В начале года рабочая группа российских застройщиков и IT-специалистов в рамках ЕРЗ и Profitbase завершила разработку методологии присвоения классов умного дома многоквартирным новостройкам. Данный факт стал первым этапом создания рейтинга цифровизации строящихся и вводимых в эксплуатацию жилых домов в России.
Ряду жилых комплексов нашего региона присвоили классность. Самый высокий в настоящее время класс «С» получил жилой комплекс Z-town от девелопера «Новый код».
Давайте подробнее познакомимся, что кроется за современными трендами и побеседуем с Дмитрием Батищевым, руководителем Управляющей организации Smile.
Скажите, цифровизация – это дань моде, или она всё-таки действительно имеет практическую плоскость применения?
– Думаю, что так вопрос уже не стоит. Тот, кто не задумывается сейчас о внедрении современных IT-решений, рискует в обозримом будущем отстать от рынка. Это уже не дань моде, а серьёзная оптимизация финансовых и трудовых затрат. Дом с цифровой начинкой будет более конкурентным, чем аналог. Его эксплуатация будет проще домов, не имеющих современных технологичных решений.
Расскажите подробнее, какие всё-таки инновации могут так сильно изменить жизнь завтрашних собственников квартир умных многоквартирных домов.
– В основе всех диджитал решений лежит использование технологий информационного моделирования (ТИМ) и интернета вещей. На практике это подразумевает проектирование, строительство и эксплуатацию объекта с использованием одной информационной системы, что все участники процесса будут иметь доступ к исходным данным и необходимым сведениям. Мы будем знать кто, зачем и что запроектировал, когда установил, провёл техническое обслуживания или произвёл ремонт. Это похоже на медицинскую карточку пациента, только кроме истории болезни есть исходный код ДНК и набор рекомендаций по здоровому образу жизни.
Что касается интернета вещей, то применительно к Z-town это значит, что каждый прибор, устройство или инженерная система будет на контроле сервисных специалистов.
Задумывая архитектуру цифровой системы обслуживания и управления Z-town, мы изначально полагали, что для оптимальной эксплуатации инженерной инфраструктуры и взаимодействия с собственниками мы должны построить единую цифровую платформу. Она включает в себя систему управления комплексом, мобильное приложение жителя, мобильное приложение для исполнителя, CRM-систему и собственный расчётный центр.
Дмитрий Батищев
Что такое система управления ЖК?
– Прежде всего это система диспетчеризации всего оборудования. При эксплуатации все параметры работы инженерных систем будут контролироваться в режиме онлайн. Будь то работа насосного оборудования или котельной, лифтов или шлагбаумов, системы пожарной сигнализации и прочего.
Все квартиры мы планируем оснастить счётчиками с дистанционной передачей данных. Вода, электричество или тепло – всё будет считаться в автоматическом режиме. Не нужно помнить про передачу показаний и бояться ошибиться.
Как умные устройства будут помогать в обеспечении безопасности комплекса?
– Хороший вопрос. Сейчас уже никого не удивишь шлагбаумами с пультами. Мы же заложили в эту системы интеллектуальную составляющую. Въезд и выезд машин будет осуществляться в том числе на основе считывания номеров автомобилей. При подъезде номер автомобиля будет считываться камерой и сверяться с базой данных. Если же это будет автомобиль специальных служб, но он будет автоматически распознаваться и беспрепятственно проезжать. Конечно же будет возможность открыть шлагбаум или ворота при помощи традиционного брелока, телефонного звонка или кнопки в мобильном приложении. При этом учет фиксации передвижения всех автомобилей будет вестись постоянно.
А если ко мне приехали гости?
– Вы можете дистанционно предоставить доступ, но в случае, если вы можете не быть на связи, поможет сервис заказа разовых пропусков. В мобильном приложении указываете номер авто и предоставляете возможность проезда. Это может быть такси или курьер, гости или доставка мебели. При помощи данного сервиса вы можете не беспокоиться за своих посетителей.
Следующая составляющая безопасности – видеонаблюдение. Мы решили добавить машинное зрение и запроектировали систему с видеоаналитикой. Система определяет наличие в кадре дыма, драки, забытых вещей, оружия, упавшего человека и пр. В этом случае будет подаваться сигнал о тревожном событии.
Кстати, видеонаблюдение будет охватывать не только дворовую и прилегающую территории, но и колясочную, прачечную, фитнесс-пространства, коворкинг, игровую детскую комнату, а также лифтовые кабины со всеми этажными холлами. Кроме того, панорамные камеры с высоким разрешением будут охватывать весь двор с подкровельного пространства.
Что касается системы контроля доступа, то умные видеодомофоны смогут, в случае согласия пользователя, считывать биометрию и обеспечивать беспрепятственный доступ на территорию комплекса или в подъезд. Будет реализован бесконтактный проход по наличию у гостя bluetooth-метки, которая определиться на подходе к домофону и разблокирует двери.
Что необычного в вашем мобильном приложении для жителей?
– Это не просто мобильное приложение. Это, как сейчас принято называть, единое мобильное приложение, или SuperApp. При написании софта наша задача состояла в том, чтобы объединить в одном приложении все сервисы, которые традиционно включаются в разные программы производителями оборудования (доступ, домофония, видеонаблюдение и пр.). Для этого в качестве интегратора программного обеспечения мы выбрали фирму Ujin и сервис Doma.Ai.
Функционал достаточно широкий. Перечислю основное:
- сервис подачи заявок в управляющую организацию с возможностью отслеживания исполнения и оценки полученного сервиса;
- новости управляющей компании и push-уведомления об аварийных событиях или плановых отключениях;
- оплата счетов за жилищно-коммунальные услуги и платные сервисы сторонних организаций;
- маркетплейс товаров и услуг;
- сервис бесконтактного прохода и проезда;
- дистанционное управление шлагбаумом/воротами/калитками;
- заказ гостевых пропусков на проход или проезд;
- видеоконтроль и видеонаблюдение с аналитикой установленных сценариев;
- видеодомофония с возможностью доступа по face id /BLE;
- автоматическая система контроля и учета всех энергоресурсов (э/энергия, вода и тепло) с онлайн-показаниями приборов учета и доступом к архиву;
- работа с квартирными умными устройствами – контроль протечек с автоматическим перекрытием вводных кранов, управление освещением и питанием розеток, настройка климата, контроль безопасности, уведомления при проникновении в квартиру с передачей сигнала в охранное подразделение УО;
- чат, проведение опросов, голосований и общих собраний собственников.
И есть ещё приложение?
– Да – для сервис-мастеров, которые исполняют заявки. Заявки сотрудниками принимаются в режиме онлайн, а время обработки заявок сокращается. Происходит мгновенная отчётность и оценка работы.
И всем этим нужно научить пользоваться жителей?
– Вы правильно заметили, важная задача — обеспечить использование технологий жителями. Всем резидентам ЖК Z-town вместе с ключами от квартиры будет выдаваться QR-код для установки мобильного приложения с аккаунтом доступа, а также линки для присоединения к нашим социальным сетям и сайту. Обучающий видеоролик поможет в освоении приложения.
Всё будущие жители уже сейчас общаются с менеджментом управляющей организации в созданном telegram-чате. Получить информацию о ЖК, сервисе, разъяснения и ответы на вопросы лучше сейчас.
Особое место в работе УО «Смайл» занимает организация общения в мессенджерах и соцсетях, zoom-конференциях. Таким образом мы вовлекаем максимум жителей, в том числе, проживающих вне текущей локации.
Мы заботимся о репутации. Оценка качества работы управляющей организации происходит как на этапе «закрытия» заявок, так и в плановом режиме, когда мы измеряем NPS (метрика лояльности потребителей) и следим за ее динамикой. Следим за отзывами в различных системах. Кстати, управляющая организация ЖКХ из ГК «Крайс», откуда вышел основной состав менеджмента, обладает наивысшим рейтингом на рынке ЖКХ города, согласно метрике «Яндекс.Отзывы».
Очень интересный рассказ про цифровые технологии. Расскажите нам о ноу-хау «отельного сервиса».
– Для того, чтобы дать сервис отличный от среднестатистического и предвосхитить ожидания собственников, нужно сформировать такой пакет услуг, который обычно не входит в перечень обязательных. Сфера управления недвижимостью начинает трансформироваться. Появляются тенденции отельного сервиса. Если управляющая организация создаст extra-service и сможет реализовать его на высоком уровне, есть шанс, что девелопер получит солидные репутационные преференции. Это не только отразится на лояльности настоящих и будущих покупателей, но и даст добавленную стоимость к будущим квадратным метрам строящегося жилья.
Поэтому, создавая собственную управляющую организацию, мы делали акцент как на высоком клиентском сервисе, так и на перечне дополнительных услуг, не включённом в требуемые законодательные обязательства.
В части клининга мы планируем ежедневную влажную уборку с применением специальных уборочных машин и профессиональных поломоечных средств. Команда озеленителя позаботится о газонах, кустарниках и цветах. Автоматический полив облегчит уход. Собственникам квартир не нужно думать, сколько будет стоить ремонт смесителя или замена вводного автомата. Мы включили ряд мелких работ в бесплатный перечень наших услуг.
Будет организован консьерж-сервис, сотрудники которого встретят гостей, примут корреспонденцию или посылку из интернет-магазина, с удовольствием помогут с организацией погрузки-разгрузки, а также расскажут о новостях в нашем жилом комплексе.
Во всех квартирах будет проведён интернет, включённый в тариф. Жители будут иметь возможность вызвать сотрудников охраны через интерфейс мобильного приложения или по телефону.
Кроме вышеперечисленных услуг, мы организуем ещё ряд сервисов. Это:
прачечная и гладильная;
детская и подростковая игровые комнаты с аниматорами;
фитнес-залы;
коворкинг-зона (соседский центр) с панорамными окнами на 21 этаже;
душевые для собак на первых этажах;
услуги постамата;
колясочные;
бесплатный прокат самокатов и велосипедов;
мойка автомобилей.
В наших планах – установка солнечных электростанций для покрытия потребностей освещения мест общего пользования и организация контейнерной площадки с разделением мусора на более чем 10 фракций.
Мы будем рады создать комьюнити единомышленников.
Фото - «Новый код».