Наверняка жители центральных улиц города часто не могли заснуть по ночам из-за ребят, которые «крутят пятаки» у здания ЗАГСа и ВГУ, устраивают гонки по пустынным улицам и постоянно нарушают ПДД. Конечно, все это запрещено законом, но ведь есть те, кто действительно живёт автомобилями. Эти люди и составляют автомобильное комьюнити города. О том, кто они такие - 20 лет назад и сегодня, попробуем разобраться в нашем материале.
Автомобильные сообщества в Воронеже начали создаваться в начале 00-х годов и некоторые из них существуют до сих пор. Например, Underwheel, Street Race Crew, Renovation и другие. Но самым известным и большим сообществом было VSRL (Воронежская Лига Уличных Гонок). Оно было образовано в июне 2002 года человеком по имени Алексей Шамарин. Именно его принято считать лидером и основателем всей автомобильной «тусовки» в Воронеже.
На встречах VSRL можно было встретить не только автовладельцев, но и автомобильных энтузиастов, фотографов, даже людей без собственного автомобиля. Принимали всех, и сообщество росло довольно быстро. Конечно, не обходилось и без гонок. Первые drag-заезды в Воронеже прошли в ночь с 17 на 18 августа 2002 года. После этого уличные гонки стали неотъемлемой частью сообщества. Все мероприятия проводились на трассе Лесная, конечно же, без согласования с властями города, то есть нелегально.
Заезды проводились регулярно в летнее время вплоть до 2008 года. В 2008-м кто-то из Лиги ушел в комментаторскую деятельность, кто-то - на базу в спорткомплекс «Белый Колодец», но основная масса участников перешла в United Racing Club. Одни из последних заездов в VSRL прошли 21 августа 2010 года, спустя 8 лет со дня основания Лиги. VSRL мог много раз стать легальным, но сам Алексей Шамарин говорит: «Лига никогда не станет легальной. Лига – это улица. Лига – это скорость. Лига – это свист покрышек и запах бензина. Лига – это моя свобода».
В 2010-2015-х годах начинается «эра drag-racing'a». В «Белом Колодце» проходит множество мероприятий, связанных как с дрифтом, так и с drag'ом и даже гонками по пересеченной местности. В Воронеж приезжало большое количество людей из Москвы, Волгограда, Ростова, Пензы и прочих городов центральной России, чтобы поучаствовать в соревнованиях.
К сожалению, теперь drag-заезды в «Белом Колодце» проводятся очень редко, так как трасса считается слишком короткой, покрытие - уже плохим и устаревшим, а большинство туристов из глэмпинга жалуются на постоянный шум.
Летом 2023 года United Racing Club провел несколько мероприятий в «Белом Колодце», но они собрали куда меньше зрителей и участников, чем раньше.
- Такого, как в 10-х годах, больше не будет, наверное, никогда. Если раньше drag и гонки были битвой решений и умений, то сейчас это скорее битва кошелька. Такие мероприятия сейчас просто некому организовывать. Ты либо организатор, либо катаешься. По-другому нельзя, - делится своим мнением Павел, директор воронежской гоночной команды.
Из постоянных автомобильных мероприятий в городе проходят только Drift Battle Series у «Града», редкие drag-заезды и фестиваль «Эстетика».
«Эстетика» - самое ожидаемое автомобильное мероприятие в городе. Оно не совсем массовое из-за уклона в стенс-культуру, но иногда там можно встретить машины, не подверженные серьезному стенс-тюнингу.
- К сожалению, сейчас в городе практически нет автомобильных выставок, drag-мероприятий и чего-то официального, связанного с автомобилями и дрифтом, так как нет поддержки от властей и профильных организаций, а у различных энтузиастов просто не хватает сил для популяризации и развития автомобильной сферы у нас в городе. На данный момент в Воронеже нет полигонов с хорошим асфальтом, больших и просторных треков, поэтому молодежь, увлеченная автомобилями, сейчас лишь нарушает ПДД в центре города и ходит по клубам, - добавляет Павел.
Воронеж - идеальное место для проведения автосоревнований и прочих мероприятий из-за выгодной локации. Город расположен ровно посередине между Москвой и Ростовом-на-Дону - городами, где очень популярна тематика авто среди людей разного возраста.
Наш город обладает внушительной историей автомобильного комьюнити, но именно сейчас все это рискует кануть в Лету из-за вышеперечисленных трудностей.
Закончить этот материал хотелось бы словами Алекса Стрита (Алексея Шамарина):
«Моё самое, наверное, большое пожелание для всех автомобилистов города: будьте вежливы на дорогах. Это действительно важно».
Эти слова действительно важно и ценно слышать от человека, который создал с нуля одно из первых автомобильных сообществ в России. Правила дорожного движения едины для всех. Не забывайте, что, гоняя по центру города, вы подвергаете опасности не только свою жизнь, но и жизни других людей. Берегите себя и окружающих!
Автор: Федор Резников
Текст подготовлен в рамках совместного проекта портала 36ON и школы «Вектор».