться, как соблюсти интересы горожан и строителей, какова в этом роль власти, в областном Доме журналистов прошёл круглый стол под названием «Строительство в Воронеже. Общественный контроль». Инициатором мероприятия выступило областное казённое учреждение «Агентство по инновациям и развитию».
Владимир Астанин, заместитель главы администрации Воронежа по градостроительству, обрисовал своё виденье архитектурного облика города и проблемы во взаимоотношениях между властью, строительной отраслью и общественностью.
– Я давно определился в своём эмоциональном отношении к нашему городу. Считаю, что Воронеж имеет своё какое-то неповторимое лицо, ему не стоит перед собой ставить задачу быть похожим на Москву или Санкт-Петербург. Воронеж, который находится на границе севера и юга, в какой-то степени более яркий, в нём больше смешано характеров, стилей и направлений. Он, наверное, будет всегда оставаться немножко эклектичным, – отметил Владимир Иванович. – Это и есть лицо Воронежа. Я считаю, что этого не надо стыдиться.
– У нас полно провинциальных губернских городов, где сегодня нет никакого строительства. Наш город развивается. Его образ как раз в соседстве нового и старого, но новостройки, как я всегда говорю, должны быть талантливыми.
– Все идёт от земли. Она приобретается за большие деньги - и возникает конфликт интересов. Строители любым путём стараются добиться желаемого, невзирая на запреты. Порой это вызывает возмущение общественности. Мы стараемся переломить ситуацию так, чтобы, прежде чем приобретать земельный участок, потенциальный застройщик чётко себе представлял, что на нём можно делать, а что нельзя.
– Принято решение ввести процедуру согласования архитектурно-строительного облика объекта. Она начнёт действовать с февраля следующего года во всех муниципалитетах, – пояснила Марина Владимировна. – Процедура будет иметь ясные условия и чёткие сроки.
– Это эффективная практика ещё из советских времён, которая, как сито, способно отсеивать архитектурный брак ещё на этапе замысла, – отметила Марина Ракова.
– Что власть будет разрешать, то строители и будут делать. Строитель должен прийти с пониманием, что на этом участке он может построить вот это - и не более того. Если это социально значимая территория, та, которая формирует облик города, то, в первую очередь, принципы её застройки должны определяться властью. Если строителю не разрешить что-то делать, то сейчас уже очень мало найдётся тех людей, которые бы шли поперёк требований закона. Пятнадцать лет назад это было сплошь и рядом.
– Объекты культурного наследия существую, мягко говоря, в не очень удовлетворительном виде, – считает представитель строительной индустрии, – и существуют только снаружи в виде фасадов, а внутри - беда. Для восстановления всего этого и приведения в нормальный вид нужны средства. Власть и муниципалитет не имеют таких возможностей. Определиться надо с тем, что хочется сохранить – те кирпичи, которые положили в восемнадцатом веке, или эстетику этих зданий.
– Может быть, надо было старую арку отштукатурить и покрасить? А может, они поступили правильно, и теперь она не упадёт на случайного прохожего? При этом эстетическое восприятие ворот сохранено.
– Наша компания занимается развитием территории, примыкающей к пансионату «Репное». Там есть достойные объекты культурного наследия, которые были восстановлены руководством нашей области. В частности, усадьбы Сталь фон Гольштейна и церковь во имя преподобного Алексия, человека Божия. Мы имеем участок, у которого нет законодательных ограничений с точки зрения градостроительных норм, но он примыкает к территории храма. Наша компания ставит приоритеты не получить максимальное количество квадратных метров на этом участке, а поработать над созданием среды. Я считаю, что строитель, когда создаёт объекты, должен их примерять на себя, захочет ли он жить в таком окружении, в такой среде и в такой плотности.
– То, что строится в городе, ни в какие рамки не лезет, – считает Лилия Баскакова, председатель совета воронежского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. – Я воспринимаю архитектуру так: либо мне это нравится, либо нет. Нравится, как старое здание сочетается с новым, или нет. Вот с этим в городе у нас плохо. Когда смотришь на архитектуру Санкт-Петербурга, видишь, что великие архитекторы хотели не показать, какие они великие, а старались вписать своё здание в окружающую среду.
Так, председатель совета общества охраны памятников привела пример со строительством, которое вскоре развернётся на улице Платонова на территории усадьбы Быстржинских.
– В этом году были приняты зоны охраны объектов культурного наследия. По вопросу усадьбы предполагается, что на расстоянии в 19 метров от неё возможно строительство зданий не выше 10 метров, а на расстоянии в 45 метров - не выше 15 метров. А там выдано разрешение на строительства дома в 20 этажей! Мы требуем отмены этого разрешения.
– Закон обратной силы не имеет. Выдав разрешение на строительство, когда бизнес уже вложил деньги - и немалые деньги! - вдруг передумать и отозвать обратно – это значит, что суд примет решение в пользу застройщика, – прокомментировал ситуацию Владимир Астанин. – Но существует определённая грань между тем, как было - и как теперь убудет. С момента принятия нормативных актов будет во много раз сложнее вторгаться в историческую среду.
Создатель движения «Архдозор» и экскурсовод Ольга Рудева к вопросу нового строительства в Воронеже отнеслась философски.
– Что и как строить в центре - тема далеко не новая. Давайте заглянем в прошлое, лет на сто назад, и представим себе Большую дворянскую, провинциальный городок... и вдруг вырастает абсолютно непонятное здание гостиницы «Бристоль» - и даже слегка агрессивное! Застройщик планировал три этажа, возвёл четыре. Прошло сто лет. Скажите, это плохо? Дальше - лучше. Поговорим про тридцатые годы. Район Петровского сквера. Уютный сквер, доминанта - памятник императору, напротив здание, в котором теперь музей имени Крамского. И вдруг Николай Троицкий возводит в ужасающем народ конструктивизме, где все параллельно, перпендикулярно, серо и ни одной балясинки, ни одного цветочка, здание ЮВЖД! Как это принимала общественность? Скажите, теперь это хорошо? Так вот, разница только в одном – талантливый это проект или нет.