Горнолыжный комплекс «‎Донгор»‎ под Воронежем снова выставили на продажу

Остановка рухнула на легковушку в воронежском ЖК

Сильный ветер сорвал вывеску с магазина в Воронеже

Вероятно, сегодня вам предстоит некое соперничество. В целом, день неплох, хоть и будет наполнен определенными переживаниями

Суд в Кемеровской области поместил под стражу обвиняемых в убийстве лискинцев

Из-за ОРВИ закрыли на карантин классы в двух школах Воронежа

Девять человек погибли на железных дорогах Воронежской области
 

На Вогрэсовском мосту в Воронеже увеличат количество полос для борьбы с пробками

Воронежская прокуратура проверит «креативные» предложения по борьбе с бездорожьем от главы села

Лесотехнический университет загорелся в Воронеже

Подрядчиков на два городских маршрута ищут в Воронеже

17 снарядов взорвали в Воронежской области 

Воронежцев предупредили о новой схеме мошенников с доставкой цветов и подарков

В Воронеже на проспекте Патриотов и Кольцовской сегодня отключат светофоры

День будет интересным. Во-первых, в отличии от предшествующих двух суток, наконец, обойдется без провокационных ситуаций, а во-вторых, сегодня ваша жизнь непременно изменится в каком-либо аспекте
 

Численность госслужащих сократят в Воронежской области на 10%

Мэр рассказал о сроках запуска в Воронеже электробусов и новых троллейбусов

Воронежцу попалась монета с «Ежиком в тумане»

Труп 70-летнего мужчины нашли в сгоревшем в воронежском селе доме

Сегодня определенно стоит следовать этому совету из детской книги, ведь провокаторы будут подстерегать на каждом шагу
 

Фейковые листовки с информацией о ядерных ударах распространяют в Воронеже

Перебои с телевещанием ожидаются на юге Воронежской области

В Воронеже приступили к подготовительным работам перед реконструкцией Центрального стадиона профсоюзов

Воронежский проект «Бетонные сады» получил архитектурный «Оскар»

Мэр рассказал о сроках запуска в Воронеже электробусов и новых троллейбусов

Специалисты устранили утечку на Московском проспекте в Воронеже

На атомной станции в Нововоронеже включат сирены 21 ноября

Николай Саврун может покинуть пост главного прокурора Воронежской области

Неизвестные напали с ножом на экс-тренера воронежского «Факела» Вадима Евсеева

Температурные качели ждут воронежцев на рабочей неделе

Дороги

Машинисты Воронежа будут обучаться на 3D тренажерах


Тяга к знаниям

В эксплуатационном локомотивном депо Воронеж-Курский появился новый тренажерный комплекс "РУСтрейн" формата 3D. Для обучения машинистов тепловоза ЧМЭ-3, предназначенного для перегона маневрового состава, воронежские инженеры создали систему, в которой в точности воспроизведены все нюансы управления локомотивом.


Сила в движении

Кабина метров пять - в ней все как настоящее: один к одному, только новенькое. У рычага контроллера -- ручка управления тяги.

- В отличие от автомобиля, нам надо реализовать тяговые усилия, едем за счет работы тягового двигателя: дизель вращает генератор постоянного электрического тока, он поступает на тяговые пары на колесах, -- чуть ли не на пальцах объяснял принцип работы локомотива начальник депо Андрей Краснов. -- Тренажер дает полную имитацию управления локомотивом, ну разве что нет ощущения ветра, ускорения, воздействия пути. Главное -- максимально приблизить процесс обучения к реальным условиям, отработать все навыки. Мы же специально на пути автомобиль не поставим, чтобы всего лишь посмотреть на реакцию машиниста и его действия в нестандартной ситуации. На тренажере не просто удобнее, комфортнее, но можно и еще записать действия, посмотреть на себя со стороны, показать ошибки другим обучающимся.

На тренажере можно отработать все, что угодно: запрограммировано более 40 ситуаций, которые задает машинист-инструктор -- от вдруг разбившегося лобового стекла, прилипшей к нему и закрывшей обзор газеты, мощного ливня и густого тумана до выехавшего на путь автомобиля и перебегающего перед локомотивом человека.  

- Запускаем дизель, а как только он наберет обороты, начнем движение, -- сел в кресло тренажера машинист-инструктор локомотивных бригад Александр Демин. -- Можем сделать любую картинку за окнами, хоть абстрактную, хоть с узнаваемым пейзажем. Это ручка контроллера и два крана: один обеспечивает торможение локомотива, вторым управляем локомотивом и составом. На панели манометры показывают параметры работы, все сигналы, ориентируясь на которые ведем локомотив, появляются на блоке индикации. Имеются и записи разговоров машиниста, дежурного по станции, диспетчера, идентичные тем, что могут быть в реальности. Они дают команды -- мы их воспроизводим и подтверждаем, повторяя. И только потом, увидев разрешающий сигнал светофора, убедившись, что нет препятствий справа и слева от поезда, имеем право привести локомотив в движение.

За окошками вдруг поплыла картинка синего забора и гравия под ним, словно мы и вправду поехали. "Ух ты", -- хором воскликнули журналисты, словно малые дети, впервые севшие в поезд.

- Впереди зеленый светофор, дублируем машинисту по второму пути, даем оповестительный сигнал бдительности при движении к переезду: большой громкий, -- Демин что-то нажал, и раздался звук, схожий с ревом боевого слона, потом продемонстрировал малый сигнал, подобный свисту закипевшего гигантского чайника. -- Как при путевых работах, чтобы люди отошли на безопасное расстояние.


Учиться, учиться, учиться

 - Система подготовки машиниста предполагает обучение локомотивной бригады, - растолковывал нюансы начальник депо Краснов. - После получения профильного образования надо не менее двух месяцев отработать помощником машиниста, потом узконаправленно шесть месяцев учиться в дорожно-технической школе, затем минимум три месяца стажироваться с опытным машинистом. И это не все. Ежемесячно человек обязан побывать в колонне машиниста-инструктора локомотивных бригад плюс каждый месяц пройти занятия по автоматическим тормозам, управление которыми настолько специфично, что выделено в отдельное обучение. И еще раз в квартал машинист должен сдать зачет, а не сдал - пересдать. Это и есть обязательный профильный тренинг машиниста: постоянно получать и совершенствовать навыки. Как мы можем говорить, что всего достигли и больше некуда двигаться? По словам Бердяева, движение - все, конечная цель - ничто. Программа ОАО "РЖД" направлена на безопасность перевозочного комплекса, что напрямую зависит от уровня обучения и качества знаний локомотивных бригад.


И поездка - в Придачу

Было около полудня, но часы тренажера уверяли -- 20.07. В окошках кабины виднелось серое, почти ночное небо, ветер раскачивал верхушки черных деревьев, на станции загорались фонари и желтели окошки близстоящих домов. Очень хотелось сесть в поезд и покатить по маршруту Москва -- Берлин. Что-то неуловимое способствовало решительности -- одна из журналисток, полагая, что справится с управлением, смело села в кресло тренажера. Слева виртуальное зеркало послушно отобразило запрограммированный коротко стриженный мужской затылок.

- Уехать непросто, -- предупредил Краснов отважную девушку. -- Вот уже заполнилась тормозная магистраль, заработал дизель -- 350 оборотов.

Он помог ей двинуть контроллер, прикоснулся к панели, показывая, где тормозные цилиндры, а где тормозная магистраль. Потом повернули какой-то рычажок, и в левом окошке отразилось, как на рельсы посыпался песок.

- Запитали главные резервуары, поворачиваем на себя рычажок, на блоке индикатора видно, куда едем, обращаем внимание на светофоры, -- помогал журналистке начальник депо. -- Опасность от проезда не на сигнал светофора умножаем в разы в сравнении с автомобилем: на железной дороге это грубейшее нарушение правил движения. Главное -- не проехать на запрещающий сигнал.

За окошками стремительно темнело. "Это Отрожка, едем в сторону Придачи", -- узнал Краснов пейзаж справа. Вдруг в переднем окне появился человечек, перебежал пути, быстро скрылся из виду.

- Нам повезло, потому что надо было остановиться, -- сказал Краснов и вдруг воскликнул: -- Превышена скорость, мы потеряли бдительность, тормозим! Ага, тормоза сработали, но в реальности локомотив остановился бы еще быстрее.

И тут же из динамиков послышалось разбираемое только железнодорожниками невнятное бормотание станционного диспетчера: мол, зачем остановка?

- Опять зарядили тормозную магистраль, разрядившуюся из-за непредвиденной остановки, едем! -- командовал Краснов. -- Александр Николаевич, сделай нам дождь.

Машинист-инструктор локомотивных бригад Александр Демин, словно Зевс, тут же навел на нас непогоду, и по лобовому стеклу побежали ручейки стекающих капель.

- Скорость не более 60 км/час, а мы едем всего 23, так что разгоняйся, -- напоминал Краснов журналистке, та поворачивала рычаг, цифры росли. -- Автомобиль! Красный сигнал светофора!

Вдруг стекло покрылось трещинами, появилась надпись: "Столкновение", и всем стало неловко. "Нам не хватило тормозного пути", -- пояснил начальник.


Время в пути

Целый час в тренажерном зале, где новый комплекс занял место в углу между стендами "Электрическая схема тепловоза ЧМЭ-3" и "Электрическая схема тепловоза ТЭП-70", журналистам демонстрировали его возможности.

- Кабинет по электровозам находится рядом, - пояснил Евгений Кольцов, главный инженер эксплуатационного локомотивного депо Воронеж-Курский. - Учебный центр создан для повышения безопасности движения поездов, которая зависит от знаний локомотивных бригад и умения применить их на практике. В штате депо 650 человек, но 539 из них -- машинисты локомотивов и их помощники. Наше депо перевозит пассажиров, грузы, проводит маневровые работы, то есть формирует на станции составы. Эксплуатируем и подвижные составы своего парка, и тепловозы и электровозы других депо.

Конечно, в учебном центре есть и более простой тренажер электровоза ИП1М, но в сравнении с новинкой формата 3D он казался забытым старичком. К нему, выкрашенному в красный цвет, совсем без стекол, так никто и не подошел.


Другие материалы автора читайте на сайте газеты "Воронежский Курьер".