Воронежцев предупредили о фейке про повышение пенсионного возраста

Здание 18 века отремонтируют по заказу воронежского онкоцентра
 

Глава СК РФ потребовал от полиции передать дело о погибших в ДТП воронежских подростках

В Борисоглебске парня оштрафовали на 50 тыс. рублей за танцы под песню Сердючки

Воронежцев на рабочей неделе ждут дожди и мокрый снег

Гороскоп на 17 ноября: день противоречий

Пять БПЛА сбили над четырьмя районами Воронежской области в ночь на 17 ноября

Название для нового индустриального парка предлагают выбрать воронежцам

Воронежцы смогут понаблюдать зрелищный звездопад Леониды

Турбаза, которую хотели продать под жилое строительство, подешевела до 509 млн рублей под Воронежем
 

Воронежский «Факел» спустя полвека впервые победил в Саратове

Воронежцы скупили билеты в Сочи и Минеральные воды на Новый год

Домовые чаты Воронежской области массово переходят в мессенджер MAX

 

Более 200 дронов закупят для Воронежского технического университета

Бизнесмена Богомазова из-за болезни не смогли доставить в воронежский суд на оглашение приговора

Беспилотники ВСУ атаковали три города Воронежской области
 

О фейках про «новый смертельно опасный вирус» рассказали воронежцам

В Воронежской области установили прожиточный минимум на 2026 год

400 миллионов, выделенных на строительство ливнёвок в Воронеже, утекли в неизвестность
 

Увеличат зарплаты по перерасчету с 1 июля педагогам и работникам муниципальных детсадов в Воронеже

Сегодня не стоит браться за ответственные дела. Да, есть шанс прослыть лентяем, но иначе все серьезные начинания обернутся крахом

Медианная зарплата превысила 72 тысячи в Воронежской области

Овощи подорожали, но подешевела водка в Воронежской области

Совфед одобрил кандидатуру Валерия Войнова на пост прокурора Воронежской области: что о нём известно

На 150 млн подешевела акваферма по разведению раков под Воронежем

В Воронежской области не допустили в продажу более 2 тысяч тонн опасного мяса и субпродуктов

 

Самая короткая за два десятилетия рабочая зима ждет воронежцев

Сегодня лучше обойтись без сложных стратегий, выбирайте самый простой вариант, тогда вам улыбнется удача

Суд оставил в СИЗО подростка, убившего мать и взорвавшего квартиру в Нововоронеже

Подпольный цех по незаконному производству сигарет накрыли в Воронежской области

Дороги

Машинисты Воронежа будут обучаться на 3D тренажерах


Тяга к знаниям

В эксплуатационном локомотивном депо Воронеж-Курский появился новый тренажерный комплекс "РУСтрейн" формата 3D. Для обучения машинистов тепловоза ЧМЭ-3, предназначенного для перегона маневрового состава, воронежские инженеры создали систему, в которой в точности воспроизведены все нюансы управления локомотивом.


Сила в движении

Кабина метров пять - в ней все как настоящее: один к одному, только новенькое. У рычага контроллера -- ручка управления тяги.

- В отличие от автомобиля, нам надо реализовать тяговые усилия, едем за счет работы тягового двигателя: дизель вращает генератор постоянного электрического тока, он поступает на тяговые пары на колесах, -- чуть ли не на пальцах объяснял принцип работы локомотива начальник депо Андрей Краснов. -- Тренажер дает полную имитацию управления локомотивом, ну разве что нет ощущения ветра, ускорения, воздействия пути. Главное -- максимально приблизить процесс обучения к реальным условиям, отработать все навыки. Мы же специально на пути автомобиль не поставим, чтобы всего лишь посмотреть на реакцию машиниста и его действия в нестандартной ситуации. На тренажере не просто удобнее, комфортнее, но можно и еще записать действия, посмотреть на себя со стороны, показать ошибки другим обучающимся.

На тренажере можно отработать все, что угодно: запрограммировано более 40 ситуаций, которые задает машинист-инструктор -- от вдруг разбившегося лобового стекла, прилипшей к нему и закрывшей обзор газеты, мощного ливня и густого тумана до выехавшего на путь автомобиля и перебегающего перед локомотивом человека.  

- Запускаем дизель, а как только он наберет обороты, начнем движение, -- сел в кресло тренажера машинист-инструктор локомотивных бригад Александр Демин. -- Можем сделать любую картинку за окнами, хоть абстрактную, хоть с узнаваемым пейзажем. Это ручка контроллера и два крана: один обеспечивает торможение локомотива, вторым управляем локомотивом и составом. На панели манометры показывают параметры работы, все сигналы, ориентируясь на которые ведем локомотив, появляются на блоке индикации. Имеются и записи разговоров машиниста, дежурного по станции, диспетчера, идентичные тем, что могут быть в реальности. Они дают команды -- мы их воспроизводим и подтверждаем, повторяя. И только потом, увидев разрешающий сигнал светофора, убедившись, что нет препятствий справа и слева от поезда, имеем право привести локомотив в движение.

За окошками вдруг поплыла картинка синего забора и гравия под ним, словно мы и вправду поехали. "Ух ты", -- хором воскликнули журналисты, словно малые дети, впервые севшие в поезд.

- Впереди зеленый светофор, дублируем машинисту по второму пути, даем оповестительный сигнал бдительности при движении к переезду: большой громкий, -- Демин что-то нажал, и раздался звук, схожий с ревом боевого слона, потом продемонстрировал малый сигнал, подобный свисту закипевшего гигантского чайника. -- Как при путевых работах, чтобы люди отошли на безопасное расстояние.


Учиться, учиться, учиться

 - Система подготовки машиниста предполагает обучение локомотивной бригады, - растолковывал нюансы начальник депо Краснов. - После получения профильного образования надо не менее двух месяцев отработать помощником машиниста, потом узконаправленно шесть месяцев учиться в дорожно-технической школе, затем минимум три месяца стажироваться с опытным машинистом. И это не все. Ежемесячно человек обязан побывать в колонне машиниста-инструктора локомотивных бригад плюс каждый месяц пройти занятия по автоматическим тормозам, управление которыми настолько специфично, что выделено в отдельное обучение. И еще раз в квартал машинист должен сдать зачет, а не сдал - пересдать. Это и есть обязательный профильный тренинг машиниста: постоянно получать и совершенствовать навыки. Как мы можем говорить, что всего достигли и больше некуда двигаться? По словам Бердяева, движение - все, конечная цель - ничто. Программа ОАО "РЖД" направлена на безопасность перевозочного комплекса, что напрямую зависит от уровня обучения и качества знаний локомотивных бригад.


И поездка - в Придачу

Было около полудня, но часы тренажера уверяли -- 20.07. В окошках кабины виднелось серое, почти ночное небо, ветер раскачивал верхушки черных деревьев, на станции загорались фонари и желтели окошки близстоящих домов. Очень хотелось сесть в поезд и покатить по маршруту Москва -- Берлин. Что-то неуловимое способствовало решительности -- одна из журналисток, полагая, что справится с управлением, смело села в кресло тренажера. Слева виртуальное зеркало послушно отобразило запрограммированный коротко стриженный мужской затылок.

- Уехать непросто, -- предупредил Краснов отважную девушку. -- Вот уже заполнилась тормозная магистраль, заработал дизель -- 350 оборотов.

Он помог ей двинуть контроллер, прикоснулся к панели, показывая, где тормозные цилиндры, а где тормозная магистраль. Потом повернули какой-то рычажок, и в левом окошке отразилось, как на рельсы посыпался песок.

- Запитали главные резервуары, поворачиваем на себя рычажок, на блоке индикатора видно, куда едем, обращаем внимание на светофоры, -- помогал журналистке начальник депо. -- Опасность от проезда не на сигнал светофора умножаем в разы в сравнении с автомобилем: на железной дороге это грубейшее нарушение правил движения. Главное -- не проехать на запрещающий сигнал.

За окошками стремительно темнело. "Это Отрожка, едем в сторону Придачи", -- узнал Краснов пейзаж справа. Вдруг в переднем окне появился человечек, перебежал пути, быстро скрылся из виду.

- Нам повезло, потому что надо было остановиться, -- сказал Краснов и вдруг воскликнул: -- Превышена скорость, мы потеряли бдительность, тормозим! Ага, тормоза сработали, но в реальности локомотив остановился бы еще быстрее.

И тут же из динамиков послышалось разбираемое только железнодорожниками невнятное бормотание станционного диспетчера: мол, зачем остановка?

- Опять зарядили тормозную магистраль, разрядившуюся из-за непредвиденной остановки, едем! -- командовал Краснов. -- Александр Николаевич, сделай нам дождь.

Машинист-инструктор локомотивных бригад Александр Демин, словно Зевс, тут же навел на нас непогоду, и по лобовому стеклу побежали ручейки стекающих капель.

- Скорость не более 60 км/час, а мы едем всего 23, так что разгоняйся, -- напоминал Краснов журналистке, та поворачивала рычаг, цифры росли. -- Автомобиль! Красный сигнал светофора!

Вдруг стекло покрылось трещинами, появилась надпись: "Столкновение", и всем стало неловко. "Нам не хватило тормозного пути", -- пояснил начальник.


Время в пути

Целый час в тренажерном зале, где новый комплекс занял место в углу между стендами "Электрическая схема тепловоза ЧМЭ-3" и "Электрическая схема тепловоза ТЭП-70", журналистам демонстрировали его возможности.

- Кабинет по электровозам находится рядом, - пояснил Евгений Кольцов, главный инженер эксплуатационного локомотивного депо Воронеж-Курский. - Учебный центр создан для повышения безопасности движения поездов, которая зависит от знаний локомотивных бригад и умения применить их на практике. В штате депо 650 человек, но 539 из них -- машинисты локомотивов и их помощники. Наше депо перевозит пассажиров, грузы, проводит маневровые работы, то есть формирует на станции составы. Эксплуатируем и подвижные составы своего парка, и тепловозы и электровозы других депо.

Конечно, в учебном центре есть и более простой тренажер электровоза ИП1М, но в сравнении с новинкой формата 3D он казался забытым старичком. К нему, выкрашенному в красный цвет, совсем без стекол, так никто и не подошел.


Другие материалы автора читайте на сайте газеты "Воронежский Курьер".